Головной корвет проекта 20386 в момент начала стыковки блоков корпуса. 23 апреля 2019 года
Закончился 2019 год, на этот раз даже по старому стилю, и начался новый, 2020-й. Имеет смысл подбить кое-какие итоги в военном кораблестроении.
В строительстве надводных кораблей ближней морской зоны всё по-старому. Вместо многоцелевых кораблей, хотя бы лёгких, продолжают закладываться МРК, цель существования которых как специализированных ракетных кораблей после прекращения действия Договора РСМД потеряла всякую ясность. Не видно конца проблемам с новыми тральщиками, а старые не модернизируются и их модернизация не планируется.
Продолжается строительство "чемоданов без ручек" – патрульных кораблей проекта 22160. Продолжала строиться разная мелочёвка, но это вряд ли те
На этом унылом фоне, однако, имели место и другие события, связанные со строительством подлодок и кораблей Дальней морской зоны. Есть совсем радостные эпизоды, а есть такие, которые стали бы таковыми, если бы наступили некоторые условия. Которые, увы, не наступили. Но ещё могут. И есть весьма скандальная загадка, природа которой до сих пор остаётся невыясненной, и о которой стоит рассказать подробнее.
Когда 4 = 5, или Где пятый боевой корабль?
20 февраля 2019 года, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию,
«…в ближайшее время будет заложено пять надводных кораблей дальней морской зоны, ещё шестнадцать кораблей такого класса будут введены в состав ВМФ до 2027 года».
Позже, 9 апреля 2019 года, министр обороны С.К. Шойгу
Вскоре последовали те события, которые мы все помним: 23 апреля произошла закладка… четырёх боевых кораблей, двух десантных кораблей по очень сильно измененному проекту 11711 и двух фрегатов проекта 22350 с усиленным составом ракетного
Пятый корабль не заложили, но тогда год ещё только начинался, времени было много, и никто этому значения не придал.
А потом начались загадки.
Примерно одновременно с закладкой двух фрегатов и двух БДК в среде лиц, близких к Главкомату и некоторым «околофлотским» структурам Минобороны, ходил слух, что, возможно, пятым кораблём будет ещё один 20386, который, как известно, «эпизодически» может выполнять боевые задачи в дальней морской зоне. Подробностей, правда, никто не приводил, с другой стороны, это было неудивительно, Главкомат не раз озвучивал планы иметь три таких корабля к 2025 году (например, устами бывшего зам. Главкома вице-адмирала В. И. Бурсука), а в «Программе кораблестроения до 2050 года» их было (тогда) десять, насколько можно судить об этом с учётом закрытости документа. И планы на закладку второго такого корабля ещё осенью 2018 года озвучивались, а по факту к тому моменту, спустя два года и один месяц после закладки, только резка стали началась для головного «Дерзкого-Меркурия». В общем, исключать закладку ещё одного 20386 было нельзя.
А в мае в околофлотскую среду на «профильном» форуме был одним, судя по сообщениям, хорошо информированным и «погружённым» в эту сферу анонимом было вброшено следующее.
Якобы 23 апреля должны были закладываться пять кораблей, одним из которых действительно должен был стать ещё одни 20386. Однако в ВМФ побоялись такого решения – ведь ещё неизвестно как, каким и когда получится головной корабль. А вдруг он не получится вообще?
Но ВГК уже доложили, что кораблей будет заложено пять, и он даже озвучил это вслух. И тогда где-то в недрах ВМФ якобы возник «гениальный» план – переименовать «Дерзкого» в «Меркурий», срочно начать его строить, и 23 апреля, произведя стыковку блоков корпуса, представить дело так, что это и есть обещанный президенту пятый корабль. Однако креативщиков кто-то опередил и о подлоге президенту заранее доложил, что в итоге закончилось вопросом с его стороны «А пятый-то корабль обещанный когда заложим? А то неудобно как-то, людям обещали пять, заложили четыре». После чего военно-морским начальникам ничего не оставалось, как, спасая шкуру, ответить, что заложим, мол, в конце года, в декабре. На что Путин попросил обязательно его пригласить на закладку.
Выглядела эта версия просто по-адски наивно и была полностью проигнорирована всеми без исключения, как заведомо нереальная.
Владимир Путин на той самой церемонии, на "Северной верфи". Интересно, как он реально ко всему этому относится?
Однако чуть позже кое-что произошло.
27 мая 2019 года на сайте Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата появилось
26 мая на площади Нахимова в рамках "Меркурьевского дня" при поддержке Департамента общественных коммуникаций, Департамента образования, Департамента аппарата губернатора и правительства Севастополя состоялось торжественное построение курсантов, кадетов, юнг и юнармейцев.
В ходе мероприятия была освящена закладная доска новейшего ракетного корвета "Меркурий" проекта-20386.
Чин освящения совершил помощник благочинного Севастопольского округа протоиерей Стефан Сломчинский.
В ходе мероприятия была освящена закладная доска новейшего ракетного корвета "Меркурий" проекта-20386.
Чин освящения совершил помощник благочинного Севастопольского округа протоиерей Стефан Сломчинский.
С фотографиями описываемого события, например, вот этими:
И среди них было вот это.
Закладная доска. Имя корабля и дата закладки — новые, проект и номер заказа старые
Новое имя, новая дата закладки – та самая, 23 апреля.
А номер заказа (заводской номер строящегося корабля), проект и назначение – старые, от Дерзкого. А этого не может быть, но это есть. Сравним.
Один и тот же номер заказа — это один и тот же строящийся корабль. Но остальные данные разные. Как так?
В чём проблема с этим всем?
В том, что иного разумного объяснения, кроме подмены корабля, всему этому нет. Не может быть такого, чтобы у номера заказа сменилась дата закладки. А она на этой доске другая. И доска — это "не просто так".
Во-первых, закладная доска делается по ГОСТу. Она может делаться в нескольких экземплярах, но только один раз, при закладке. И при закладке «Дерзкого» она была сделана, по всем правилам и установлена на корабль. Закладная доска – это не сувенир, это в каком-то смысле неотъемлемая часть корабля (даже экземпляры, которые на него не крепят). Новая закладная доска сделана по ГОСТу и не отличается от настоящей ничем.
Во-вторых, вопрос в дате на «закладной» доске. Как потом объясняли некоторые товарищи, это, дескать, символ преемственности традиций старых «Меркуриев» с новым. Но почему на ней дата закладки 23 апреля? Из-за стыковки блоков корпуса? Но это не начало строительства, начало – закладка в 2016 году, а начало строительства корпуса – резка стали, а она началась в ноябре 2018. Переименование? Но С.К. Шойгу озвучил факт переименования задолго до этого.
Что хотели показать авторы сувенира датой закладки 23 апреля 2019 года и правильным номером заказа?
Может, всё-таки выдать старый корабль за новый?
Вот и получается, что единственным непротиворечивым объяснением этого шапито является та самая конспирологическая версия о перезакладке «Дерзкого Меркурия». А мероприятие с «артистами» в старинной форме выглядит как по чьему-то недосмотру не отменённая вовремя часть «пиар-компании».
Заложили ли в 2019 году пятый надводный корабль дальней морской зоны?
Смотря что под этим понимать. 27 ноября 2019 года на «Адмиралтейских верфях» был заложен патрульный ледокол «Николай Зубов» проекта 23350. Этот вполне нужный для страны корабль, имеет большую дальность, около 10 000 километров экономическим ходом. И на закладку этого корабля был приглашён В.В. Путин. С поправкой на три дня до декабря, получилось всё, как утверждал аноним.
Модель патрульного ледокола проекта 23350
Вроде как теперь флоту есть чем прикрыться, и вот,
Впервые в современной истории России для Военно-морского флота одновременно ведётся строительство 22 кораблей дальней морской зоны. В текущем году заложено пять кораблей, в следующем будет ещё восемь.
Но где пятый? Было заложено четыре, два фрегата и два БДК! Пятого не было!
При всём уважении к ледоколам и при большой дальности этого корабля отнести его к кораблям ДМЗ нельзя хотя бы потому, что весь СМП это ближняя морская зона, и он предназначен работать именно в ней. В ДМЗ в ходе идущих военных действий, такой корабль выполнять задачи не сможет – не хватит ни оружия на борту, ни скорости. Он не боевой, он патрульный.
Очевидным образом, конспирологическая версия материализовалась.
В её пользу работают и другие факты, так, бывший главком Королёв был уволен именно после 23 апреля, а на самой церемонии был поставлен демонстративно далеко от президента. Правда, к тому времени уже было известно, что от него решено избавиться, но что стало «последней каплей»? Не информация ли о настолько дерзкой афёре?
Кроме того, аноним, распространивший версию о ложной «перезакладке» «Дерзкого Меркурия», рассказал, что его систершип, который хотели-таки заложить на «Северной верфи» как заказ № 1010, всё-таки не заложили из-за технических рисков. А из прошлых статей об этом проекте (см.
Так, например, до сих пор нет прототипа редуктора 6РП, который должен связывать работу электродвигателей экономического хода и газовых турбин форсажного. Более того, точно неизвестно, когда он будет, и это при том, что директор «Северной Верфи» Пономарёв обещал, что в 2021 году корабль спустят на воду. А это нельзя сделать, пока корпус не сформирован, а при формировании корпуса ГЭУ собирают в нём полностью. А её не собрать без редукторов.
Так что риски, из-за которых не стоит закладывать ещё один 20386, есть, они никуда не делись.
Неудивительно, что после такого в среде интересующихся активно поползли слухи о том, что «Дерзкий» был не просто переименован, а именно перезаложен по какому-то измененному проекту, и о том, что его «засчитали» как закладку нового корабля.
Трудно сказать, какова реальная подоплёка всех этих событий, но так или иначе, а выглядит эта история крайне странно. И нехорошо. Ведь чем бы это ни было, и что бы сейчас не утверждали в Минобороны, а президент обещал пять кораблей. А заложили по факту четыре. Хочется верить, что таких загадок ВМФ и ОПК больше обществу подкидывать не будут. Хотя, зная отчаянную, порождённую десятками лет безнаказанности смелость товарищей, оказывающих влияние на отечественное военное кораблестроение, гарантировать ничего нельзя.
И если попытка подлога действительно имела место, то вполне возможно, что это далеко не последний подобный кульбит. И даже не последний «кидок» президента Путина со стороны ВМФ и ОПК, ведь Путин дорабатывает свой последний срок, а после этого всю обстановку с кораблестроением можно будет просто «перезагрузить», порезав не построенные корабли на металл и забыв про них – как уже было не раз. Деньги освоены, всем спасибо, все свободны, до новых закладок.
Народу объяснят, что так и надо, как раньше объяснили необходимость и правильность перехода от боевых кораблей (20385 например) к небоевым (22160 например), и народ опять поверит, а через три года вообще про всё забудет и будет радоваться новым победам. Кто, например, помнит сегодня такой проект, как 12441? Недостроенные и сваленные гнить в воду тральщики? Никто.
И «Дерзкого Меркурия», если надо, забудут, и всё у всех будет хорошо.
Но вот что имелось под пятым кораблём, Минобороны лучше бы всё же прояснить, чтобы хотя бы в будущем подобные нестыковки никому не резали глаз. Чтобы хотя бы концы потом можно было спрятать. Четыре не может быть равно пяти, вне связи с тем, чем всё это было.
Александр Тимохин
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: