В одной из первых статей про крейсеры мы подробно разобрали, что такое Вашингтонское соглашение и как прекрасно оно боролось с эволюцией боевых кораблей в целом и крейсерами в частности.
Но именно это соглашение и провело границу между легкими и тяжелыми крейсерами. Да, именно британцам, упорно не желавшим пускать на слом дорогущие «Хокинсы», принадлежит инициатива о введении максимального показателя в 10 000 тонн водоизмещения и 203-мм главного калибра.
Штаты не возражали, а остальных как бы особо и не спрашивали. Вторая половина ограничений заключалась в том, чтобы не дать японцам строить столько кораблей, сколько они хотели. Потому и был ограничен тоннаж строящихся кораблей, а потом ограничили и количество.
США могли иметь не более 18 тяжёлых крейсеров, Великобритания и её доминионы — не более 15, Япония — 12. Суммарное водоизмещение тяжёлых крейсеров в составе флотов отдельных стран-участниц договора не должно было превышать: для США — 180 тыс. т, для Великобритании — 146,8 тыс. т, для Японии — 108,4 тыс. т.
Франция и Италия подписать договор отказались, и США с Великобританией пришлось прессовать их отдельно. В итоге французам и итальянцам пришлось довольствоваться 7 тяжелыми крейсерами на флот.
Вот вкратце то, что принесли этапы Вашингтонского соглашения 1930 и 1932 годов.
А вот потом начались чудеса интересные, поскольку японцы в 1936 году демонстративно наплевали на соглашения и отказались что-либо подписывать и выполнять. Потому-то в войну Япония вошла с 18 тяжелыми крейсерами. Столько же, сколько имели США и Великобритания по отдельности.
Более того, учитывая, что на условности договора японцы облокотились еще раньше, когда начали строительство нового флота и поняли, что в 10 000 тонн вместить все желаемое нереально.
Наверное, именно потому японские тяжелые крейсеры получились просто прекрасными кораблями. Возможно, кто-то станет это оспаривать, но мое мнение таково, что именно японские тяжелые крейсеры были лучшими кораблями Второй мировой войны в этом классе. И качественно, и количественно.
Конечно, впереди у нас будут и «Балтиморы», и «Хипперы», и «Лондоны», и «Сюффрены». И конечно, мы будем их сравнивать друг с другом. Но сейчас начнем разговор о японских тяжелых крейсерах, тем более что «Мёко» уже были рассмотрены.
А потому мы вернемся в начало. А началом тяжелых крейсеров японского флота были крейсеры типа «Фурутака».
С названием вообще получился интереснейший и даже мистический случай. Вообще, тяжелые крейсеры полагалось именовать по названиям гор, коих в Японии предостаточно. Но головной корабль серии получил имя «Како» в честь речки в префектуре Хёго. И серия должна была именоваться по первому кораблю, как общеизвестно. И быть бы первым японским тяжелым крейсерам типом «Како», но вмешались боги, не иначе.
В общем, получилось так, что в Японии произошло сильное землетрясение. Это обычное и нормальное дело, их там трясло от сотворения мира. Но на «Како» упал огромный портальный кран, что прервало на три месяца стройку. Таким образом, первым был достроен «Фурутака» и все встало на свои места. Традиции остались нетронутыми, а оба корабля были достроены без происшествий.
То, что корабли удались, стало ясно на первых же ходовых испытаниях, когда «Фурутака» показала скорость 35,2 узла. В контракте значились 34,5 узла. Все выдохнули, пришла пора осмысления на тему «а что у нас получилось».
А получилось-то весьма хорошо. Как-то вдруг до всех дошло, что «Фурутака» — это корабль, который будет сильнее «Хокинса», который был вроде как эталоном того времени.
Шесть 200-мм орудий в одноорудийных башнях, расположенных пирамидами друг над другом по три на носу и корме, выпускали в залпе 660 кг металла и взрывчатки при 544 кг из шести орудий у «Хокинса». Да, стволов у «Хокинса» было больше, семь, но в самом лучшем случае стрелять могли только шесть. Плюс калибр был поменьше, 190 мм.
Но на этом японские корабелы не остановились и все нереализованные хотелки воплотили в крейсерах типа «Аоба», придумав для них современные двухорудийные башни. Об «Аобах» рассказ впереди, крейсеры вообще удались, новые башни с новыми орудиями давали скорострельность в три выстрела в минуту. Вес залпа составил 1980 кг.
Почему я так расписываю другой корабль? Все элементарно. Увидев, что можно сделать еще лучше, японцы модернизировали «Фурутаки» до «Аоба», заменив одноорудийные башни на новые, с двумя стволами.
И таким образом два типа крейсеров фактически слились в один. Да, полноценными вашингтонскими тяжелыми крейсерами они так и не стали, уступая появившимся позже «Пенсаколам» и «Лондонам», например, но кораблики вышли вполне себе пристойные.
Итак, что у японских корабелов вышло?
Водоизмещение. Изначально: 7 500 т (стандартное), после модернизаций: 8 561 т (стандартное), 11 273 (полное).
Длина: 183,46 м (по ватерлинии).
Ширина: 16,93 м.
Осадка: 5,61 м.
Бронирование.
Броневой пояс: 76 мм;
Палуба: 32-35 мм;
Башни: 25-19 мм;
Мостик: 35-мм;
Барбеты: 57-мм.
В целом бронирование не очень далеко ушло от легких крейсеров той же Британии, но: японцы сознательно приносили бронирование в жертву скорости и дальности плавания.
Двигатели: 4 ТЗА «Мицубиси-Парсонс», 10 «Кампон Ро Го», 109 340 л. с.
Скорость хода 35,22 узла на испытаниях, с полной загрузкой 32,95 узла.
Дальность плавания фактическая составляла 7 900 морских миль на 14 узлах.
Экипаж — 639 человек.
Вооружение.
Главный калибр изначально состоял из 6 200-мм орудий Тип 3, которые заменили на 3 башни по 2 ствола 203-мм Тип 3 №2. Произошло смещение в сторону носовой части, там теперь было 4 ствола и 2 на корме.
Зенитная артиллерия. 4 универсальных орудия 120 мм, 4 двуствольных зенитных автомата 25 мм, 2 спаренных пулемета 13,2 мм.
Торпедное вооружение. 8 (2 × 4) торпедных аппаратов 610 мм Тип 92 с боекомплектом 16 торпед.
Авиационное вооружение. Катапульта (была не сразу, установили в 1933 году), 2 гидросамолета.
В целом перед нами вполне себе такой прогрессивный крейсер-рейдер, способный к выполнению довольно широкого спектра задач. Да, откровенно слабое зенитное вооружение, но с этим проблемы у японцев были всегда.
Вообще, оба крейсера стали своеобразными испытательными платформами, на которых отрабатывалась сама концепция японских тяжелых крейсеров. И сегодня можно с уверенностью сказать, что без довольно небольших «Фурутак» не состоялось бы красавцев «Могами», «Тоне» и «Такао».
В процессе усовершенствований корабли получили более длинные дымовые трубы, мостик был забронирован. Взлетные настилы для гидросамолетов заменили на паровую катапульту. Рядом с катапультой установили четырехтрубные торпедные аппараты (вместо двухтрубных). Из новых ТА можно было запускать парогазовые 610-мм торпеды Тип 90, и кислородные Тип 93.
Крейсеры получили противоторпедные були и более широкие и длинные скуловые кили.
Очень кардинально поработали над системой наведения и управления огнем. Заменили приборы управления огнем, установили вычислитель курса и скорости цели Тип 92, счётно-решающий прибор для малых углов возвышений Тип 92 и три 6-метровых дальномера Тип 14 (на мостике и на башнях № 2 и № 3).
Система управления огнём 120-мм орудий получила два дальномера Тип 94 и ПУАЗО Тип 91. 25-мм автоматы наводились с помощью двух директоров Тип 95.
Наблюдателей за воздухом на мостике вооружили 80-мм и 120-мм бинокулярами.
Система управления торпедным огнём в итоге состояла из двух директоров Тип 91, вычислителя курса и скорости цели Тип 93, счётной машины Тип 93.
Можно сказать, что все процессы управления огнем крейсера были максимально механизированы для того времени.
Но главная модернизация заключалась в практически полной замене двигательной установки. Вместо 12 котлов, работающих на угле были поставлены 10 котлов, работающих на нефти.
Для увеличения запаса топлива были использованы все имевшиеся в наличии объемы: угольные бункеры заменили танками для нефти, емкости были оборудованы в булях и освобожденных котельных отделениях №1 и № 7. Таким образом, количество топлива было доведено до 1852 тонн. Дальность плавания возросла до 7900 морских миль, что было весьма хорошим показателем. Несколько снизилась максимальная скорость при полной загрузке, но за автономность надо было платить.
Оба крейсера перед самой войной получили еще размагничивающую обмотку, предназначенную для защиты от магнитных морских мин.
После такой проведенной работы (согласитесь, объемы впечатляют) корабли типа «Фурутака» стали мало чем отличаться от типа «Аоба», потому их («Фурутака», «Како», «Аоба», «Кинугаса») признали по факту однотипными.
Был еще один нюанс, впервые опробованный в строительстве японских боевых кораблей. Именно на «Фурутаках» впервые применили такую носовую надстройку, совмещенную с фок-мачтой воедино. Количество открытых площадок сделали минимальным, стараясь по возможности защитить экипаж от осколков.
Надстройка высотой 26 метров включала в себя боевую, штурманскую и радиорубку, ходовой мостик и приборы управления огнём. Плюс в этой же надстройке, внизу, располагались каюты старших офицеров корабля, что было полезно при необходимости быстрых действий.
Бронеплиты пояса и средней палубы входили в силовой набор корпуса, увеличивая его продольную прочность и значительно экономя вес. Это было полезно, но по факту помогло не сильно, крейсеры получились перегруженными.
Система борьбы за живучесть была, но выражалась в обычном наборе отсеков и переборок. Главной проблемой стало машинное отделение, которое очень сложно было разделить чем-то кроме центральной переборки. Это могло привести к затоплению и переворачиванию корабля в случае попадания торпеды в район машинного отделения.
Из-за переборки шли долгие прения, поскольку конструкторы опасались опрокидывания и гибели корабля, а генштаб японского флота опасался затопления всего машинного отделения и последующей потере хода от одного снаряда. В общем, у каждого была своя правда, в итоге переборку все-таки поставили и разработали систему контрзатопления для выравнивания крена.
Эта система потом стала стандартной для всех крупных кораблей Императорского флота.
Единственное, чего не было на этих достойных кораблях, так это человеческих условий для экипажа. Имелись в виду не офицеры, конечно. Их на корабле было всего 45 человек, а вот нижних чинов — 559. И эти полтысячи человек размещались не очень качественно.
На одного человека на кораблях типа «Фурутака» (на «Аобах» было абсолютно точно так же) приходилось около 1,5 кв. метра жилого пространства. Практика применения показала, что были еще негативные моменты, которые не смогли учесть конструкторы при проектировании. Иллюминаторы помещений экипажа оказались расположены слишком низко и на ходу даже при небольшом волнении заливались водой, так что открывать из запрещалось.
Вентиляция же оказалась откровенно слабой, особенно для тропической и субтропической зоны.
В общем, далеко не всегда много новаций в одном флаконе приносят успех. В случае с «Фурутаками» нельзя сказать, что все вышло как задумывалось. Потому и понадобились многочисленные модернизации.
Однако именно модернизируя эти корабли, японские корабелы набили руку и в дальнейшем не повторяли подобных ошибок.
Конечно, были такие недостатки, которые модернизациями не исправить. Позволю себе покритиковать.
Например, откровенно низкая скорострельность орудий главного калибра в сравнении с кораблями реального противника. Или весьма скромная ПВО. Кстати, к минусам можно отнести и торпедное вооружение, на которое японские флотские сделали ставку. Да, «лонг-лэнсы» были страшным
Кстати, именно эти кислородные торпеды и довели до дна «Фурутаку».
Боевая служба.
Все четыре считавшиеся теперь не без оснований однотипных крейсера были сведены в 6 дивизию тяжелых крейсеров. «Аоба» был флагманом над «Кинугаса», «Фурутака» и «Како».
Но так как нас интересуют изначальные «Фурутаки», то мы оценим их боевой путь.
В начале Второй мировой оба крейсера участвовали в захвате Гуама, Уэйка, Рабаула и Лаэ. В принципе, пока шел японский блицкриг на Тихом океане, все было нормально.
Сражение в Коралловом море, где также приняли участие оба крейсера, не принесло им особых лавров, поскольку воевали в том сражении авианосцы и экипажи самолетов.
Далее был ночной бой у острова Саво, или, как его называют японские историки, Первый бой у острова Саво. Там японцы нанесли серьезное тактическое поражение американскому флоту, утопив в ночном бою 4 тяжелых крейсера американцев.
В ночь на 9 августа 1942 года «Како» и «Фурутака» выпустили суммарно 345 снарядов 203 мм и 16 кислородных торпед Тип 93. «Како» точно отметился в уничтожении крейсера «Винсент», которого три японских тяжелых крейсера просто расстреляли в упор.
Но недолго музыка играла, и месть со стороны американцев настигла японский крейсер. При возвращении на базу «Како» был поражён тремя торпедами с подводной лодки S-44 и затонул в течение 5 минут, погибло 70 человек.
«Фурутака» ненадолго пережил своего собрата. Крейсер принял последний бой в ходе сражения у мыса Эсперанс в ночь на 12 октября 1942 года, в ходе которого получил до 90 попаданий с американских крейсеров, потерял ход и после двухчасовой борьбы за живучесть был оставлен командой.
Конечно, в том ночном бою американцы имели огромное преимущество в виде радаров, но побежденным грех жаловаться, за первый бой у острова Саво американцы рассчитались. Ну, почти рассчитались.
Надо заметить, что снаряды, попадавшие в «Фурутаку», не нанесли такого ущерба, как один, попавший в торпедный аппарат и вызвавший детонацию торпеды и последовавший за этим пожар. Пожар распространился по всему кораблю, вывел из строя многие системы, в связи с чем продолжать борьбу за живучесть экипаж не смог и оставил корабль.
О том, насколько неплохо был защищен броней корабль, можно сделать вывод вот из каких цифр: более 90 снарядов разных калибров, попавших в «Фурутаку», убили всего 33 человека. Между тем крейсер был, что называется, как решето.
Подытоживая проект крейсеров типа «Фурутака», можно сказать, что этот блин хоть по первой и вышел комовато, но его реально исправили. И получился вполне жизнеспособный и боевой корабль, пусть и не лишенный недостатков.
Хотя будем честными, вашингтонские соглашения не могли породить ничего гармоничного. Поэтому то, что у японцев вышло с «Фурутаками», есть огромная заслуга и весьма удачный эксперимент. А вот наработки, которые они применили при создании других кораблей, – вот это было самое ценное.
Но об этом в следующих материалах.
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: