Лента новостей

21:16
Русские захватили Patriot и передали Китаю?
20:43
Строителей окопов на блокпостах задерживают как уклонистов
20:41
Оборонная рокировка России: «к сожалению для Украины, очень эффективное решение»
20:08
Украина начала пропускать больше российских ракет, экономя ракеты Patriot
19:59
Госдума утвердила новый состав правительства
19:58
Совфед одобрил закон о запрете для иноагентов избираться на выборах
19:49
Украинские спецслужбы превращают детей в террористов – в прицеле Белоруссия
19:31
Нужны самим. Президент Польши отказался передавать Украине системы Patriot
19:30
ВСУ ведут обстрелы ДНР и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 14 мая
19:29
Эксперты прогнозируют топливный кризис на Украине после 18 мая
19:24
238-я бригада ВС РФ уничтожила немецкий танк «Леопард» в районе Красногоровки (ВИДЕО)
19:19
Нарышкин допустил крупномасштабный военный конфликт с Западом
18:59
Доктрина открытия расколола англосаксов
18:52
В Одессе военком избил костылём девушку за съёмку видео во время задержания её парня
18:50
Швеция готова принять ядерное оружие
18:43
В Албании нашли римскую виллу с крытым бассейном
18:16
Киев в ожидании наступления ВС РФ на Сумскую область эвакуирует население региона
18:15
Банда, спонсирующая ВСУ и 66 лет тюрьмы для пятерых пособников СБУ: на территории российских регионов продолжаются чистки
18:13
После смерти Путина НАТО может попытаться уничтожить Россию
17:56
Кандидат в министры обороны не увидел необходимости в мобилизации
17:39
Блинкен дал ценные указания Зеленскому и пообедал с Кулебой в киевской пиццерии
17:31
Политолог Клинцевич объяснил слова Столтенберга об отказе восстанавливать Украину после поражения
17:20
Финансовые нарушения в сфере гособоронзаказа выросли в разы
17:14
Харьковская фортификация
17:02
Колокольцев пожаловался на огромную нехватку сотрудников полиции и заступился за мигрантов
17:01
Грузия приняла закон об иноагентах в третьем чтении, несмотря на угрозы Запада
17:00
ВСУ оставляют позиции на Харьковском направлении. Ситуация на грани
16:54
Интернет-гиганты как инструмент глобального контроля
16:52
Российские войска продвигаются глубже на север Украины
16:50
«Могут использовать в пропаганде»: политолог Безпалько объяснил визит Блинкена в Киев
16:23
Британия разрешила своим подопечным на Украине обстреливать Россию ракетами по «гуманитарному праву»
16:22
В Киеве снова лопаются трубы, вода течёт по улицам, которые проваливаются
16:17
Волчанск превращается в Бахмут или Марьинку, — глава полиции Харьковской области (ФОТО, ВИДЕО)
16:14
Неожиданные кадровые перестановки: Путин назначил экономиста министром обороны
16:11
Колокольцев заявил о подготовке миграционной реформы в России
15:45
Пушилин рассказал о грандиозном запуске промышленности ДНР. Местные жители ему не верят и просят для начала убрать мусорные свалки
15:44
Экс-депутат Деркач обнародовал имена украинцев, причастных к подрыву «Северных потоков»
15:35
Белоусов назвал приоритеты на посту главы Минобороны
15:24
Межконтинентальную баллистическую ракету Булава официально приняли на вооружение
14:17
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 14 мая, день
13:58
Генерала-кадровика из Минобороны арестовали за взятку и могут посадить на 15 лет
13:57
Рэпер Vacio сбежал в США, не выполнив обещание пойти в армию
13:05
Шведские оборонные предприятия увеличили продажи на четверть
12:54
На французской заморской территории Новая Каледония прошли протесты сепаратистов
12:46
«Тут не Украина Януковича». Глава правящий партии Грузии отказался встречаться с гонцом администрации Байдена
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Новейшие ледоколы решат вековую проблему российского ВМФ

Новейшие ледоколы решат вековую проблему российского ВМФ


Ледокол "Лидер"

Активное строительство ледокольного флота, которое ведется Россией, чаще всего объясняется чисто коммерческими соображениями. Действительно, Севморпуть способен принести стране гигантские прибыли. Однако многие забывают о еще одном обстоятельстве: новые ледоколы должны помочь России решить чисто военную проблему, которой уже больше ста лет.

Россия переживает настоящий бум атомного ледоколостроения. Достраиваются «Арктика» и «Сибирь», месяц назад спущен на воду «Урал». Планируется постройка еще двух судов того же проекта (22220, иначе – ЛК-60Я) мощностью на винтах 60 МВт. Начало эксплуатации первых двух ЛК-60Я на Северном морском пути намечено уже на будущий год, и это далеко не всё.

Понятно, что новые мощные ледоколы необходимы для дальнейшего освоения Арктики, для обеспечения доминирования России в Заполярье на долгие годы вперед, чтобы сделать Севморпуть одной из главных судоходных артерий мира.

Но у этого сюжета есть и еще одно измерение, не менее важное. Для его полного понимания вернемся к событию, состоявшемуся осенью прошлого года.

7-й арктический

В августе-октябре 2018-го состоялся арктический поход отряда кораблей и судов Северного флота – и прошел он без особой информационной поддержки. Можно сказать – обыденно и почти незаметно, и это совершенно не соответствует его исторической значимости.

Седьмой арктический поход отряда СФ в составе БПК «Вице-адмирал Кулаков», БДК «Александр Отраковский» и «Кондопога», тральщика и судов обеспечения отличался от шести предыдущих. Во-первых, тем, что Северный морской путь был пройден от начала до конца, а не только до привычных уже Новосибирских островов. Но главное заключается в том, что это был не обычный межфлотский переход в один конец к новому месту службы, а первый в истории настоящий межтеатровый маневр силами (МТМС) между атлантическим и тихоокеанским театрами военных действий (ТВД) по Севморпути, совершенный туда и обратно за одну навигацию. Другими словами, это был маневр силами одного флота (Северного) с выполнением учебно-боевых задач в зоне ответственности другого (ТОФ) и возвращением в район постоянного базирования.

В ходе своего МТМС, ставшего составной частью учений «Восток-2018», североморские БДК высадили два десанта на Чукотке: один в районе поселка Ванкарем на побережье Чукотского моря, другой – в районе поселка Эгвекинот в Беринговом море. Причем высадившиеся в Ванкареме морпехи совершили марш-бросок до Эгвекинота (чтобы занять там оборону) длиной почти 300 км в условиях арктического бездорожья. «Кулаков», в свою очередь, отработал в Охотском море поиск ПЛ с помощью бортового ГАК и Ка-27ПЛ.

История вопроса

О быстром межтеатровом маневре силами флота с использованием ледоколов в далеком 1899 году мечтал еще адмирал Макаров, однако выпестованный им «Ермак» был слишком слаб для подобной миссии. Достаточно вспомнить Русско-японскую войну, когда эскадра адмирала Рожественского шла из Балтийского моря до Цусимы около семи с половиной месяцев! Переход эскадры северным маршрутом обсуждался, но по понятным причинам (прежде всего – из-за большого риска, связанного с отсутствием технических возможностей и практического опыта) было принято иное решение.

Впервые пройти Севморпуть за одну навигацию (правда, не без приключений) в 1932 году удалось ледокольному пароходу «Сибиряков». Вскоре настал черед боевых кораблей – в 1936-м межфлотский переход (МФП) на Тихий океан совершили два эсминца типа «Новик» («Сталин» и «Войков») в сопровождении ледокола «Литке», в 1940-м – подводная лодка Щ-423. В военном 1942 году для усиления СФ в обратном направлении проследовали лидер ТОФ «Баку» с двумя «семерками» (ЭМ пр. 7).

В послевоенные годы с появлением в составе ВМФ СССР атомных подводных сил переходы подо льдами ПЛА с СФ на ТОФ (реже с ТОФ на СФ) стали делом обыденным. Однако о надводных кораблях такого сказать было невозможно. За все годы до распада Советского Союза при переходе с СФ на ТОФ Севморпутем воспользовались лишь четыре крейсера пр. 68бис («Лазарев», «Сенявин», «Суворов», «Пожарский») и РКР пр. 1134 «Севастополь». Все остальные большие надводные корабли, построенные в Ленинграде и Николаеве для Тихоокеанского флота, предпочли для перехода к месту приписки южный маршрут.

Плюсы и минусы

Главное преимущество межтеатрового маневра по Севморпути от Североморска до Владивостока и наоборот заключается в его малой протяженности (всего около 6000 миль). При средней скорости в 12 узлов переход займет ровно три недели, при 12 узлах на СМП во льдах и 18 узлах на чистой воде – две с половиной недели. Переход через Суэцкий канал в два с лишним раза длиннее (12800 миль, или полтора месяца на 12 узлах).

Главный недостаток сегодняшнего Севморпути – некруглогодичная (в лучшем случае пятимесячная) навигация (летом-осенью, с июля по ноябрь) по ледопроходимости как имеющихся ледоколов, так и перспективных пр. 22220 (ЛК-60Я) в восточном районе Арктики. Кроме того, проблему составляет непостоянство сроков начала и окончания навигации из-за межгодовой изменяемости ледового покрова.

Да поможет нам «Лидер»

После некоторых колебаний (строить – не строить) было принято верное решение – строить для Росатомфлота три атомных ледокола пр. 10510 (ЛК-120Я, шифр «Лидер») небывалого водоизмещения (71 400 т), мощности на винтах (120 МВт) и ледопроходимости (4,3 м на двух узлах). Корабль предназначен для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом более 100 000 т и шириной более 50 м на всем протяжении Севморпути, с экономически эффективной скоростью около 15 узлов во льдах толщиной до двух метров.

Без «Лидеров» говорить о конкурентоспособности СМП не имеет смысла – судоходные компании и их клиенты не станут дожидаться открытия навигации в Арктике, если необходимо доставить важный груз, скажем, из Гамбурга в Иокогаму зимой или весной.

Разумеется, для отдельно взятого стороннего наблюдателя и мировой общественности в целом коммерческая составляющая проекта представляется единственной причиной колоссальных вложений в строительство серии сверхмощных ЛК-120Я (не считая пяти строящихся и предполагающихся к постройке ЛК-60Я). Однако есть и другая, менее очевидная, причина. Она заключается в том, что ледоколы пр. 10510 являются продукцией двойного назначения, и это, возможно, даже более важно. Корабли серии ЛК-120Я будут развивать во льдах скорость, соизмеримую с экономической скоростью военных кораблей – и оставлять за собой полынью 50-метровой ширины, которой с запасом хватает для проводки через льды даже авианосца.

Вековое проклятие отечественного флота – географическая разобщенность сил между несколькими морскими театрами (и прежде всего между двумя главными из них), на наших глазах становится гораздо менее фатальной, и спустя каких-то 10-15 лет вообще перестанет быть острой проблемой.

Иначе говоря, в случае необходимости Северный флот ВМФ РФ сможет очень быстро, по морским меркам, помочь Тихоокеанскому – и наоборот.

Ну и кроме того, сама возможность подобного маневра позволяет уменьшить боевой состав обоих крупнейших флотов России – ведь каждый из них, если что, будет способен прийти другому на выручку. Уже это – огромная экономия государственных средств.

Разумеется, одними ледоколами полноценное функционирование Севморпути и в том числе его военно-морское применение – не обеспечить. Для проводки судов необходимо обустроенное побережье, восстановленная система метеостанций, пунктов наблюдения, пунктов техпомощи и мест базирования флота, отлаженная система спасения и так далее. Ледоколы – важнейшее, но не окончательное условие.

Закладка головного «Лидера» планируется на ССК «Звезда» в 2020 году. И если всё пойдет как надо, к концу 2020-х ВМФ России будет способен на быстрый межтеатровый маневр силами флота через Арктику, которого ждал 130 лет.


 Александр Шишкин, инженер-кораблестроитель



Опубликовано: lentok     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх