Уроженец города Очер Пермского края вошел в историю советских Вооруженных Сил как выдающийся военный инженер. Первый профессиональный опыт получил в Гражданскую. А к Советско-финляндской вырос в одного из самых авторитетных советских военных инженеров. Его «Наставления по наводке усиленных понтонных мостов» стали руководящим документом для инженерных войск РККА. По проекту Хренова отечественная промышленность стала выпускать уникальные понтонные парки.
Прорыв линии Маннергейма – во многом заслуга начальника инженерных войск 7-й армии Северо-Западного фронта Аркадия Хренова. Под его руководством в кратчайшие сроки была построена точная копия финляндских укреплений. На этом полигоне проходили тренировки артиллеристов, пехотинцев, танкистов. Командование добилось того, что они стали действовать как единый организм в тесной привязке к инженерным средствам.
За медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина последовало служебное продвижение. Хренов возглавил Главное военно-инженерное управление РККА. Правда, на этой должности пробыл недолго. За месяц до начала Великой Отечественной назначение начальником инженерного управления Московского военного округа.
“ По болотам стали плавать плоты, на которых начинж умудрился оборудовать дзоты ”
С начала войны Хренов занимал должности заместителя командующего Южным фронтом по инженерной обороне Одессы и Севастополя, начальника инженерных войск Крымского фронта. Мощные рубежи укреплений, оперативное решение вопроса по огневым точкам, сложнейшая прокладка траншей и переходов в скальных породах – заслуга Хренова, отмеченная вторым орденом Ленина.
Далее Волховский фронт. Начинж Хренов прояил чудеса изобретательности, чтобы захватить плацдарм под Киришами на правом берегу Волхова. На полоску земли под названием Высокая роща был сделан 180-метровый подкоп, в него заложено 30 тонн взрывчатки.
Начинж фронта решил проблему укреплений в болотах. Диву даешься, что сооружали вверенные ему подразделения из жердей, бревен, хворостяных матов. Не только укрытия, блиндажи, но и ходы сообщения. Хренов постоянно находил нестандартные решения при прокладке гатей, маневренных дорог из деревянных кряжей. Серьезным препятствием для фашистов стали завалы и засеки из деревьев. Применялось плотное минирование. А по болотам стали плавать плоты, на которых Хренов умудрился оборудовать дзоты.
Отметим его колоссальный вклад в военно-инженерное обеспечение частичной, а затем и полной деблокады Ленинграда. Генерал так готовил штурмовые отряды, что они с минимальными потерями взламывали состоявшую из ряда полос оборонительную инфраструктуру гитлеровцев. И завязывали сражение в глубине вражеской обороны. А за штурмовыми отрядами уверенно двигались пехотинцы и танкисты.
После снятия блокады Хренов – начальник инженерных войск Карельского фронта. Здесь ключевое значение имело форсирование реки Свирь, где у врага была мощная оборонительная инфраструктура. С подачи начинжа на одном из близлежащих озер в кратчайшие сроки появляется полигон. До седьмого пота мотострелки и саперы отрабатывали форсирование Свири. А Хренов придумал, как обвести противника вокруг пальца. Воображение начинжа рождает две переправы через Свирь, одна из которых бутафорская. Но враг поверил в ее реальность – так искусно все было сделано.
Хренов отличился и в ходе войны с Японией. Он был начальником инженерных войск 1-го Дальневосточного фронта. Сталин потребовал в наикратчайшие сроки изгнать войска Хирохито из Харбина и Гирина. Хренов прекрасно понимал, что если враг взорвет мосты через Сунгари, наступление не даст быстрого результата. Нужен был ход, который застал бы японцев врасплох. Генерал-полковник инженерных войск нашел его: стремительная высадка красноармейских воздушных десантов на аэродромы Квантунской армии. Результат превзошел ожидания.
Он еще 15 лет служил в ВС СССР. Сначала в оперативно-стратегических объединениях на Дальнем Востоке, потом в центральном аппарате Министерства обороны СССР. Ушел из жизни 29 декабря 1987 года.
Читайте нас: