Странное ощущение от этого корабля. Вроде как работа над ошибками, но ошибок еще больше, чем в работе. Начали строить корабль после крейсеров проекта «Зара», но совершенно без учета опыта постройки и эксплуатации кораблей. «Больцано» скорее получился как возврат к «Тренто», и этому есть логичное объяснение.
С одной стороны, два «Тренто» и четыре «Зары» вполне нормально делятся на два, то есть на две дивизии тяжелых крейсеров. На самом деле пять, потому что крейсер «Пола» изначально проектировался как флагман крейсерского (а на деле был и. о. линейного) флота, так что точно был нужен еще один корабль.
Разделение, пусть и минимальное, у итальянских тяжелых крейсеров существовало. «Тренто» были полегче и самую капельку побыстрее. Потому и нужен был корабль под стать им. Потому «Больцано» и запланировали как третий в пару к «Тренто» и «Триесту». Но с улучшениями, так как «Зары» уже были к тому времени построены.
Приоритетом конструкции оставили скорость, и играть с водоизмещением, как у «Зары», не стали. Зато начали облегчать корабль где только возможно было. В итоге получился «Тренто» с передней надстройкой, силовой установкой и вооружением от «Зары».
Еще пересмотрели систему борьбы за живучесть. Бронирование оставили как у «Тренто». Сократили боезапас, как главного калибра, так и вспомогательного.
Главный калибр крейсера состоял из восьми 203-мм орудий образца 1929 года, аналогичных установленным на крейсерах типа «Зара».
Система управления огнем главного калибра осталась такая же, как и на остальных тяжелых крейсерах. Универсальный калибр состоял из 16 100-мм орудий (8 двуствольных установок), система управления огнем такого же типа, как на крейсерах типа «Зара». Зенитная артиллерия привычно состояла из четырех 40-мм зенитных автоматов, восьми (4 спаренных установки) 13,2-мм пулеметов.
В отличие от крейсеров «Зара», торпедное вооружение в угоду облегчению не ликвидировали. Восемь 533-мм аппаратов (четыре двухтрубных установки), размещенных так же, как и на крейсерах типа «Тренто».
С катапультой, расположенной на носу перед башней главного калибра, принятой на итальянских крупных кораблях в 1920-е годы, намучились еще на «Тренто». Поэтому на «Больцано» было решено применить другое решение. Крейсер оснастили поворотной катапультой системы Ганьетто, которая размещалась между дымовыми трубами на шлюпочной палубе и могла поворачиваться на определенный угол (до 30° на каждый борт) от диаметральной плоскости.
Самолеты устанавливались на катапульту и поднимались с воды при помощи стрелы, от которой на «Заре» отказались вообще. Стрела крепилась к основанию грот-мачты. По проекту крейсер должен был принимать три самолета. Ангар теперь вообще не предусматривался, поэтому один самолет хранился непосредственно на катапульте, а еще два — на специальных площадках по бокам от передней трубы. Реально же крейсер нес не более двух гидросамолетов.
Первоначально на крейсере размещались Piaggio P.6ter, а в 1937 г. они были заменены на IMAM Ro.43.
Экипаж насчитывал 725 человек.
В процессе службы зенитная артиллерия постоянно совершенствовалась, все тяжелые крейсеры постоянно дооснащались средствами ПВО, следуя за развитием авиации.
В 1937 году с крейсера были сняты 2 кормовых 100-мм установки. Вместо них появились две спарки зенитных автоматов 37 мм. Далее экипажи крейсеров без сожаления прощались с лицензионными 40-мм «Пом-помами» от «Викерса», устанавливая вместо устаревших автоматов и крупнокалиберных пулеметов зенитные автоматы калибром 37 мм и 20 мм. К 1942 году на «Больцано» количество зенитных автоматов было доведено до 16 стволов, что было недостаточно, но не шло ни в какое сравнение с первоначальной комплектацией.
Вместе с устаревшими и бесполезными 40-мм автоматами с грот-мачты снимались КДП управления огнем вспомогательного калибра. Вместо них стали использоваться ручные 1,5-метровые дальномеры. Тогда же на крейсере были установлены дальномеры в башни №1 и №4, что позволило вести побашенно и независимо от других башен.
И последнее новшество. Непосредственно перед началом войны на крейсер добавили две 120-мм гаубицы «О.Т.О.», предназначенные для стрельбы осветительными снарядами (боезапас — 120 снарядов на ствол). Размещались орудия за первой дымовой трубой.
На испытаниях в декабре 1932 года «Больцано» показал рекордную скорость в 36,81 уз. Но аплодировать и восхищаться не спешим, грех было так не разогнаться. На корабле отсутствовала артиллерия, боезапас и приборы управления огнем.
В июне 1933 г. полностью укомплектованный крейсер развил «всего лишь» 35 узлов. Очень неплохой результат. Однако во время службы полностью загруженный корабль не показывал больше 34 узлов. Да и то такая неплохая скорость оказалась совершенно никчемной «фишкой», поскольку соратники по дивизии тяжелых крейсеров не могли дать больше 30 узлов.
В плане боевых заслуг у «Больцано» было не хуже и не лучше, чем у других тяжелых крейсеров.
В 1936-1939 годах он, как почти все корабли итальянского флота, оказывал помощь войскам генерала Франко. В июне 1940 года, когда Италия вступила во Вторую мировую войну, первой операцией для «Больцано» стало прикрытие минно-заградительной операции. Крейсер участвовал в двух выходах на перехват вражеского флота, но дело до боя так и не дошло по причине отсутствия противника.
9 июля корабль принимал участие в бою у Пунто-Стило (Калабрия). «Больцано» получил три 152-мм снаряда от британских крейсеров, одним из которых было выведено рулевое управление.
После ремонта «Больцано» в основном сопровождал конвои снабжения в Северную Африку.
27 ноября 1940 года в составе эскадры крейсеров «Больцано» участвовал в сражении с британским соединением «Н». «Больцано» во время боя имел короткий огневой контакт с линейным крейсером «Ринаун». Тут однозначно пригодилась способность крейсера дать полный ход с целью ретирады, поскольку «Ринаун» с восемью орудиями 381 мм не был противником для «Больцано». Точнее, итальянский крейсер не был противником для британского линейного крейсера. В итоге разошлись, не попав друг в друга.
Бой у мыса Матапан, к счастью, не стал последней точкой в карьере «Больцано», и на протяжении длительного времени крейсер уныло сопровождал североафриканские конвои.
25 августа 1941 года у северного входа в Мессину командир подводной лодки «Триумф» обнаружил отряд итальянских кораблей и решил атаковать.
Эсминцы сопровождения обнаружили «Триумф» и начали сбрасывать глубинные бомбы, но капитан Вудс сумел обмануть итальянцев, оторваться от эсминцев и даль залп в сторону уходящей эскадры. И попал в «Больцано». И хорошо попал. В кормовое отделение.
Повреждения крейсера оказались тяжелыми, он полностью потерял ход, и было весьма затруднено управление. С большим трудом «Больцано» отбуксировали в Мессину для ремонта на местном заводе.
В сентябре 1941 г. прилетели британские бомбардировщики и добавили сверху полутонными бомбами. Ремонт затянулся, и крейсер вернулся в состав флота только летом 1942 года. К этому времени итальянский флот был парализован «топливным кризисом». Нефти еле хватало для обеспечения повседневной боевой деятельности.
Только в августе 1942 года «Больцано» вышел в море, для того, чтобы сорвать операцию по снабжению Мальты, где британские войска держались из последних сил. Британским командованием была спланирована и проведена конвойная операция снабжения из Гибралтара под кодовым названием «Пьедестал». Итальянцы спланировали ответную операцию.
В море вышла итальянская крейсерская эскадра. В нее вошли крейсера «Больцано», «Гориция», «Триест», «Эугенио ди Савойя», «Монтекукколи», «Аттендоло» и 11 эсминцев. Их появление могло стать роковым для британского конвоя, понесшего большие потери, в том числе и кораблях охранения от действий немецко-итальянской воздушной эскадры. По факту сражаться с итальянскими крейсерами было просто некому, и конвою светил окончательный разгром. Но в самый ответственный момент, 12 августа, итальянские корабли были отозваны.
В литературе эту глупую трусость, схожую с поведением японцев в заливе Лейте, хорошо разобрали, версий много. Факт в том, что «могли, но не захотели» — это про итальянское флотское командование.
«Не забиваешь ты – забивают тебе». Футбольный принцип вполне применим в этом моменте. На обратном пути итальянскую эскадру перехватили малочисленные британские подводные лодки.
Командир подводной лодки «Анброкен», обнаружив идущий отрад кораблей итальянского флота, благоразумно пропустил мимо себя эсминцы и спокойно дал четырехторпедный залп.
Одна торпеда поразила крейсер «Аттендоло», оторвав ему нос, вторая – «Больцано». На «Больцано» произошел взрыв в районе топливных цистерн, вспыхнул сильный пожар, который угрожал погребам боезапаса. Командир отдал приказ о затоплении погребов.
Пожар погасили, но воды набрали столько, что пришлось посадить крейсер на мель у острова Панореа. Через два дня, собравшись с силами, воду частично откачали, сняли «Больцано» с мели и отбуксировали в Неаполь, где отремонтировали на скорую руку. Потом крейсер решили переделать в авианесущий корабль и перегнали в Ла-Специю.
Итальянцы пытались решить две задачи: создать транспорт для доставки истребителей в Северную Африку, а в случае необходимости использовать его как авианосец. С «Больцано» планировали срезать все надстройки, удлинить палубу, на баке смонтировать две катапульты.
Планировалось демонтировать часть главной энергетической установки, поэтому мощность сокращалась до 30 000 л.с., а скорость хода до 25 узлов.
Вооружение авиатранспорта составило бы 10 зенитных орудий 90 мм и 40 автоматов 37 мм. Корабль мог бы нести на себе 12 истребителей «RE-2001». Истребители взлетали бы с катапульт, а садились на береговые аэродромы.
Но к работе так и не приступили. 8 сентября Италия заключила перемирие с союзниками, а 9 сентября Ла-Специя была захвачена немцами. «Больцано» даже номинально не был включен в состав германского флота, он совершенно не заинтересовал Кригсмарине.
Однако у союзников насчет крейсера были свои соображения. Были опасения, что немцы смогут затопить корабль в фарватере и блокировать гавань порта.
Потому в ночь с 21 на 22 июня 1944 года к гавани подошли итальянский эсминец «Грекале» и итальянский же торпедный катер «MAS-74», с торпедного катера были спущены два британских малых боевых плавучих средства «Чэриотс», места в которых заняли итальянцы и англичане.
Проникнув в гавань, боевые пловцы прикрепили к днищу корабля четыре магнитные мины с замедлением на 2 часа, а чтобы усилить взрыв, присоединили к ним боеголовку торпеды с зарядом около 200 кг взрывчатки. В 6 час. 23 мин. произошел взрыв, «Больцано» опрокинулся и затонул. После войны его все-таки подняли и порезали на металл.
В качестве эпилога.
«Больцано» был неплохой работой над ошибками «Тренто». Крейсер был более мореходен, имел хорошую обитаемость, корпус не «играл» и скорость была ну просто хороша.
Однако в составе эскадры его 33 узла уравновешивались 30 узлами крейсеров-предшественников. А уж сколько претензий было к артиллерии главного калибра…
Корабль был неплох, да, он хорошо бегал, но вот в плане повоевать… Хотя, выбирая между «Больцано» и «Зара», я бы выбрал «Больцано». На нем можно было бы хотя бы смыться от противника, раз уж все равно попасть во вражеский корабль нереально.
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: