Лента новостей

22:00
В «Офицерах России» раскрыли цель создания в РФ уникального гиперзвукового оружия
21:58
Руководитель департамента международных отношений раскрыл подробности об организации РИК
21:50
Строительство АЭС «Пакш-2» в Венгрии открывает России «окно в Европу»
21:48
Уход США из Сирии вынуждает курдских террористов идти на шантаж
21:46
«Удовлетворительный» мирный план Украины по Донбассу оказался фикцией
21:42
Земельная реформа - ещё один гвоздь в гроб Украины
21:40
Нужна ли России монархия?
21:34
Климатическая афера: как Запад превратил экологию в оружие войны
21:16
У российских и американских подлодок нашлась общая проблема
20:55
Путин в Эр-Рияде: итоги встречи с королем Саудовской Аравии
20:44
Турецкое наступление в Сирии: курды идут на сделку с Дамаском, чтобы защититься от этой атаки (The Guardian, Великобритания)
20:40
The New York Times (США): как репортеры «Таймс» доказали, что Россия бомбила сирийские госпитали
20:36
Sözcü (Турция): Украина направила ноту протеста Турции!
20:32
Фортум и Роснано построили ветроэнергетическую установку под Ростовом
20:30
Коллегия ЕЭК продлила срок выдачи бумажных ПТС
20:28
Япония, Иран и Голландия проявили интерес к сотрудничеству в АПК с Кубанью
20:26
Козак поручил подготовить предложения по созданию банка качества нефти
20:22
Саудовские СМИ назвали темы переговоров Путина с наследным принцем
20:20
Израильтян призывают не летать в Россию в ответ на приговор Нааме Иссахар
20:18
Россия выступила за реализацию трехсторонних проектов с КНДР и Южной Кореей
20:16
Сирийская правительственная армия вошла в Манбидж
20:08
Гудков мешал людей с грязью, но испугался полиции: «борец с режимом» оказался трусом?
19:58
Франция вслед за США выводит из Сирии войска: что будет дальше
19:32
У Киева есть «план Б»: Пристайко дал России «последний шанс»
19:27
«Охота на ведьм»: Twitter удаляет аккаунты неугодных
19:22
Праздник мародеров
19:02
Приоритет – укрепление сотрудничества Эр-Рияда и Москвы: основные темы встречи Путина и Аль Сауда
18:52
Шарий призвал более не обольщаться: С властью Зеленского всё потеряно
18:50
В Киеве прошел марш в защиту осужденного в убийстве журналистов нацгвардейца
18:48
В России предложили изучать новое явление - «путинизм»
18:46
Националистический марш в Киеве разделился на две группы – Нацкорпус и «Свободу»
18:44
В Киеве на ступеньках синагоги «убили» Коломойского
18:43
Погромы, истерики, угрозы: радикалы Ходорковского «погуляли» в Москве на славу
18:42
Зеленский не решился принять участие в марше УПА и уехал в Донбасс
18:40
Националисты запустили 25-метровый флаг Украины в сторону Донецка
18:38
«Ждите Украину. 2024»: С14 устроила акцию на границе с Крымом
18:36
Зеленский вне себя от злости на Гончарука, - СМИ
18:32
«Рубин» планирует продать Коновалова
18:30
Курдские террористы вновь используют ИГИЛ, чтобы шантажировать Сирию и Европу
18:16
Соколов рассказал об истинных причинах визита Путина в СА
18:14
Проблемы с американскими F-35 подталкивают страны НАТО к покупке российских Су-35
18:06
ЦБ повысил официальные курсы доллара и евро на 15 октября
18:04
Саудовские инвестиции в «Старт-1» обеспечат конверсию ракет типа «Тополь-М»
18:02
Сверхзвуковой бизнес-джет станет «вишенкой на торте» в отношениях РФ и Саудовской Аравии
17:52
Выгоды для России: суть турецкой операции в Сирии и интересы сторон
Все новости

Архив публикаций

«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


» » Новейшие ледоколы решат вековую проблему российского ВМФ

Новейшие ледоколы решат вековую проблему российского ВМФ


Ледокол "Лидер"

Активное строительство ледокольного флота, которое ведется Россией, чаще всего объясняется чисто коммерческими соображениями. Действительно, Севморпуть способен принести стране гигантские прибыли. Однако многие забывают о еще одном обстоятельстве: новые ледоколы должны помочь России решить чисто военную проблему, которой уже больше ста лет.

Россия переживает настоящий бум атомного ледоколостроения. Достраиваются «Арктика» и «Сибирь», месяц назад спущен на воду «Урал». Планируется постройка еще двух судов того же проекта (22220, иначе – ЛК-60Я) мощностью на винтах 60 МВт. Начало эксплуатации первых двух ЛК-60Я на Северном морском пути намечено уже на будущий год, и это далеко не всё.

Понятно, что новые мощные ледоколы необходимы для дальнейшего освоения Арктики, для обеспечения доминирования России в Заполярье на долгие годы вперед, чтобы сделать Севморпуть одной из главных судоходных артерий мира.

Но у этого сюжета есть и еще одно измерение, не менее важное. Для его полного понимания вернемся к событию, состоявшемуся осенью прошлого года.

7-й арктический

В августе-октябре 2018-го состоялся арктический поход отряда кораблей и судов Северного флота – и прошел он без особой информационной поддержки. Можно сказать – обыденно и почти незаметно, и это совершенно не соответствует его исторической значимости.

Седьмой арктический поход отряда СФ в составе БПК «Вице-адмирал Кулаков», БДК «Александр Отраковский» и «Кондопога», тральщика и судов обеспечения отличался от шести предыдущих. Во-первых, тем, что Северный морской путь был пройден от начала до конца, а не только до привычных уже Новосибирских островов. Но главное заключается в том, что это был не обычный межфлотский переход в один конец к новому месту службы, а первый в истории настоящий межтеатровый маневр силами (МТМС) между атлантическим и тихоокеанским театрами военных действий (ТВД) по Севморпути, совершенный туда и обратно за одну навигацию. Другими словами, это был маневр силами одного флота (Северного) с выполнением учебно-боевых задач в зоне ответственности другого (ТОФ) и возвращением в район постоянного базирования.

В ходе своего МТМС, ставшего составной частью учений «Восток-2018», североморские БДК высадили два десанта на Чукотке: один в районе поселка Ванкарем на побережье Чукотского моря, другой – в районе поселка Эгвекинот в Беринговом море. Причем высадившиеся в Ванкареме морпехи совершили марш-бросок до Эгвекинота (чтобы занять там оборону) длиной почти 300 км в условиях арктического бездорожья. «Кулаков», в свою очередь, отработал в Охотском море поиск ПЛ с помощью бортового ГАК и Ка-27ПЛ.

История вопроса

О быстром межтеатровом маневре силами флота с использованием ледоколов в далеком 1899 году мечтал еще адмирал Макаров, однако выпестованный им «Ермак» был слишком слаб для подобной миссии. Достаточно вспомнить Русско-японскую войну, когда эскадра адмирала Рожественского шла из Балтийского моря до Цусимы около семи с половиной месяцев! Переход эскадры северным маршрутом обсуждался, но по понятным причинам (прежде всего – из-за большого риска, связанного с отсутствием технических возможностей и практического опыта) было принято иное решение.

Впервые пройти Севморпуть за одну навигацию (правда, не без приключений) в 1932 году удалось ледокольному пароходу «Сибиряков». Вскоре настал черед боевых кораблей – в 1936-м межфлотский переход (МФП) на Тихий океан совершили два эсминца типа «Новик» («Сталин» и «Войков») в сопровождении ледокола «Литке», в 1940-м – подводная лодка Щ-423. В военном 1942 году для усиления СФ в обратном направлении проследовали лидер ТОФ «Баку» с двумя «семерками» (ЭМ пр. 7).

В послевоенные годы с появлением в составе ВМФ СССР атомных подводных сил переходы подо льдами ПЛА с СФ на ТОФ (реже с ТОФ на СФ) стали делом обыденным. Однако о надводных кораблях такого сказать было невозможно. За все годы до распада Советского Союза при переходе с СФ на ТОФ Севморпутем воспользовались лишь четыре крейсера пр. 68бис («Лазарев», «Сенявин», «Суворов», «Пожарский») и РКР пр. 1134 «Севастополь». Все остальные большие надводные корабли, построенные в Ленинграде и Николаеве для Тихоокеанского флота, предпочли для перехода к месту приписки южный маршрут.

Плюсы и минусы

Главное преимущество межтеатрового маневра по Севморпути от Североморска до Владивостока и наоборот заключается в его малой протяженности (всего около 6000 миль). При средней скорости в 12 узлов переход займет ровно три недели, при 12 узлах на СМП во льдах и 18 узлах на чистой воде – две с половиной недели. Переход через Суэцкий канал в два с лишним раза длиннее (12800 миль, или полтора месяца на 12 узлах).

Главный недостаток сегодняшнего Севморпути – некруглогодичная (в лучшем случае пятимесячная) навигация (летом-осенью, с июля по ноябрь) по ледопроходимости как имеющихся ледоколов, так и перспективных пр. 22220 (ЛК-60Я) в восточном районе Арктики. Кроме того, проблему составляет непостоянство сроков начала и окончания навигации из-за межгодовой изменяемости ледового покрова.

Да поможет нам «Лидер»

После некоторых колебаний (строить – не строить) было принято верное решение – строить для Росатомфлота три атомных ледокола пр. 10510 (ЛК-120Я, шифр «Лидер») небывалого водоизмещения (71 400 т), мощности на винтах (120 МВт) и ледопроходимости (4,3 м на двух узлах). Корабль предназначен для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом более 100 000 т и шириной более 50 м на всем протяжении Севморпути, с экономически эффективной скоростью около 15 узлов во льдах толщиной до двух метров.

Без «Лидеров» говорить о конкурентоспособности СМП не имеет смысла – судоходные компании и их клиенты не станут дожидаться открытия навигации в Арктике, если необходимо доставить важный груз, скажем, из Гамбурга в Иокогаму зимой или весной.

Разумеется, для отдельно взятого стороннего наблюдателя и мировой общественности в целом коммерческая составляющая проекта представляется единственной причиной колоссальных вложений в строительство серии сверхмощных ЛК-120Я (не считая пяти строящихся и предполагающихся к постройке ЛК-60Я). Однако есть и другая, менее очевидная, причина. Она заключается в том, что ледоколы пр. 10510 являются продукцией двойного назначения, и это, возможно, даже более важно. Корабли серии ЛК-120Я будут развивать во льдах скорость, соизмеримую с экономической скоростью военных кораблей – и оставлять за собой полынью 50-метровой ширины, которой с запасом хватает для проводки через льды даже авианосца.

Вековое проклятие отечественного флота – географическая разобщенность сил между несколькими морскими театрами (и прежде всего между двумя главными из них), на наших глазах становится гораздо менее фатальной, и спустя каких-то 10-15 лет вообще перестанет быть острой проблемой.

Иначе говоря, в случае необходимости Северный флот ВМФ РФ сможет очень быстро, по морским меркам, помочь Тихоокеанскому – и наоборот.

Ну и кроме того, сама возможность подобного маневра позволяет уменьшить боевой состав обоих крупнейших флотов России – ведь каждый из них, если что, будет способен прийти другому на выручку. Уже это – огромная экономия государственных средств.

Разумеется, одними ледоколами полноценное функционирование Севморпути и в том числе его военно-морское применение – не обеспечить. Для проводки судов необходимо обустроенное побережье, восстановленная система метеостанций, пунктов наблюдения, пунктов техпомощи и мест базирования флота, отлаженная система спасения и так далее. Ледоколы – важнейшее, но не окончательное условие.

Закладка головного «Лидера» планируется на ССК «Звезда» в 2020 году. И если всё пойдет как надо, к концу 2020-х ВМФ России будет способен на быстрый межтеатровый маневр силами флота через Арктику, которого ждал 130 лет.


 Александр Шишкин, инженер-кораблестроитель



Опубликовано: lentok     Источник



Похожие публикации для статьи "Новейшие ледоколы решат вековую проблему российского ВМФ"


Напишите ваш комментарий к статье "Новейшие ледоколы решат вековую проблему российского ВМФ"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх