Знаменитому советскому летчику-истребителю Александру Покрышкину однажды пришлось выступить в роли этакого «миротворца», защищая стрелка-радиста самолета-штурмовика от гнева его командира.
Вот как этот случай описал пилот Ил-2 Николай Майоров (сайт «Я помню»): «Мы как-то ходили на разведку над Украиной. Линию фронта прошли нормально, посмотрели, что требовалось. Назад идем, смотрю – идет какой-то эшелон. Я на бреющем подошел к нему, из пушек, из пулеметов как дал... А он оказался под завязку набит известкой – немцы видать что-то строили. Пошел такой дым, известковая пыль. Думаю: «Твою мать, на что я такое напал?» Думал, они везут боеприпасы, а тут такая ерунда. Ушел восвояси».
Но спокойно добраться до родного аэродрома экипажу Ил-2 не довелось: «Назад возвращаемся, уже подходим к линии фронта, осталось километров пятьдесят. Оборачиваюсь – у меня на хвосте висит «мессер». Думаю: «А чего стрелок-то спит?!» Кричу ему – а тот от страха ползает по дну кабины!»
Но, к счастью для экипажа Ил-2, немецкий летчик тоже почему-то оплошал, не сумел воспользоваться выгодной для него ситуацией: «А «мессеру», считай, надо только на кнопки нажать – и меня нет. Я все потом думал, почему он меня не смахнул. У них в самолетах стояла пневматическая перезарядка. Нажал кнопку – оружие готово к бою, можешь стрелять. Может, он где-то стравил воздух, и это меня спасло, не знаю».
«Разбор полетов» взбешенный пилот начал проводить сразу после приземления: «В общем, пришел я домой, выхватил пистолет и давай бегать за этим стрелком по аэродрому. Решил дать ему понять, что так воевать нельзя. Понятное дело, что он еще мальчишка, но война требовала воспитывать из него мужчину. Бегу за ним с пистолетом: «Я тебя пристрелю, сволочь! Мне такие стрелки не нужны». Ох, как он у меня бежал».
Можно себе представить, что в этот момент испытывал «воспитуемый» стрелок-радист. Но надо отметить, что решение летчика именно таким образом «дать ему понять, что так воевать нельзя» было проявлением гуманизма. Доклад летчика начальству о поведении молодого стрелка-радиста, если бы он был сделан, вполне мог закончиться трибуналом и штрафной ротой...
«Воспитание» стрелка-радиста закончилось неожиданным вмешательством знаменитого советского аса: «Пробежали большой круг, слышу окрик: «Что ты за ним бегаешь?!» Повернул голову, смотрю – стоит Покрышкин. Он как раз вышел покурить. «Обязательно, – говорю, – его пристрелю. Представляешь, «мессер» на хвосте висит, а он на пол сел и сидит». Тот смеется: «Что ты от него хочешь? Сопливый мальчишка, только что из школы. Ну, его на хрен, пойдем в столовую выпьем водки!». Мы с ним пошли в столовую, выпили там, пообедали. Так я познакомился с Александром Ивановичем Покрышкиным. Потом он меня несколько раз прикрывал».
Любопытно – сколько пришлось бы убегать стрелку-радисту, если бы Покрышкин не вышел покурить и за него не заступился?
Читайте нас: