О штурме Кенигсберга в апреле 1945 года написано много ярких страниц. Но мало кто знает, что считавшийся неприступным город-крепость наши бойцы взяли благодаря мужеству и героизму, но и с... Божией помощью.
К строительству хорошо развитых, долговременных инженерных сооружений на территории Восточной Пруссии немцы приступили еще в 1932 году и продолжали развивать их до нападения на Советский Союз. После поражения под Сталинградом в 1943-м гитлеровцы усиленно возобновили это строительство.
Прусская крепость
В результате в районе Кенигсберга был создан ряд современных укрепленных районов, включающих сильные в инженерном отношении фронтальные и отсечные позиции. Крупные узлы обороны насытили долговременными сооружениями. Ранее созданные старые крепости модернизировали.
“ Легендарный командарм Василий Чуйков после Сталинграда, как свидетельствуют очевидцы, стал посещать православные храмы, ставить свечи перед иконами ”
Первая линия, оборудованная в шести-восьми километрах от центра города, состояла из нескольких сплошных траншей, противотанкового рва, линии надолб, проволочных заграждений и минных полей.
На ней находилось полтора десятка старых фортов, каждый из которых был подготовлен для круговой обороны – под трехметровым перекрытием из кирпича и железобетона, покрытого четырехметровым слоем земли, укрывался гарнизон в 250–300 человек. В промежутках между фортами размещалось 60 дотов и дзотов. Все подступы к фортам простреливались многослойным артиллерийским и пулеметным огнем.
По окраинам Кенигсберга проходила вторая позиция, включавшая в себя прочные каменные здания, баррикады, железобетонные огневые точки. Английская авиация вместо удара по этим позициям в марте разбомбила жилые кварталы города, чем еще больше ожесточила сопротивление гарнизона крепости. Третья позиция, опоясывающая центральную часть Кенигсберга, включала бастионы, равелины, башни и ряд весьма прочных построек. И эту неприступную, как считало гитлеровское командование, крепость красноармейцы взяли штурмом за три дня. 9 апреля 1945 года комендант Кенигсберга генерал пехоты Отто Ляш сдался в плен, гарнизон капитулировал.
Крестный ход против пушек
В истории взятия Кенигсберга есть вещи, в которые трудно поверить материалисту. Об этом несколько лет назад мне рассказал полковник в отставке Иван Медведев, который в победном 1945-м командовал разведвзводом. Я тогда как-то не обратил внимания на эти слова, но недавно нашел свидетельства очевидцев тех событий. А дело согласно воспоминаниям участника штурма Кенигсберга Николая Бугаенко было так.
7 апреля, на Благовещение, они ждали боя и вдруг увидели, что вдоль линии фронта движется крестный ход, идущие во главе колонны православные священники несут Казанскую икону Божией Матери с приличествующими моменту песнопениями. А дальше произошло и вовсе невероятное. Увидев процессию, фашисты неожиданно побросали оружие и с криком «Мадонна!» побежали прочь. Без единого выстрела наши бойцы заняли тот участок обороны. Видела крестный ход и матушка София ( Екатерина Михайловна Ошарина), цветовод-озеленитель Раифского монастыря, прошедшая дорогами войны от Москвы до Берлина.
«Помню Кенигсберг. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом – крепость. Сколько наших солдат погибло! Взяли Кенигсберг с Божией помощью, – вспоминает матушка. – Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли Казанскую икону Божией Матери... Солдаты улыбаются: «Ну батюшки пришли, теперь дело будет!». И только монахи запели – стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились и за какие-то четверть часа прорвались... Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало». Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю».
Пимен, спасай!
Однако это далеко не единственный случай, когда будущей Великой Победе помогли священнослужители. Рассказывая о патриархе Пимене, протоиерей Николай Агафонов указывает, что в 1941 году иеромонах Пимен отбывал ссылку в Средней Азии. В августе 1941 года его призвали в армию и зачислили рядовым красноармейцем в 702-й стрелковый полк. «Однажды полк, оказавшись в окружении, попал в такое кольцо огня, что люди были обречены, – пишет Агафонов. – В полку знали, что среди солдат есть иеромонах, и, не боясь уже ничего, кроме смерти, бухнулись ему в ноги: «Батя, молись. Куда нам идти?». У иеромонаха Пимена была потаенно запрятанная икона Божией Матери, и теперь под огнем фашистов он слезно молился пред ней. И сжалилась Пречистая над гибнущим воинством — все увидели, как ожила вдруг икона, и Божия Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся…»
А вот воспоминания офицера-пехотинца Михаила Старикова, который после ожесточенного боя встретился с оставшимися в живых штрафниками: «Вдруг один из них направляется ко мне, подходит, сует в ладонь какой-то предмет и говорит следующие слова: «Ему не помогло, может тебя сбережет! Держи, лейтенант». Открываю ладонь, а там перламутровый крест на нитке, тоже из перламутра, а в центре креста – Христос на распятии. И хоть я никогда не был православным, но берег этот крест как зеницу ока, и был мне он дороже самой моей жизни. Я верил, что пока этот крест при мне, меня не убьют на войне. И когда в апреле сорок пятого года меня изрешетило осколками, я думаю, что этот крест меня спас и защитил. Один из осколков попал прямо в грудь с левой стороны, пробил блокнот и документы, лежавшие в левом нагрудном кармане, и, видимо, потеряв убойную силу, застрял в мышцах груди прямо напротив сердца, рядом с крестом…»
Сталинградская богоматерь
Государственный архив Российской Федерации недавно обнародовал уникальный документ – отчет уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви по УССР тов. Ходченко председателю этого же Совета Г. Г. Карпову. В нем убежденный атеист доносил вышестоящему начальству... о Божием чуде, свидетелями которого стали солдаты и офицеры полка, прибывшего на Украину со Сталинградского фронта.
В середине июля 1942 года в район Сталинграда была направлена 62-я армия генерала Василия Чуйкова, на которую легла основная тяжесть борьбы с противником, силы коего насчитывали двадцать шесть дивизий. К октябрю 1942 года фашисты захватили часть Сталинграда, а 15 октября овладели Сталинградским тракторным заводом и на двухкилометровом участке вышли к Волге. Положение наших войск осложнилось. 11 ноября фашисты, предприняв очередную попытку штурма города, заняли несколько корпусов завода «Баррикада». Героически сражавшаяся армия генерала Чуйкова оказалась рассеченной на три части. Но в самый критический момент боя защитники Сталинграда увидели над городом такое, что заставило их содрогнуться. В ночном небе появилось некое таинственное знамение, указывающее на спасение города, армии и на скорую победу советских войск. К сожалению, в найденном документе нет конкретных сведений о том, что именно увидели защитники города в Сталинградском небе: было ли то явление Божией Матери, указующей путь отступления немецких войск, как это бывало не раз во время других сражений, или же какое-то другое знамение, свидетельствующее о явной Божией помощи нашим бойцам.
Кстати, среди руин Сталинграда единственным уцелевшим зданием оставалась церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом преподобного Сергия Радонежского. Легендарный командарм Василий Чуйков после Сталинграда, как свидетельствуют очевидцы, стал посещать православные храмы, ставить свечи перед иконами. Особенным чудом было и то, что в разрушенном Сталинграде были открыты первые церкви: в мае 1943 года – Никитский храм, в июле 1945 года – Казанский собор.
Историй чудесного спасения за годы великой войны было множество. Так, в Тракторозаводском районе выстоял в бомбежку всего лишь один дом, в котором жила пожилая женщина. Всякий раз, когда начинался артобстрел, она выносила старинную Казанскую икону Богоматери и с молитвами обходила дом до тех пор, пока не стихал гул самолетов. Так и дом спасла, и с фронта все мужчины ее семьи вернулись живыми.
Есть немало и других историй спасения наших воинов в годы войны, связанных с Казанской иконой Божией Материи, другими церковными святынями. Как нам, воспитанным в духе воинствующего атеизма, к ним относиться? Каждый вправе сам сделать выводы.
Воздастся по вере
Я же приведу еще две истории, свидетелем которых был сам. Несколько лет назад мы с друзьями, ветеранами-подводниками Северного флота, привезли в дар монахам Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря икону из Киево-Печерской лавры «Собор преподобных старцев Печерских». У главного фасада монастыря нас встретили монахи, послушники и трудники во главе с настоятелем Варлаамом (Дульским). Игумен, приняв икону, поцеловал святыню, то же проделали и остальные встречающие. Затем настоятель монастыря объявил: вы привезли нам святыню, и мы хотим ваш подарок установить у мощей Антония Сийского и вместе помолиться. Вслед за игуменом Варлаамом под колокольный звон и молитвы монахов мы вошли в главный храм обители, который только восстанавливался и казался темным и холодным. Настоятель монастыря медленно установил икону «Собор преподобных старцев Печерских» на гробницу. И в этот момент, как по команде, в храме стало светло, будто кто-то включил яркий свет. На улице был поздний вечер, пасмурно, и именно в этот момент заходящее солнце пробилось сквозь тяжелые дождевые тучи, проникнув в храм под таким углом, что осветило все. Как здесь не поверить в чудо?
Нечто подобное произошло и во время возложения православного креста и венков в точке гибели атомной подводной лодки «Курск», куда мы пришли на буксире «Николай Чикер» вместе с родственниками погибших подводников. После отдания почестей экипажу «Курска» в небе появились чайки (до берега было 185 километров) и сквозь пасмурный горизонт пробились лучи солнца. Для многих нерелигиозных людей это стало знаковым явлением.
На пряжках ремней гитлеровских солдат были выбиты слова «С нами Бог». Но Господь, как считают ветераны Великой Отечественной войны, был на стороне Красной Армии, ее бойцов и командиров. Бог всегда на стороне тех, кто служит правому делу и сражается за правое дело.
Читайте нас: