Лента новостей

11:45
«Онижедети» принесли за день в СБУ 700 доносов на российских звезд
11:45
Эстония отгородится от России буйками за 74 млн. евро
11:44
В Европе начали подозревать, что от санкций выиграла Россия
11:43
Prolet?ren: Почему не расследуют химическую атаку?
11:39
Киевская партия войны снова лезет в драку
11:14
УНИАН: «Планы» Путина и Донбасс
11:10
Лукашенко — Порошенко: «Мы — родные люди»
11:07
США: Новые подстрекательства к войне с Россией
09:59
Российской экономике сулят рывок из болота
09:57
Sueddeutsche Zeitung: Слишком дорогая дешевая Lada Vesta
09:53
«Адмирал Григорович» мог остановить удар по Сирии
09:49
Стивена Сигала включили в базу сайта «Миротворец» за посещение Крыма
09:46
Al Riyadh: России больше нечего делать в Сирии
09:39
«Очень-очень страшная русская ракета 9М729 — SSC-X-8»
09:36
Встреча у реактора: о чём договорились в Чернобыле президенты Украины и Белоруссии
09:35
В КНДР заявили, что не прекратят ядерные испытания, пока есть угроза от США
09:34
La Stampa: Итальянцы на Донбассе
09:34
Ползучее гетто: когда в Украине станет страшно заговорить по-русски
08:56
Почему графа «национальность» в паспорте сделает Украину страной-изгоем
08:55
ФСБ задержала 12 членов террористической группировки в Калининграде
08:49
Хотят ли русские войны?
08:48
Сергей Иванов: «Хотите, раскрою государственную тайну?»
08:47
Закрытая Россия
08:46
Люди Донбасса - не недочеловеки
08:40
Письма из Германии: «Никакой русской общины нет. Каждый сам за себя»
08:39
Зорян Шкиряк уверен, что склад боеприпасов в Балаклее поджёг Сурков
08:38
Возбудить против Томаша Мацейчука уголовное дело
08:36
Глобальное «счастье для всех»: Le Monde раскрыла авантюру Макрона
08:34
Тяжелые бои в Алеппо: Турецкие танки наступают на проамериканских бойцов
08:13
Этот день в истории - 27 Апреля
22:31
Стройка века идет полным ходом: рабочие уже делятся опытом с коллегами в РФ
22:30
Турчинов опозорился из-за обогревателя при запуске ракеты
22:28
Китай продолжил традиции советского военного кораблестроения
22:26
Третий крик галльского петуха: Почему французы ненавидят Ле Пен
22:25
Путин дал гражданство России украинскому социологу
22:23
The National Interest: американцам не нужна война с Россией из-за Украины
22:22
Прямое вмешательство США. Донбасс оккупирован американцами
22:21
Счет России к Эстонии за «бронзовую ночь» все еще не закрыт
22:20
Очередные послы ЕС одобрили безвизовый режим Украине
22:18
Военкомы ловят галичанских дезертиров на польско-украинской границе
19:42
Армии НАТО плагиатят российский «Танковый биатлон»
19:41
Ганапольский резко раскритиковал российское ТВ
19:40
Удар США по авиабазе Шайрат вынуждает Россию принять дополнительные меры по обеспечению безопасности
19:39
Ковитиди: Ковтун, хватит врать
19:38
Сирия сегодня: ИГИЛ в панике пытается объединиться с другими группировками
Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
» » Для эффективного взаимодействия Минобороны с предприятиями ОПК нужны новые законы

Для эффективного взаимодействия Минобороны с предприятиями ОПК нужны новые законы

Для эффективного взаимодействия Минобороны с предприятиями ОПК нужны новые законыК проблеме ремонта ВВСТ, остро вставшей после расформирования погрязшего в коррупции «Оборонсервиса», мы уже обращались. Кто должен выполнять его в новых условиях – войска или предприятия ОПК? Каким может стать техническое обслуживание и оправдывают ли себя контракты полного жизненного цикла? На эти вопросы до сих пор нет ясного ответа.

В сложный для Вооруженных Сил и страны в целом период 90-х – начала 2000-х в силу разных политических и экономических причин состояние и возможности системы технического обеспечения (СТО) ВВСТ оказались катастрофически девальвированы.

Кто в ответе за ремонт?

Была разрушена единая структура СТО, необоснованно сокращены базы, склады, объединения и соединения материально-технического обеспечения, практически ликвидирована система эшелонирования и обновления государственных запасов, существенно сокращены органы управления СТО. Это привело к резкому снижению потенциала войсковых ремонтно-восстановительных органов, складов ремонтных комплектов и военно-технического имущества (ВТИ).

Сейчас нет тех запасов ВВСТ и материальных средств, которые раньше были научно обоснованны, создавались, накапливались, специальным образом хранились и использовались в интересах обороны. Они обеспечивали боеспособность войск при переходе ОПК к режиму работы в особый период. Их состав уже не соответствует современному оснащению войск, своевременно не пополняется и не обновляется.

Некоторые ремонтные предприятия, базы хранения и войсковые ремонтно-восстановительные подразделения либо полностью прекратили существование физически, либо технологически и интеллектуально настолько устарели, что переоборудование их до уровня стандартов современных ВВСТ экономически нецелесообразно. Как правило, отсутствуют ремонтные комплекты, особенно для продукции радиоэлектронной промышленности старого парка и даже нового из-за поставок ВВСТ без них. Во многих контрактах не прописаны научно обоснованные объемы групповых ЗИП. По этой причине ремонт ВВСТ в МО РФ осуществляется путем разборки работоспособных изделий и извлечения из них запчастей. Об этом, в частности, говорилось на заседании Экспертного совета по развитию предприятий РЭП (при Комитете по промышленности) в Госдуме.

В настоящее время возможности войсковых ремонтных органов не позволяют проводить квалифицированное качественное послегарантийное обслуживание, капитальный и средний ремонт сложных образцов ВВСТ из-за их технической сложности, отсутствия необходимой технологической базы и специалистов.

Что касается предприятий ОПК, то там до сих пор не решен вопрос мобилизации специалистов в периоды непосредственной угрозы агрессии и военного времени в силу несоответствия их правового статуса и международных норм. А ведь проблема создания законодательной, нормативно-правовой базы для перехода на контракты полного жизненного цикла ставится в повестку дня не впервые. Обсуждению этой государственной задачи были посвящены различные заседания НТС Военно-промышленной комиссии при президенте РФ, форумы с участием заинтересованных сторон на высоком уровне. Важность вопроса предопределена самим процессом развития страны, реформами Минобороны, Минпромторга, стремительным развитием науки и техники. О необходимости создания системы управления полным индустриальным циклом ВВСТ заявил глава военного ведомства, инициатива поддержана президентом. Она должна обеспечить решение этих проблем прежде всего на стадии эксплуатации и боевого применения ВВСТ. Качественная организация гарантийного и послегарантийного обслуживания, умелой, подконтрольной эксплуатации значительно повысит эффективность использования бюджетных средств.

Однако внедрение новой системы требует решения целого ряда проблем планирования и реализации ГПВ, ГОЗ, президентских, федеральных, ведомственных целевых программ, разработки и проектирования производства. Прежде всего законодательной, нормативно-правовой базы, включая деятельность военных представительств (ВП), органов капитального строительства, сертификации и лицензирования, 8-го управления МО РФ, ФСБ России, ФСТЭК. Нужна межведомственная координация деятельности Совета безопасности, ВПК, министерств и ведомств оборонной инфраструктуры. Особенно это важно для реализации программы импортозамещения в радиоэлектронной промышленности. Ее продукция – неотъемлемая часть всех видов ВВСТ, но она морально устаревает каждые пять лет. Именно с такой периодичностью стараются менять аппаратно-программную компоненту средств АСУ и связи, РЭБ, разведки, навигации западные фирмы.

В России предприятие-изготовитель как частный организационно-экономический субъект должно работать на перспективу, если хочет выжить. Планировать расходы на НИР, обновление технологической базы, повышение квалификации кадров, проявлять гибкость для сохранения конкурентоспособности продукции. Но военные ремонтные предприятия в той форме и с той идеологией построения взаимодействия МО с ОПК, как они задумывались, не успевают за научно-техническим прогрессом. И не могут проводить квалифицированный и качественный ремонт современной техники.

Ситуация осложнилась после перевода функций обеспечения эксплуатации и ремонта ВВСТ в «Оборонсервис» и на аутсорсинг. То есть после создания посредника между предприятиями ОПК и объектами МО, что сопровождалось ликвидацией комплексных государственных проектных организаций, частичной утерей архивной проектно-монтажной, инженерной, строительной и сметной документации. Это привело к существенному удорожанию авторского надзора, гарантийного и послегарантийного обслуживания и ремонта продукции РЭП. А оснащение объектов МО РФ предприятиями «Оборонсервиса» в рамках СРПП (системы разработки и проектирования производства) продукцией гражданского назначения, не отвечающей группам исполнения и со сроком службы менее пяти лет, не позволяет поставить ее на контроль ВП, так как отсутствует проектно-сметная документация, хромает нормативная база. По тем же причинам нельзя ее определить на баланс и учет в органах управления МО РФ, организовать качественную эксплуатацию.

Для приведения технологического и интеллектуального потенциала предприятий «Оборонсервиса» к современному уровню нужны огромные бюджетные ассигнования, время, которых у государства нет. Где же выход?

Технике пора зациклиться

При формировании законодательной, нормативно-правовой базы для перехода к контрактам полного жизненного цикла нельзя не учитывать, что военное ведомство сейчас концентрирует усилия на выполнении основных задач при максимальном освобождении от второстепенных функций. При этом Минобороны объективно заинтересовано в переходе на новую систему техобеспечения ВВСТ, включая техобслуживание и ремонт в условиях боевых действий. У военного ведомства и предприятий ОПК тут объективный консенсус. Если передать средний и капитальный ремонт предприятиям-изготовителям, то ответственность за правильность эксплуатации, боевого применения, техническую готовность ВВСТ все равно останется за МО РФ.

Новая схема позволит повысить эффективность техобеспечения ВВСТ, уровень готовности техники, снизит нагрузку на бюджет. Есть и другие очевидные преимущества. Министерство обороны освобождается от второстепенных задач, получает возможность сосредоточиться на выполнении главных функций. А ОПК, получив обеспеченную государством задачу на долгосрочную перспективу (включая мобилизационную), будет более эффективно работать над повышением качества, функциональности и конкурентоспособности продукции, развивать инновационные направления.

Все это обеспечит предприятиям долгосрочное стабильное поступление доходов от сервисного обслуживания и ремонта ВВСТ, а работникам ОПК – необходимый уровень социальной защиты. Но, повторим, реализация контрактов полного жизненного цикла – весьма сложная задача еще и с точки зрения законодательной, экономической, технологической базы. Предстоит адаптировать нормы и правила, порядок разработки и реализации ГПВ, ГОЗ, СРПП, военные, технические стандарты и регламенты.

Безусловно, могут возникнуть сложности в ценообразовании на материалы, ЭКБ, работы и услуги при разработке монтажной, сметной документации, а также при гарантийном и послегарантийном обслуживании техники. Надо будет изменить порядок оплаты долгосрочных проектов (сроком 10 и более лет), внести изменения во всю систему финансового планирования и формирования ГПВ, ГОЗ.

Но Минобороны ограничено положениями бюджетного законодательства, которое пока не предусматривает заключения долгосрочных контрактов на полный жизненный цикл. Нужна разработка (под руководством Совета безопасности и ВПК России) новых механизмов управления ГПВ и ГОЗ, освоения серийного производства, поставок, эксплуатации и обслуживания ВВСТ.

Отсутствует даже законодательно утвержденный методический аппарат оценки материальных затрат на работы и услуги по управлению полным жизненным циклом. Требуют уточнения порядок и правила формирования бюджетных средств, страхования рисков. Оптимизация затрат тут должна сопровождаться повышением уровня технической готовности ВВСТ, рентабельности предприятий ОПК.

Нерешенным остается вопрос привлечения гражданского персонала ОПК для выполнения таких работ в период непосредственной угрозы агрессии и военного времени. Возможно привлечение производственных рот (выездных ремонтных бригад) и формирование мобилизационных кадровых ресурсов ОПК с привлечением их к выполнению задач на учениях, предоставлением налоговых льгот предприятиям. Молодые специалисты, будучи призванными на военную службу, помимо участия в выпуске оборонной продукции могли бы выполнять гарантийное и послегарантийное обслуживание, капитальный и средний ремонт сложных образцов ВВСТ в любых условиях эксплуатации и боевого применения.

Как сказал советник департамента аппарата Совета безопасности РФ Владимир Горбунов, пора уже определиться: либо оставить прежнюю систему технического обеспечения войск, либо перейти к контрактам полного жизненного цикла, что требует смены нормативно-правовой базы. Пока у министра обороны нет даже заместителя, который взвалил бы на себя груз решения юридических и иных проблем. Но обеспокоенность СБ РФ понятна: неопределенность может привести лишь к росту разногласий между Минобороны и ОПК, чего быть не должно.

Повторим: МО РФ поддерживает переход на контракты полного жизненного цикла. Но судя по всему, беспокоится, что предприятия ОПК, если с ними заключать долгосрочные контракты с полной финансовой оплатой, перестанут проявлять инициативу в модернизации ВВСТ, создании новых разработок. А значит, законодательная основа, как подчеркнул представитель Главного управления связи ВС РФ полковник Евгений Кривошеин, должна стать более гибкой.

От координации к системе

Стоимость контракта в системе управления жизненным циклом (СУЖЦ) складывается из затрат на разработку, освоение производства, поставку, создание различной документации, ввод изделия в эксплуатацию, других этапов. Без создания отлаженной СУЖЦ ВВСТ не обойтись. Для этого придется определить состав и порядок взаимодействия субъектов управления в системе:

  • довольствующие органы и органы сопровождения контрактов ВВСТ МО РФ;
  • предприятия ОПК и лицензионные требования к ним;
  • порядок организации технологического контура – автоматизированной системы, обеспечивающей сбор, циркулирование и обработку информации о состоянии аппаратных и программных изделий;
  • состав и содержание нормативной правовой базы (включая стандарты в области документооборота, сбора и предоставления информации, порядка обмена ею);
  • методики обработки информации и поддержки принятия решений.

 

СУЖЦ для различных образцов ВВСТ, конечно, будет иметь свою специфику, однако базовые нормативные документы, специальное программное обеспечение, методики сбора, обработки и представления информации должны быть построены на единых принципах и стандартах.

Какие выводы следуют?

Создание СУЖЦ ВВСТ обеспечит требуемые показатели эффективности технического обеспечения Вооруженных Сил. Снизит затраты на разработку, освоение производства, поставку, оформление документации, ввод изделия в эксплуатацию, гарантийное и послегарантийное обслуживание, капитальный и средний ремонт, создание мобилизационных и эксплуатационных запасов ВВСТ, ЗИП, ремкомплектов и ВТИ в течение всего срока службы.

Министерство обороны РФ получит возможность сосредоточить усилия на выполнении задач боевой учебы, войска – современные ВВСТ, а предприятия ОПК – долгосрочные стабильные заказы на продукцию. Все это ускорит модернизацию и инновационное развитие ОПК, позволит планомерно решать социальные вопросы.

Реализация контрактов управления полным жизненным циклом – крайне важное направление развития и поддержания технической готовности ВС РФ, других силовых ведомств, оптимизации производственных процессов ОПК. Вместе с тем это организационно, научно и практически сложная задача, требующая комплексного подхода, скоординированной работы различных ведомств.одробнее: http://www.vpk-news.ru/articles/28159





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх