Лента новостей

13:49
В МИД Турции заявили о несправедливости решения США по F-35
13:48
В каком мире мы будем жить? Что недоговорил Путин
12:33
Минобороны РФ восстановит военный городок конца 19 века под Калининградом
09:32
Азербайджанских пограничников назвали «оккупантами». Что происходит на грузино-азербайджанской границе?
05:57
Зачем три кандидата пытаются сорвать выборы губернатора Санкт-Петербурга?
20:34
Военные моряки ВСУ останутся под стражей на территории РФ еще на 3 месяца
20:08
Версия навальнистов: политическую позицию москвичей «смыло» летним дождичком
19:54
Российская подлодка «Пиранья» будет тихой, выносливой и смертоносной
19:23
Европа - ящик для хранения ядерного оружия США
18:54
«Поотрубать сучьи головы»: голодающая Соболь зашла слишком далеко на «трубном» митинге
18:42
Что обсудят Путин и Лукашенко на Валааме
18:33
Завод «Амкодор» в Карелии выпустил первый образец форвардера!
18:32
Про советский дефицит, спекулянтов и гибель СССР, вкратце
18:30
УАЗ начал производство тестовой партии Patriot с автоматической коробкой передач!
18:28
В Татарстане восстановили 62% погибших лесов и высадили 2 тыс. га лесных насаждений
18:28
Очередной Шах и Мат Путина: "Новый царь" и "новый султан" бросили вызов НАТО
18:19
Чем подумать о демократии, когда нечем?
18:16
«Как мы сбили Боинг»
17:48
«Соучастие в террористических актах»: на Украине могут укрываться боевики ИГ
15:35
По мнению ученых, резкое потепление климата человечество сможет пережить в Сибири
15:28
Европе тревожно: а вдруг Россия нападет?
15:25
Энергетическая автономия Калининграда стала уроком для Прибалтики
15:22
Американский еврокомиссар
15:22
Какую геополитическую выгоду принесут С-400 России и Турции
15:21
«Зеленский, мы хотим обратно!»
15:20
Китай покупает у Украины секреты советских авиадвигателей
15:19
Генштаб ВСУ: Четыре сценария, которые приведут Украину к краху
15:18
У русских хотят отнять статус первооткрывателей Антарктиды
15:18
«Без белорусского топлива ни один украинский танк не тронулся бы с места»
15:15
Навальный судорожно "подчищает" за опозорившейся в избиркоме Соболь
15:13
За двумя зайцами: ненавидеть Россию и пытаться на ней заработать
15:13
Эфиопские расклады
15:00
Москва предупреждает: На Европу надвигается волна украинского терроризма
14:49
Тбилиси стал пустыней. Русский турист здесь теперь - экзотика
14:47
Если Украина попытается уничтожить Крымский мост, то ей придет конец.
14:47
Самый необычный военный парад
14:46
Как воюют российские вместолевые с Россией
14:41
Турция выгнала ВВС США с авиабазы Инджирлик и может закрыть Босфор
14:40
Из ПЗРК сбит израильский военный беспилотник
14:40
Малазийский Boeing пять лет спустя. Расследование на выдуманных доказательствах
14:39
Трамп подарил Турции больше 100 российских боевых самолетов
14:30
Войска получат первый серийный Су-57 уже в этом году
14:11
Шойгу рассказал, что Путин одобрил «значительное увеличение» оклада контрактникам
14:11
Афган: ахиллесова пята США
14:08
Вашингтон ищет подход к Китаю через Москву
Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


» » Новейшие ледоколы решат вековую проблему российского ВМФ

Новейшие ледоколы решат вековую проблему российского ВМФ


Ледокол "Лидер"

Активное строительство ледокольного флота, которое ведется Россией, чаще всего объясняется чисто коммерческими соображениями. Действительно, Севморпуть способен принести стране гигантские прибыли. Однако многие забывают о еще одном обстоятельстве: новые ледоколы должны помочь России решить чисто военную проблему, которой уже больше ста лет.

Россия переживает настоящий бум атомного ледоколостроения. Достраиваются «Арктика» и «Сибирь», месяц назад спущен на воду «Урал». Планируется постройка еще двух судов того же проекта (22220, иначе – ЛК-60Я) мощностью на винтах 60 МВт. Начало эксплуатации первых двух ЛК-60Я на Северном морском пути намечено уже на будущий год, и это далеко не всё.

Понятно, что новые мощные ледоколы необходимы для дальнейшего освоения Арктики, для обеспечения доминирования России в Заполярье на долгие годы вперед, чтобы сделать Севморпуть одной из главных судоходных артерий мира.

Но у этого сюжета есть и еще одно измерение, не менее важное. Для его полного понимания вернемся к событию, состоявшемуся осенью прошлого года.

7-й арктический

В августе-октябре 2018-го состоялся арктический поход отряда кораблей и судов Северного флота – и прошел он без особой информационной поддержки. Можно сказать – обыденно и почти незаметно, и это совершенно не соответствует его исторической значимости.

Седьмой арктический поход отряда СФ в составе БПК «Вице-адмирал Кулаков», БДК «Александр Отраковский» и «Кондопога», тральщика и судов обеспечения отличался от шести предыдущих. Во-первых, тем, что Северный морской путь был пройден от начала до конца, а не только до привычных уже Новосибирских островов. Но главное заключается в том, что это был не обычный межфлотский переход в один конец к новому месту службы, а первый в истории настоящий межтеатровый маневр силами (МТМС) между атлантическим и тихоокеанским театрами военных действий (ТВД) по Севморпути, совершенный туда и обратно за одну навигацию. Другими словами, это был маневр силами одного флота (Северного) с выполнением учебно-боевых задач в зоне ответственности другого (ТОФ) и возвращением в район постоянного базирования.

В ходе своего МТМС, ставшего составной частью учений «Восток-2018», североморские БДК высадили два десанта на Чукотке: один в районе поселка Ванкарем на побережье Чукотского моря, другой – в районе поселка Эгвекинот в Беринговом море. Причем высадившиеся в Ванкареме морпехи совершили марш-бросок до Эгвекинота (чтобы занять там оборону) длиной почти 300 км в условиях арктического бездорожья. «Кулаков», в свою очередь, отработал в Охотском море поиск ПЛ с помощью бортового ГАК и Ка-27ПЛ.

История вопроса

О быстром межтеатровом маневре силами флота с использованием ледоколов в далеком 1899 году мечтал еще адмирал Макаров, однако выпестованный им «Ермак» был слишком слаб для подобной миссии. Достаточно вспомнить Русско-японскую войну, когда эскадра адмирала Рожественского шла из Балтийского моря до Цусимы около семи с половиной месяцев! Переход эскадры северным маршрутом обсуждался, но по понятным причинам (прежде всего – из-за большого риска, связанного с отсутствием технических возможностей и практического опыта) было принято иное решение.

Впервые пройти Севморпуть за одну навигацию (правда, не без приключений) в 1932 году удалось ледокольному пароходу «Сибиряков». Вскоре настал черед боевых кораблей – в 1936-м межфлотский переход (МФП) на Тихий океан совершили два эсминца типа «Новик» («Сталин» и «Войков») в сопровождении ледокола «Литке», в 1940-м – подводная лодка Щ-423. В военном 1942 году для усиления СФ в обратном направлении проследовали лидер ТОФ «Баку» с двумя «семерками» (ЭМ пр. 7).

В послевоенные годы с появлением в составе ВМФ СССР атомных подводных сил переходы подо льдами ПЛА с СФ на ТОФ (реже с ТОФ на СФ) стали делом обыденным. Однако о надводных кораблях такого сказать было невозможно. За все годы до распада Советского Союза при переходе с СФ на ТОФ Севморпутем воспользовались лишь четыре крейсера пр. 68бис («Лазарев», «Сенявин», «Суворов», «Пожарский») и РКР пр. 1134 «Севастополь». Все остальные большие надводные корабли, построенные в Ленинграде и Николаеве для Тихоокеанского флота, предпочли для перехода к месту приписки южный маршрут.

Плюсы и минусы

Главное преимущество межтеатрового маневра по Севморпути от Североморска до Владивостока и наоборот заключается в его малой протяженности (всего около 6000 миль). При средней скорости в 12 узлов переход займет ровно три недели, при 12 узлах на СМП во льдах и 18 узлах на чистой воде – две с половиной недели. Переход через Суэцкий канал в два с лишним раза длиннее (12800 миль, или полтора месяца на 12 узлах).

Главный недостаток сегодняшнего Севморпути – некруглогодичная (в лучшем случае пятимесячная) навигация (летом-осенью, с июля по ноябрь) по ледопроходимости как имеющихся ледоколов, так и перспективных пр. 22220 (ЛК-60Я) в восточном районе Арктики. Кроме того, проблему составляет непостоянство сроков начала и окончания навигации из-за межгодовой изменяемости ледового покрова.

Да поможет нам «Лидер»

После некоторых колебаний (строить – не строить) было принято верное решение – строить для Росатомфлота три атомных ледокола пр. 10510 (ЛК-120Я, шифр «Лидер») небывалого водоизмещения (71 400 т), мощности на винтах (120 МВт) и ледопроходимости (4,3 м на двух узлах). Корабль предназначен для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом более 100 000 т и шириной более 50 м на всем протяжении Севморпути, с экономически эффективной скоростью около 15 узлов во льдах толщиной до двух метров.

Без «Лидеров» говорить о конкурентоспособности СМП не имеет смысла – судоходные компании и их клиенты не станут дожидаться открытия навигации в Арктике, если необходимо доставить важный груз, скажем, из Гамбурга в Иокогаму зимой или весной.

Разумеется, для отдельно взятого стороннего наблюдателя и мировой общественности в целом коммерческая составляющая проекта представляется единственной причиной колоссальных вложений в строительство серии сверхмощных ЛК-120Я (не считая пяти строящихся и предполагающихся к постройке ЛК-60Я). Однако есть и другая, менее очевидная, причина. Она заключается в том, что ледоколы пр. 10510 являются продукцией двойного назначения, и это, возможно, даже более важно. Корабли серии ЛК-120Я будут развивать во льдах скорость, соизмеримую с экономической скоростью военных кораблей – и оставлять за собой полынью 50-метровой ширины, которой с запасом хватает для проводки через льды даже авианосца.

Вековое проклятие отечественного флота – географическая разобщенность сил между несколькими морскими театрами (и прежде всего между двумя главными из них), на наших глазах становится гораздо менее фатальной, и спустя каких-то 10-15 лет вообще перестанет быть острой проблемой.

Иначе говоря, в случае необходимости Северный флот ВМФ РФ сможет очень быстро, по морским меркам, помочь Тихоокеанскому – и наоборот.

Ну и кроме того, сама возможность подобного маневра позволяет уменьшить боевой состав обоих крупнейших флотов России – ведь каждый из них, если что, будет способен прийти другому на выручку. Уже это – огромная экономия государственных средств.

Разумеется, одними ледоколами полноценное функционирование Севморпути и в том числе его военно-морское применение – не обеспечить. Для проводки судов необходимо обустроенное побережье, восстановленная система метеостанций, пунктов наблюдения, пунктов техпомощи и мест базирования флота, отлаженная система спасения и так далее. Ледоколы – важнейшее, но не окончательное условие.

Закладка головного «Лидера» планируется на ССК «Звезда» в 2020 году. И если всё пойдет как надо, к концу 2020-х ВМФ России будет способен на быстрый межтеатровый маневр силами флота через Арктику, которого ждал 130 лет.


 Александр Шишкин, инженер-кораблестроитель


Опубликовано: lentok     Источник


Похожие публикации для статьи "Новейшие ледоколы решат вековую проблему российского ВМФ"


Напишите ваш комментарий к статье "Новейшие ледоколы решат вековую проблему российского ВМФ"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх