Будущий маршал авиации Филипп Агальцов прошел четыре войны. Участвовал в Гражданской, командиром пулеметного отделения – в советско-польской, бился с фашистами в Испании. С первых дней Великой Отечественной находился на передовой, командуя 50-м ближнебомбардировочным авиаполком, который в составе Северо-Западного фронта участвовал в оборонительных сражениях на Прибалтийском ТВД. В августе 1941-го полковника Агальцова отозвали с фронта и назначили начальником Тамбовской школы военных авиационных специалистов. Он отлично организовал учебный процесс, и фронтовые части получили сотни хорошо подготовленных профессионалов.
В марте 1943-го получил назначение на должность командира 292-й штурмовой авиадивизии, принимавшей участие в Курской битве и Белгородско-Харьковской операции, обеспечивавшей форсирование Днепра. Летчики Агальцова отличились в ходе Кировоградской, Корсунь-Шевченской и Львовско-Сандомирской операций, и в феврале 1944 года его дивизия была преобразована в 9-ю гвардейскую штурмовую авиационную Красноградскую.
“ Произвел 22 боевых вылета в качестве ведущего больших групп, когда над полем боя круглый день висела вражеская авиация ”
В наградном листе на представление комдива Агальцова к ордену Суворова 2-й степени написано: «В жестоких боях руководимая им дивизия показала исключительные образцы в боевой работе по разгрому врага, она не раз отмечалась в приказах Верховного главнокомандующего как особо отличившаяся. Правительство высоко оценило боевые подвиги дивизии, присвоив ей наименование Красноградской. Дивизия удостоена звания Гвардейской и награждена орденом Красного Знамени. Лично сам товарищ Агальцов трижды награжден орденами СССР – двумя Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Особенно свое умение и мастерство товарищ Агальцов показал при освобождении Западной Украины и города Львова, когда при плохих метеорологических условиях и низкой облачности летный состав производил боевые полеты по два-три раза в день, работая над целью в течение 20–30 минут, нанося мощные штурмовые удары по технике и живой силе противника.
За все время его командования части дивизии произвели 14 261 успешный боевой самолетовылет, при этом уничтожено и повреждено: танков – 1494, самолетов – 422, автомашин с войсками и грузами – 7239, орудий разных – 626, складов с боеприпасами и продовольствием – 44, солдат и офицеров противника – 11 497 и много другой техники. На всем протяжении боевой работы дивизии товарищ Агальцов повседневно находился на аэродромах и по-боевому руководил подчиненными частями на местах.
Лично проделал большую работу по введению в строй молодого летного состава… В результате чего в проведенной январской операции 1-го Украинского фронта подготовленная им дивизия показала лучшие результаты боевой работы.
Лично товарищ Агальцов произвел 22 боевых вылета на самолете Ил-2 в качестве ведущего больших групп… в самый разгар боевых действий при прорыве долговременной глубокоэшелонированной обороны немцев на Львовском направлении, когда над полем боя буквально круглый день висела авиация противника и сильный огонь зенитной и малой зенитной артиллерии».
В конце 1944-го Агальцов возглавил 1-й Польский смешанный авиационный корпус, в январе 1945-го Филиппу Александровичу присвоили звание генерала бригады Войска польского. Соединение оказалось в числе лучших во время проведения Висло-Одерской и Берлинской стратегических наступательных операций.
В декабре 1945 года опытный военачальник командовал 4-м штурмовым авиакорпусом, затем – 16-й воздушной армией. В мае 1956-го Агальцов назначен генерал-инспектором ВВС Главной инспекции МО СССР. В 1960 году – начальником боевой подготовки ВВС.
Заместитель главкома ВВС генерал Агальцов участвовал в испытаниях новой авиационной техники и формировании отряда советских космонавтов. Именно он одним из первых поздравил Юрия Гагарина с завершением полета и на штабном Ил-14 с номером «02» вез первого космонавта в Куйбышев.
Читайте нас: