Первое постановление «О добыче урана» было принято Государственным Комитетом Обороны СССР еще 27 ноября 1942 года, через восемь дней после начала Сталинградской контрнаступательной операции. ГКО поставил задачу организовать к маю 1943-го добычу и переработку урановых руд и получение урановых солей в количестве четырех тонн в год. Руководство страны с учетом информации разведки и доводов наших ученых во главе с Игорем Курчатовым задумалось о развертывании работ по созданию ядерного оружия. Урановые предприятия входили в состав Наркомата цветной металлургии.
“ Ведущим радиохимиком стала Зинаида Ершова, известная среди коллег как «мадам Кюри Советского Союза» ”
Ввиду стратегической значимости урановой проблематики ГКО совершенно секретным особой важности постановлением № 7102 от 8 декабря 1944 года «О мероприятиях по обеспечению развития добычи и переработки урановых руд» передал всю урановую инфраструктуру Наркомцветмета в НКВД. К началу 1945-го в состав Главного управления лагерей горно-металлургических предприятий НКВД СССР вошли химический завод «В» по производству урановых солей, урановые месторождения Табошар, Майли-Су, Уйгур-Сай, а также Адрасманский висмутовый и Туя-Муюнский ураново-радиевый рудники. Все это – в ГУЛАГе. Не отсюда ли появилось расхожее обывательское «сослать на урановые рудники»? Земля русская не зря слухами богата.
В составе ведомства был образован Институт специальных металлов (Инспецмет НКВД, затем НИИ-9 – сегодняшний Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А. А. Бочвара). Ведущим ураново-плутониевым радиохимиком в его стенах стала Зинаида Ершова, известная среди коллег как «мадам Кюри Советского Союза».
СССР взял под контроль урановые месторождения в Болгарии, Восточной Германии, Чехословакии, Польше и Румынии. Так, первоначально под эгидой НКВД приступили к развертыванию промышленно-сырьевой базы отечественного ядерного оружейного комплекса.
В Советском Союзе открыто распространяться о добыче урана было, мягко говоря, не принято. В общедоступных географических атласах СССР, изобиловавших значками разнообразных природных богатств, он отсутствовал. Притом что с геодезической точки зрения атласы умышленно искажались. А карты специальные, печатавшиеся без искажений и содержавшие реальные сведения, защищались от постороннего глаза грифом «Совсекретно».
Впрочем, в 1985 году ЦРУ выпустило в свет «Энергетический атлас СССР», где помимо знакомства его пользователей с конфигурациями опор советских высоковольтных ЛЭП и пр. приводился довольно солидный перечень советских месторождений урана и центров по его переработке – всего американская разведка насчитала три десятка таких объектов. Заокеанские эксперты отметили: «В СССР разведаны и эксплуатируются месторождения урана практически всех известных в мире типов. Кроме того, некоторые месторождения не имеют аналогов на Западе». Издание являлось открытым, но попытка его ввоза частным образом в Советский Союз побывавшими за рубежом гражданами вполне могла обернуться для них известными неприятностями.
Читайте нас: