Краткими заметками о предстоящей войне с СССР Kriegstagebuch начальника Генерального штаба германских сухопутных войск Франца Гальдера пестрит уже в июле 1940-го. 31-го числа генерал-полковник фиксирует основные установки фюрера: «Россия должна быть ликвидирована. Срок – весна 1941 года. Чем скорее мы разобьем Россию, тем лучше. Операция будет иметь смысл только в том случае, если мы одним стремительным ударом разгромим все государство целиком. Начало – май 1941 года» («Как СССР спас британскую империю»/
Германские генштабисты энергично взялись за работу, известную узкому кругу лиц под кодовыми наименованиями «Фриц» и «программа Отто». Но подписанная Гитлером директива № 21, в которой были изложены основная идея и стратегический замысел грядущей агрессии, дала творению наследников Мольтке-старшего и Шлиффена новое имя – «план Барбаросса».
Это был воистину фатальный выбор.
Барбаросса (Рыжебородый) – прозвище правителя Священной Римской империи Фридриха I. Королевский престол в Германии 27-летний представитель династии Штауфенов занял в 1152 году, императором был провозглашен 1155-м.
Оценки далеко идущих последствий деяний этого монарха крайне неоднозначны. Несомненно одно: он умело строил внутреннюю политику на балансировании между враждующими группировками феодалов, на использовании противоречий между духовной и светской знатью. Благодаря этому Барбаросса сумел приструнить непокорных герцогов, укрепить в Германии королевскую власть, усилить зависимость от нее церкви, создать довольно мощную военную организацию. В орбиту германского влияния были вовлечены Чехия, Польша, Венгрия. Города и синьоры Италии сознавали, что являются подданными империи.
В общем, если бы Гитлер «окрестил» Барбароссой какое-либо начинание по совершенствованию государственной машины рейха или некую отнюдь не силовую внешнеполитическую акцию, выбор можно было бы понять. Но назвать в честь Рыжебородого план военной операции... Тут фюрер явно ошибся. Ведь почти все ратные предприятия Фридриха не принесли ему особого успеха.
“При переходе через речку король не справился с конем, тот оступился. Когда монарха выловили, он не подавал признаков жизни”
Все современники единогласно подтверждают личную храбрость, боевое мастерство Барбароссы-рыцаря. Все это было продемонстрировано им, например, во Втором крестовом походе (1147-1149), который закончился, правда, полным фиаско. Но самые известные кампании самого Рыжебородого были проведены в Италии (там Фридриха и наделили звучным прозвищем). Пять походов совершил он в эту страну, стремясь поставить ее под свое полное и безраздельное владычество (с Х века значительная часть Италии признавала себя подчиненной императорам-немцам, но лишь формально). Впрочем, нельзя забывать также, что по традиции, заложенной еще Карлом Великим, только в Риме германский властитель мог быть провозглашен императором. С данной точки зрения, первая экспедиция Фридриха оказалась удачной: в соборе святого Петра в Вечном городе папа Римский Адриан IV возложил на Барбароссу императорскую корону. Но тем достижения и ограничились.
Сопротивление императору не угасало. Раз за разом он водил свое воинство в Италию, и все в конечном счете безрезультатно. А пятый поход окончился катастрофическим поражением армии Фридриха в битве при Леньяно в мае 1176 года.
Свою смерть Рыжебородый нашел в ходе Третьего крестового похода. Весной 1189 года он повел на Восток 30-50 тысяч воинов (в том числе от трех до пяти тысяч рыцарей). В марте 1190-го они переправилась в Малую Азию. Здесь все сперва складывалось благополучно: нападения конницы турок-сельджуков были отражены, немцы взяли столицу Иконийского султаната (ныне Конья, Турция), перевалили через горный хребет Тавр. Дальнейший путь лежал на Сирию. Но при переходе через горную речку Селиф Фридрих не справился с конем, тот испугался и оступился. Барбаросса упал в воду, течение подхватило его и понесло. Когда престарелого монарха вытащили на берег, он не подавал признаков жизни.
Нелепая кончина императора произвела на германских крестоносцев удручающее впечатление. Большинство рыцарей и рядовых солдат отказались идти дальше и вернулись на родину. Оставшиеся, за немногим исключением, вскоре погибли от голода, болезней и в стычках с мусульманскими отрядами. Сложил голову и сын Барбароссы Фридрих Швабский.
Провал плана нацистской агрессии предопределила не ошибка с наименованием. Генерал Готхард Хейнрици в письме жене, датированном 20 июля 1941-го, сообщает: «Русский очень силен и дерется отчаянно... Все предыдущие кампании были скорее детской игрой по сравнению с нынешними боями. Наши потери значительны...»
Минуло три месяца, отпущенные Гитлером на достижение победы, наступила осень, и в дневнике Гальдера отмечено: «Ранено – 12413 офицеров и 376225 унтер-офицеров и рядовых; убито – 4784 офицера и 106231 унтер-офицер и рядовой; пропало без вести – 414 офицеров и 22766 унтер-офицеров и рядовых. Общие потери сухопутных войск на Восточном фронте (не считая больных) за период с 22.06 по 23.09 составили 522833 человека».
Согласно современным германским источникам, урон вермахта в боях с Красной армией за указанный выше период только убитыми – 185198 человек, то есть ежедневно погибали 2060 немецких военнослужащих.
Итак, потери гитлеровских СВ, участвующих в осуществлении плана «Барбаросса», исчислялись сотнями тысяч выбывших из строя временно или навечно солдат и офицеров. Но конца затеянному нацистами походу на Восток не было видно. А чем он завершился, известно. Ибо Советский Союз и РККА, несмотря на поражения, выстояли в самые тяжкие дни Великой Отечественной, когда помощь от Лондона и Вашингтона едва начинала поступать и до открытия второго фронта оставалось почти три года.
Читайте нас: