Как только 23 ноября 1942 года сомкнулось кольцо советского окружения вокруг 6-й армии Паулюса, попавшие в котел немецкие дивизии разделились на относительно счастливые и неудачливые.
Английский историк Энтони Бивор в своем известной книге «Сталинград» обратил внимание на большую разницу в положении дивизий окруженной 6-й армии.
К числу неудачников относились те дивизии, которым пришлось обустраиваться на новых позициях. Им необходимо было вырыть окопы, построить блиндажи – в холода, когда мерзлую землю необходимо было кострами прогревать. И все это в условиях нехватки топлива в степи, и нарастающего дефицита буквально всего необходимого в условиях окружения. К числу таких неудачников относились, например, солдаты и офицеры отступивших из-за Дона 376-й и 44-й пехотных дивизий. Они далеко не сразу сумели окопаться, им приходилось ютиться в земляных норах, прикрытых брезентом.
На таком фоне дивизии, оставшиеся на прежних, уже обустроенных позициях, находились явно в выигрышном положении. Особенно повезло 297-й пехотной дивизии. Она успела закончить строительство госпиталя, который остался в ее распоряжение. Более того, из Германии успели поездом доставить медицинское оборудование, кровати, посуду.
Но очень скоро важнейшей проблемой окруженных немецких войск стала нехватка продовольствия, переросшая в настоящий голод. И в этом отношении нашлась дивизия, которой особенно не повезло – 113-я пехотная дивизия. Очень скоро выяснилось, что именно в ней зафиксировано было максимальное количество смертей от голода. Зловещий юмор военной судьбы – причиной этого было вовсе не разгильдяйство интендантов. Наоборот, дивизионный начальник тыла был чрезвычайно предусмотрительным человеком. Он еще до окружения приказал урезать паек - хотел создать запас продовольствия «на крайний случай». Опасался, что во время осенней распутицы начнутся проблемы с подвозом продуктов. Вполне обоснованные опасения. Вот только успешное наступление Красной Армии перечеркнуло эти хитроумные расчеты. Некоторые из отступивших немецких дивизий вынуждены были бросить свои склады с продовольствием, оставшись буквально ни с чем. Вот командование 6-й армии и приняло вполне справедливое решение – централизовать запасы продуктов, дабы обеспечить отступившие дивизии, разделить все поровну. «Богачам», и в их числе 113-й дивизии пришлось делиться с «бедняками».
Вот и получилось, что солдатам 113-й пехотной пришлось «затянуть пояса» раньше других, еще до начала окружения они начали недоедать. Предусмотрительность начальника тыла дорого обошлась дивизии.
Как часто получалось на той войне – немецкая логика и предусмотрительность в России оборачивались черт знает чем, сплошными неприятностями.
Впрочем, разница в положении немецких дивизий ощущалась не слишком долго. Совокупными усилиями сухопутные войска и ВВС Красной Армии сделали положение всей 6-й армии совершенно невыносимым. Смерти от голода и холода стали совершенно привычным, бытовым явлением во всех дивизиях армии Паулюса. И в благоустроенном госпитале 297-й пехотной дивизии раненым уже не могло помочь недавно привезенное из Германии оборудование – их нечем было кормить…
Читайте нас: