В 1380 году в этот день в Москву прибыл гонец с "поломянной", то есть "огненной", вестью о том, что правитель Орды Мамай во главе несметного войска из "двунадесяти языков" выступил в поход на Русь.
В ответ великий князь московский Дмитрий Иванович - будущий Дмитрий Донской – призвал всех русских князей присылать отряды к месту сбора в Коломну. Так началась подготовка к великой битве на Куликовом поле.
23 июля 1840 года во время Кавказской войны в районе Гехинского леса и реки Валерик, берущей свое название от слова «валар» - смерть, произошло кровопролитное сражение, в котором русские войска под командованием генерала Галафеева разгромили чеченскую армию. Малая Чечня была занята, а Шамиль отступил в Дагестан.
При взятии укрепленной позиции на реке отличился поручик Тенгинского пехотного полка Михаил Лермонтов. В официальных военных сводках о Лермонтове было сказано, что "офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы". Михаил Юрьевич был представлен к ордену, который, впрочем, так и не получил. Свои впечатления о бое поэт передал в знаменитом стихотворении «Валерик».
На рассвете этого дня в 1911 году тысячи петербуржцев собрались на Комендантском аэродроме, чтобы наблюдать за стартом первого в России группового дальнего перелета по маршруту Санкт-Петербург - Москва. В три утра в воздух взлетела ракета, раздался пушечный выстрел, и один за другим в воздух поднялись Уточкин, Лерхе, Янковский, Васильев, Кампо-Сципио, Масленников, Костин, Агафонов и Слюсаренко.
На фоне опытных Сергея Уточкина и Александра Васильева, остальные авиаторы выглядели новичками в летном деле. Первым пунктом перелета был Новгород, куда раньше всех прибыл Лерхе. Не долетев до Новгорода, разбился аэроплан Владимира Слюсаренко, потерпел аварию и «Фарман» Бориса Масленникова, погиб пассажир-авиатор Константин Шиманский… Пилотирование хрупких машин было связано с большим риском, особенно в дождь и при сильном боковом ветре над возвышенностями и озерами. Опасными были и посадки, часто вынужденные, когда любое препятствие - будь то камень, холм или овраг - грозило опрокидыванием и разрушением самолета.
«Мрачное отчаяние овладевало мною, - позже писал один из участников перелета Александр Васильев. - Моментами я был близок к тому, чтобы прекратить эту ненужную борьбу, выпустить штурвал из окровавленных рук и, закрыв глаза, броситься в объятия стерегущей смерти».
Но 24 июля в четверть пятого утра именно Васильев первым совершил посадку на Ходынском поле. Из-за перебоев в работе двигателя садился он с выключенным мотором. На поле, освещенном большими кострами, его восторженно встречали тысячи москвичей. Расстояние в 725 км пилот преодолел за 24 часа 41 минуту 14 секунд, из них - девять с половиной часов он провел в воздухе.
В 1914 году Васильев одним их первых освоит высший пилотаж, а с началом войны добровольно уйдет на фронт. В одном из разведывательных полетов его аэроплан будет подбит и пилот попадет в плен. После неудачного побега он тяжело заболеет и вскоре умрет. Где его могила, никто не знает, но имя героя навечно осталось в истории русской авиации.
«Не слышны в саду даже шорохи.
Все здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера!»
Автор этих строк, известных, пожалуй, каждому Михаил Матуковский, родившийся в такой же день 1915 года.
Он говорил: «Человек, уходя, на земле остается основаньем плотины, новым мостом, связующим с берегом берег, неподвластной годам удивительной книгой, кораблем..., хоть единой строкой полюбившейся песни или просто цветком в Коктебельской теплице».
Строчки его песен продолжают жить в памяти людей: «С чего начинается Родина?», «Давно, друзья веселые, простились мы со школою...», «Плыла-качалась лодочка по Яузе-реке...», «Самое синее в мире Черное море мое...», «Белой акации гроздья душистые ночь напролет нас сводили с ума...»
«Как не быть у нас потрясениям и порывам бешенства, – писал он Жуковскому в марте 1826 года, - когда держат нас в таких тисках… Разве наше положение не насильственное? Разве не согнуты мы в крюк?»
А еще раньше в 1815-ом в одном из своих стихотворении поэт вопрошал:
«Когда воскреснут добры нравы,
Уйдет и зависть и вражда?
Престанут люди для забавы
Желать взаимного вреда?
Когда, когда?
…Когда газета позабудет
Людей морочить без стыда,
Суббота отрицать не будет
Того, что скажет середа?
Когда? Когда?..»
«В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасией Прекрасною...» Это начало одной из сказок, дошедших до нас благодаря Александру Николаевичу Афанасьеву, родившемуся в такой же день 1826 года. Его главная заслуга - издание одного из самых известных собраний народных русских сказок, которое так и называют: «сказки Афанасьева». Итогом многолетнего изучения славянских преданий, верований и обычаев стал трехтомный труд Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».
«Миф есть древнейшая поэзия, и как свободны и разнообразны могут быть поэтические воззрения народа на мир, так же свободны и разнообразны и создания его фантазии», - утверждал Александр Афанасьев.
В 1926 году в Москве в возрасте 78 лет умер выдающийся русский художник Виктор Васнецов, автор знаменитых полотен «Алёнушка», «Три богатыря», «Иван царевич на сером волке»…
«Бытовизм» передвижников. Сказки. Мистика модерна. Религиозные сюжеты. Он не боялся нарушать чистоту жанра и работать в прикладном искусстве, театре или архитектуре. Это было попыткой увидеть за любым из сюжетов основное – уходящую натуру русской культуры и веры. «Новая Русь, - писал Васнецов в 1906 году, - мне не по сердцу, это духовное декадентство. Ни один народ в мире не относился так самоубийственно к своей родине!»
В 1914 году в Латвии родился Михаил Давидович Александрович, певец-вундеркинд, дебютировавший в 9 лет и потрясший слушателей уникальным голосом. Его окрестили "певцом печали".
Михаил выступал с сольными программами и исполнял камерные произведения Мендельсона, Гречанинова, Шуберта, арии из опер Чайковского, Моцарта, Доницетти, Бизе, Массне. Его потрясающий тенор-альтино в 20 лет принес певцу мировую славу и должность кантора Манчестерской синагоги в Англии.
После присоединения в 1940 году Латвии к Советскому Союзу Александрович стал советским артистом. Он получил приглашение от Белорусской госэстрады и с весны следующего года стал выступать с концертами в Минске, других городах Беларуси, а затем по всему Советскому Союзу – пел в основном романсы и песни советских композиторов. В СССР было выпущено 70 пластинок с его записями, общий тираж которых составил 2 миллиона экземпляров.
Доводилось Александровичу выступать и перед «отцом народов». Иосиф Виссарионович пришел в неописуемый восторг от его исполнения панегирика Анатолия Новикова "Любимый Сталин" и пожаловал Михаилу Давидовичу звание заслуженного артиста РСФСР и лауреата Сталинской премии. Однако одновременно с этим Иосиф Виссарионович распорядился, чтобы певцу перекрыли все гастрольные пути за границу. Этот запрет длился 30 лет. Александрович писал письма Сталину, Хрущеву, Маленкову, Брежневу с просьбой устранить дискриминацию по отношению к нему – всё напрасно. Сталин боялся, что его любимый тенор уедет из страны, Хрущев - невзлюбил его как "сталинского соловья", а Брежнев как еврея. Голос Михаила Давидовича не звучал на радио и по телевидению, газеты ни разу (!) не упомянули о его творчестве. Не выдержав творческого забвения, в 1971 году артист, лишившись всего нажитого, эмигрировал с семьей в Израиль. Вскоре он обосновался в Канаде, потом в США и, наконец, в Германии, где и скончался в 2002 году, не дожив несколько дней до 88 лет.
Читайте нас: