За последние 500 лет Россия воевала с Турцией больше 14 раз (не считая походов донских казаков), то есть намного чаще, чем с любой другой соседней державой. Эти войны можно разделить на справедливые – ради жизненных интересов страны (до Ясского 1791 года мира) и последующие несправедливые – абсолютно ненужные русскому народу.
Во второй половине XV–XVII веков возникло самой большое и сильное в военном отношении государство мира – Османская империя. В 1571 году вассал султана крымский хан Девлет Гирей сжег Москву. Турецкие войска осаждали Вену, Астрахань и Чигирин. Страшны были не только самые большие в мире турецкие пушки, но и идеология османов. С некоторой натяжкой можно сказать, что она была коммунизмом XV–XVI веков. Большинство населения Сирии, Палестины, Египта и т. д. с восторгом встречали турецкие войска.
Даже Мартин Лютер (1483–1546) утверждал: «Многие требуют прихода турок и их управления… Слышу я, что есть в немецких землях люди, желающие прихода и владычества турок, которые хотят лучше быть под турком, чем под императором и князьями».
В 1668 году гетман Петр Дорошенко отдался с большей частью Малороссии под власть Мехмеда IV. Лишь в сентябре 1683-го после разгрома турецких войск под Веной султан отказался от власти над Малороссией. А то бы «оранжевые» в Киеве в 2018-м торжественно отмечали 350-летие «воссоединения украинского народа с великим турецким».
“ Москва пожертвовала сотнями орудий и пулеметов, миллионами золотых рублей и даже Карской областью ”
А в 1708 году многие тысячи донских казаков во главе с атаманом Игнатом Некрасовым ушли под покровительство султана, спасаясь от резни, устроенной петровскими воеводами. Почти одновременно и по тем же мотивам на его сторону переметнулось почти в полном составе Войско запорожское. В 1733 году Анна Иоанновна разрешила запорожцам вернуться в Россию. Но в 1775-м Екатерина II разгромила Сечь, и опять большая часть запорожцев подалась к султану.
Замечу, что и некрасовцы, и запорожцы получили в Турции плодородные земли, и никто не заставлял их менять веру или обычаи.
В декабре 1791 года в Яссах Екатерина Великая почти полностью обеспечила все насущные интересы России – присоединила Крым, зафиксировала право прохода русских торговых кораблей через Проливы и т. д. Оставалось только добиться того же для военных.
Тут помог злодей Бонапарт. Весной 1798 год он собрал в Тулоне 309 кораблей и посадил на них 38 тысяч десантников. Куда направится армада, никто не знал. Павел I испугался за Крым, султан Селим III – за Константинополь. И они начали дружить против «врага рода человеческого».
23 декабря 1798 года (3 января н. ст.) в Константинополе был заключен союзный договор, по которому в числе прочего русские корабли в любое время и в потребном количестве могли проходить Проливы. В то же время флотам любых нечерноморских держав это запрещалось.
То есть Павел получил то, о чем сегодня не приходится и мечтать. Однако вместо союза с Турцией началась новая серия войн: 1806–1812, 1828–1829, 1853–1856, 1877–1878 и 1914–1918.
Что, турки решили опять захватить Астрахань и Чигирин? Разумеется, нет. Османская империя одряхлела, ее прогрессивные законы не соблюдались, в регионах развивались центробежные силы. Страны Европы, включая Россию, поддерживали националистов всех мастей.
Англия и Франция ввели в обиход термин «Турция – больной человек Европы». Так что ей было не до новых завоеваний, удержать бы свое.
После 1806 года все русские цари стремились к территориальным приобретениям на Балканах и к захвату Царьграда. Название статьи Достоевского «Рано ли, поздно ли, а Константинополь должен быть наш» говорит само за себя. Другой вопрос, что цари и министры свои намерения маскировали лозунгами защиты прав турецких подданных – славян, греков, армян и т. д.
К чему привели гибель сотен тысяч русских солдат и потраченные на войны с Турцией сотни миллионов золотых рублей? К тому, что Болгария в октябре 1915 года объявила войну России. К тому, что греки вырезали несколько сот тысяч мирного турецкого населения, а также около миллиона греков-мусульман. Кроме того, многим грекам-мусульманам пришлось бежать с земли, где их предки жили тысячелетиями. Наконец, в ноябре 1918 года греки высадили свои дивизии в Одессе и Севастополе.
Они гораздо жестче обращались с местным населением, нежели англичане и французы. Именно греки в апреле 1919 года расстреляли в Севастополе восставших французских моряков.
Зачем России Царьград? Контроль Проливов? Взглянем на карту: за Дарданеллами – целый архипелаг островов, базируясь на которых иностранный флот может блокировать Проливы. Кстати, это происходило в истории не раз.
Кто бы стал кормить двухмиллионный Стамбул? Согласился бы Константинопольский патриарх подчиняться назначаемому царем чиновнику – обер-прокурору Синода? Об этом и многом другом не желали думать ни монархи, ни их министры.
А вдруг Проливы захватит Англия? Так в этом случае ей пришлось бы воевать со всей Европой даже при полном нейтралитете России.
Так и случилось в ноябре 1918 года. Флоты Антанты прибыли в Константинополь, а их десанты оккупировали Проливную зону. Константинополь оказался в руках у Атланты, но «братки» из Лондона, Парижа, Рима и Нью-Йорка не смогли поделить добычу.
Однако огромный флот и сухопутные войска Антанты, занявшие Проливы, представляли страшную угрозу для советской России и оставшихся территорий Турции. В ноябре 1920 года в Константинополь к войскам Антанты прибыла еще 60-тысячная армия Врангеля и обосновалась в Проливной зоне.
Ленин и контролировавший Анкару «полевой командир» генерал Мустафа Кемаль так же, как 120 лет до этого Павел I и Селим III, вступили в союз. Москва пожертвовала сотнями орудий и пулеметов, миллионами золотых рублей и даже Карской областью ради того, чтобы выставить Антанту и Врангеля из Проливной зоны. Затем Мустафа Кемаль был объявлен отцом всех турок – Ататюрком. Он вознесся в бронзе на пьедестале на площади Таксим в Константинополе, а рядом с ним стоят бронзовые Ворошилов и начальник разведки РККА Аралов.
О продаже ЗРК С-400 Турции не писал только ленивый. Зато мало кто знает, что первыми турецкими танками стали наши Т-26.
Заголовок газетной версии – «Ленин и полевой командир».
Читайте нас: