Русские ратники прошлых веков могли использовать разное
Вопросы классификации
Известно, что в Средние века и позже развитие оружия на Руси представляло собой постоянный и непрерывный процесс. Регулярно появлялись новые конструкции вооружений, в т.ч. древковых, которые затем получали распространение и давали воинам преимущества перед врагами.
По очевидным причинам, большая часть копий и другого оружия сгинула без следа, но сохранившиеся образцы помогают археологам и историкам восстанавливать общую картину и ее отдельные элементы.
К примеру, в труде А.Н. Кирпичникова «Древнерусское оружие» известные наконечники копий разделены на семь типов с несколькими подтипами. К одному типу относят оружие со схожей конструкцией и очертаниями, а подтипы зависят, главным образом, от размеров изделия. Также применено разделение по периодам, что позволило уложить в классификацию находки от IX до XIII веков.
Разные варианты рогатины. Иллюстрация из книги "Историческое описание одежды и вооружения российских войск"
Отдельные типы наконечников заметно отличаются от прочих представителей классификации, из-за чего могут представлять большой интерес. Кроме того, в истории русского копья имеются некоторые спорные моменты, которые тоже следует рассмотреть.
Курс на утяжеление
Пожалуй, самой известной разновидностью копья на Руси является рогатина. Первые упоминания в источниках и археологические находки такого рода относятся к середине XII в. В дальнейшем рогатина получила широкое распространение в пехоте и в коннице, а также стала охотничьим оружием. В последней роли она продолжала использоваться едва ли не до начала прошлого века.
По своей сути, рогатина являлась увеличенным, усиленным и утяжеленным копьем. Она изготавливалась на основе прочного древка большей толщины длиной, сопоставимой с ростом человека. Перо такого копья чаще всего имело лавролистную форму; длина наконечника могла достигать 500-600 мм. Также предъявлялись особые требования к прочности втулки. Готовое изделие было заметно крупнее других копий, а также в несколько раз тяжелее.
За счет усиленной конструкции рогатина могла наносить более мощные колющие и рубящие удары. Такое оружие отличалось большей пробивной силой, благодаря чему могло использоваться как против пехоты, так и в борьбе с конницей. Русская рать начала использовать рогатины практически сразу после их появления – в XII в. Доля такого оружия в общей численности копий постоянно изменялась, но всегда была достаточно большой. Последние упоминания о применении рогатин в армии относятся к XVII в. Дальнейшее развитие перспективных вооружений сократило роль копий.
Хрестоматийный лубок, изображающий охотничье применение рогатины. Wikimedia Commons
Особые характеристики позволили применять рогатину и на охоте. Подобная «карьера» усиленного копья продолжалась гораздо дольше. Рогатины применялись при охоте на крупного и опасного зверя – наиболее известно использование такого оружия против медведей. Некоторые охотничьи рогатины отличались наличием характерной перекладины вблизи пера. Эта деталь служила своеобразным стопором и позволяла охотнику удерживать пораженную добычу на безопасном расстоянии.
Между копьем и стрелой
В прошлом большое распространение имели метательные дротики. На Руси подобное оружие носило название сулица. Это было метательное копье малых размеров и ограниченной массы. Фактически оно было крупнее стрелы для лука, но меньше нормального копья. Первые образцы такого рода относят к IX в. Сулицы использовались всеми славянскими племенами, а затем поступили на вооружении ратей и дружин. Развитие такого оружия в целом повторяло эволюцию копий, хотя и с некоторыми отличиями.
Внешне и по конструкции сулица была похожа на копье, но была меньше и легче. Длина древка обычно не превышала 1,5 м, а наконечник не был длиннее 200 мм. Для упрощения конструкции и экономии наконечник могли оснастить не втулкой, а черешком, вбиваемым в древко.
Известны как небольшие и легкие, так и более крупные и тяжелые образцы. Разница в массе приводила к некоторым отличиям в боевых качествах. Как и копья, сулицы получали наконечники с перьями разных форм. В основном применялись удлиненные типы, способные показывать наилучшее пробивное действие при метании.
Основным способом использования сулицы являлось метание в противника. В зависимости от массы и скорости, такое оружие могло пробить легкую защиту врага или, как минимум, застрять в ней. Пехотинец мог нести несколько сулиц и какое-либо иное оружие, что расширяло его боевые возможности. Применение сулицы в роли копья не исключалось, но его эффективность ограничивалась объективными факторами.
Период относительно активного применения метательного древкового оружия пришелся на X-XIII вв. В дальнейшем изменение тактики боя и появление новых видов вооружений привело к сокращению использования сулиц. Позже они вышли из употребления.
Загадочная совня
В 1841 г. стартовал выпуск многотомного труда А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск». В этой работе были собраны все известные данные об оружии русских армий, но имелись и некоторые новые сведения. Один из упомянутых образцов древкового оружия вызвал споры.
В первой части книги в числе вооружений пехоты и конницы упоминалась совня. Это оружие определялось как подобие рогатины с наконечником в виде большого ножа односторонней заточки. В книге также имелись два рисунка – один изображал собственно железко совни, а на втором присутствовал всадник с таким оружием.
Первое известное изображение копья типа "совня" (внизу). Иллюстрация из книги "Историческое описание одежды и вооружения российских войск"
В дальнейшем было установлено, что термин «совня» ранее не применялся в отношении какого-либо реального оружия. Нечто похожее имелось только в одном из списков I Новгородской летописи, но и в этом случае не было полной уверенности. Дело в том, что этот фрагмент документа записан неразборчиво, а в других списках в этом контексте фигурирует иное оружие.
За прошедшие полтора века история русского древкового оружия была серьезно дополнена и всесторонне изучена. Несмотря на это, какие-либо следы совни, описанной А.В. Висковатовым, до сих пор не обнаружены. Впрочем, название «совня» или «совь» вошло в оборот и достаточно активно используется до сих пор.
В разных отечественных музеях хранятся отличающиеся археологические находки, названные совнями. При этом по сей день неясно, какое именно реальное оружие имел в виду автор «Исторического описания». Большой популярностью пользуется версия о допущенной ошибкой. Однако пока не все вопросы в контексте совни имеют ответы, и споры продолжаются.
Специализированные и живучие
Развитие копий на Руси продолжалось в течение нескольких веков и приводило к весьма интересным результатам. В разные периоды на основе «обычного» копья появлялись различные специализированные образцы с теми или иными особенностями. Тем не менее, одним из основных вооружений пехоты и конницы по-прежнему оставалось копье в его исходном виде – с тем или иным типом наконечника.
Всадники с древковым оружием. У бойца слева - совня. Иллюстрация из книги "Историческое описание одежды и вооружения российских войск"
Причины этого вполне понятны. Копья основных типов, несмотря на развитие и изменение конструкции, были простым, удобным и универсальным оружием для пехотинца или всадника. Другие образцы, такие как рогатина или сулица, предназначались для решения специфических задач и потому должны были только дополнять основное оружие. Впрочем, такая роль не оказывала негативного влияния на их распространение. Все известные разновидности копий активно использовались и дорабатывались.
Со временем древковое оружие потеряло свою ценность для армий. Однако некоторые его разновидности все еще были интересны охотникам. Из всех специализированных разновидностей копья дольше всего в эксплуатации оставалась рогатина, особенности которой были полезными не только на поле боя. Но и она в итоге не смогла конкурировать с более новым и совершенным оружием, использующим иные принципы.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: