В РФ отметили 48-ю годовщину со дня первого полета тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76. Самолет был разработан и собран в ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела». Но впоследствии его серийное производство было налажено на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ).
От разработки легендарного самолета военно-транспортной авиации (ВТА) СССР и его полета в воздухе прошло всего пять лет. Сегодня только воссоздание этого проекта в виде Ил-476 (Ил-76МД-90А) длится более 10 лет.
После переноса в 2008–2010 годах производства Ил-76 из Ташкента на завод «Авиастар-СП» в Ульяновске (авиахолдинг «Ильюшин») был построен всего десяток самолетов Ил-476. И дальнейшие темпы производства самолетов этого типа не вызывают оптимизма.
На прошлой неделе вице-премьер Юрий Борисов прилюдно пожурил «Авиастар-СП» за то, что оно якобы «сорвало в 2018 году контракт» на поставку трех Ил-476 для Минобороны РФ. Но что такое для всей Российской армии поступление в ее состав трех тяжелых военно-транспортных самолетов, какими являются модифицированные транспортники Ил-76? На них можно перебросить в одночасье, скажем, танковый взвод или усиленный взвод ВДВ на бронетехнике. В масштабах страны, которая стремится стать сверхдержавой, это мизер.
Во времена СССР ТАПОиЧ производило не менее 100 самолетов в год (это по численности равно трем полкам ВТА). Ил-76 активно продавали за рубеж. В 1990-м, то есть до распада СССР, по открытым данным, в составе ВВС СССР таких типов самолетов ВТА насчитывалось более 300 единиц. И этим количеством самолетов на далекие расстояния, например, из Центральной России на Камчатку или Курилы, можно было за один «бросок» доставить дивизию ВДВ. Сейчас же в составе ВТА Воздушно-космических сил (ВКС) РФ численность самолетов Ил-76 – лишь нескольких десятков. И за почти 30-летнюю постсоветскую историю авиации Российской армии парк самолетов Ил-76, как и других военно-транспортных летательных аппаратов, почти не пополнялся.
Авиапром в сфере ВТА деградирует. Этот факт военно-политическое руководство России признало. Иначе как можно объяснить заявление Борисова о том, что предприятие «Авиастар-СП» с 2021-го должно выйти на производство более 10 «модернизированных военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А в год». То есть периферийный авиазавод в Узбекистане во времена СССР производил в год около 100 самолетов Ил-76, а в нынешней России на «суперсовременном авиапредприятии «Авиастар-СП» в Ульяновске только через два года этот показатель достигнет 10–12 экземпляров.
В октябре 2012-го президент Владимир Путин присутствовал при подписании контракта на поставку в Российскую армию 39 самолетов Ил-476 до 2020 года. Но где эти самолеты? Сейчас в составе ВТА ВКС РФ менее 10 новых собранных в РФ Ил-476. Реальные планы правительства производства и поставок Ил-476 в состав ВСК РФ, мягко говоря, настораживают. По словам вице-премьера Борисова, Минобороны планирует до 2030 года закупить около 100 военно-транспортных самолетов и самолетов-заправщиков Ил-476. То есть правительство уже дает «Авиастару-СП» установку на производство всего 10–12 самолетов в год.
Но и производство Ил-476 в этих объемах выглядит, видимо, проблематичным. Замглавы правительства сообщил о включении ручного управления авиационным предприятием «Авиастар-СП». По словам Борисова, оно уже создано в виде специальной комиссии из Минобороны и Минпромторга. «Практически ежемесячно два замминистра будут проводить совместные совещания, собирать всю кооперацию и отслеживать ход подготовки, производства и завершения всех НИОКРов по этому направлению. Это ручное управление, но другого выхода сейчас нет», – пояснил вице-премьер.
Между тем производство и других типов военно-транспортных самолетов остается в РФ весьма проблематично. Уже 15 лет идет разработка легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Это первая модель самолета ВТА, которая разрабатывается в России с нуля в постсоветский период. Самолеты этого типа должны заменить устаревающий парк Ан-24 и Ан-26. Новые самолеты будут востребованы в ВКС РФ. Вопрос о сроках изготовления Ил-112В дважды поднимался на совещаниях в Минобороны – в октябре 2018-го и марте 2019 года. Но проект с разработкой и производством 112В также тормозится.
«Вопрос с производством самолетов ВТА связан как минимум с двумя проблемами, – рассказал «НГ» бывший инженер ТАПОиЧ Роберт Тен. – Во-первых, авиапромышленность РФ, как и вся и оборонка, явно увядают, стареют. Она уже не способна в больших объемах производить высокотехнологичную авиационную продукцию для ВТА. И тут никакие правительственные комиссии не помогут. Нужны инвестиции, вложение ресурсов (людских, интеллектуальных, материальных и т.п.), чтобы все это поднять. Но бюджет явно на это не ориентирован. Во-вторых, тут действует и субъективный фактор, связанный с коррупцией, семейственностью в авиационной отрасли. Впрочем, этот порок имеет место не только в авиастроении, но и во всей экономике РФ», – считает эксперт. По его мнению, «эти все проблемы можно решить, но нужны кардинальные меры и политическая воля».
Владимир Мухин
Читайте нас: