Лента новостей

15:05
Администрация Байдена призвала граждан США покинуть Белоруссию
15:04
«Замыливание глаз и лапша на уши». Клерк Сороса из команды Зеленского недоволен поездкой Фицо в Москву
15:03
«Обманываете — будете восстанавливать за счёт собственных источников». Гладков объявил борьбу с враньём белгородских чиновников
14:39
Система ShredShox добавит горным лыжам практичную пневматическую подвеску
14:32
Насилие между родителями повлияло на риск проблем с сердцем у выросших детей
14:19
Независимый Курдистан: союзник или противник России?
14:12
Израильтяне пишут, что жена Башара Асада подала на развод и намерена уехать жить в Лондон. Россия и Турция опровергают
14:11
Украинские фашисты обстреляли Донецк из РСЗО «Хаймарс»
14:10
МВФ дал Украине в долг $1,1 млрд
13:51
Берлин плачет по русскому газу - Новости
13:48
Краш-тесты для косметики, китайцы, красота и советские мозаики
13:34
Обзор лучших альтернативных офисных пакетов  Обзор лучших альтернативных офисных пакетов
13:32
«Дейтон-2»: может ли Россия повторить судьбу Югославии?
13:18
Зеленский готовит скаутов к последнему и решительному бою за США – в окопах Донбасса
13:11
СВР узнала о планах Санду захватить ГРЭС в Приднестровье
12:56
Карта боевых действий и сводки с фронта на 23 декабря 2024 года: актуальная информация по Украине
12:43
Обзор лучших программ для создания и редактирования баз данных  Обзор лучших программ для создания и редактирования баз данных
12:35
Команда Трампа намерена быстро вывести США из ВОЗ
12:27
Майя Санду готовит военную оккупацию Приднестровья?
12:26
Украинские военкомы начали похищать мужчин с помощью таксистов
12:19
Президент Панамы исключил переход Панамского канала под контроль США
12:18
JP: жена Асада подала на развод
12:09
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 23 декабря, день
12:03
Андрей Ильницкий о команде Трампа и перспективах российско-американских отношений
11:56
Истребитель Су-34 ударил по личному составу и опорнику ВСУ в приграничном районе Курской области
11:49
Обнаружена опрокинувшаяся на бок черная дыра: сенсационное открытие в галактике NGC 5084
11:48
Почему Антарктида такая холодная — даже по сравнению с ледяной Гренландией?
11:35
Миллионы Android-смартфонов лишатся поддержки WhatsApp с 1 января
11:31
Орбан: Евросоюз проиграл конфликт на Украине, но лидеры ЕС это отрицают, что напоминает роман Оруэлла «1984»
11:24
Финский профессор предрек Украине капитуляцию ВСУ ради мира
11:12
Так Абрамсы еще не горели
11:08
Варшава в шаге от конфликта: как НАТО делает Польшу плацдармом против России
11:03
«Солитонная молекула»: российские физики собрали установку для квантовых вычислений на новых принципах
10:55
Зачем построили Стоунхендж? Археологи выдвигают новую гипотезу о «монументе единства»
10:46
Роберт Фицо и Владимир Путин провели переговоры в Кремле
10:45
Премьер Словакии обвинил Зеленского в попытке подкупа
10:37
Население Сосновки заступилось за мэра Никиту Горелова, который вскрыл коррупцию чиновников Кировской области
10:36
Жители освобождённого от украинской оккупации Островского в ДНР рассказали о расстреле мирного населения боевиками ВСУ
10:35
Трамп намерен отобрать Гренландию у Дании
10:31
Новая схема мошенников по краже аккаунтов с «Госуслуг»: подробности
10:15
Началась агония ВСУ на фронте - Новости
10:11
Цунами взрывов: российские удары по Украине 23 декабря
09:44
«Россия нам не враг, мы с ней не воюем». Что говорят о встрече Фицо с Путиным?
09:34
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 23.12.2024
09:27
Состав ВМФ России пополнил еще один Каракурт
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Як-130 и родственные машины

Як-130 и родственные машины


В 2010 году военно-воздушные силы России получили первые серийные учебно-тренировочные самолеты типа Як-130. К настоящему времени построено более 150 таких машин, и две трети от этого количества служат в нашей стране. Следует отметить, что схожие самолеты того же класса создаются и строятся в зарубежных странах. Более того, некоторые зарубежные учебные самолеты имеют самое прямое отношение к российскому. Причиной этого является успешное сотрудничество разных стран в сфере военного авиастроения.

«Близкими родственниками» российского УТС Як-130 с полным правом могут считаться две зарубежные машины. В первую очередь, это итальянский самолет Alenia Aermacchi M-346 Master. Он появился всего через несколько лет после российского и максимально похож на него. Также необходимо вспомнить о китайском самолете Hongdu L-15 / JL-10. При его создании тоже использовались наработки по Як-130, однако его проектирование стартовало позже, и готовая техника появилась сравнительно недавно.


Прародитель семейства

Разработка перспективного отечественного УТС, позже получившего обозначение Як-130, стартовала на рубеже восьмидесятых и девяностых годов. ВВС СССР пожелали получить новую учебную машину, способную заменить существующие L-29 и L-39 чехословацкой постройки. За проектирование самолета взялись несколько фирм, в том числе ОКБ им А.С. Яковлева, имевшее большой опыт в деле создания учебной авиационной техники. Также в конкурсе участвовали другие предприятия, но почти все они вскоре вышли из него.


Серийный Як-130. Фото ОАК / uacrussia.ru


Довольно быстро программа столкнулась с финансовыми трудностями, и это сказалось на ее ходе. Перспективы поставок УТС для ВВС России тогда были туманными, и ОКБ Яковлева пришлось искать новые выходы. К счастью, проектом будущего Як-130 заинтересовалась итальянская компания Aermacchi. В то время она участвовала в европейской программе учебно-тренировочного самолета, и потому проявила интерес к российским наработкам по этой тематике. Вскоре «Яковлев» и Aermacchi договорились о совместном продолжении работ. Италия взяла на себя финансирование, что упростило и ускорило дальнейшие работы.

Разработке компаний «Яковлев» и Aermacchi пришлось конкурировать с другим российским проектом УТС – МиГ-АТ. Забегая вперед, следует указать, что именно Як-130 стал победителем этого «соревнования», в результате чего пошел в серию и попал в войска. Проект МиГ-АТ сочли не самым удачным, и он не смог выйти из стадии летных испытаний.

Опытный самолет с обозначением Як-130Д («Демонстратор») впервые поднялся в воздух 25 апреля 1996 года под управлением летчика-испытателя А.А. Синицына. Конфигурация этой машины одновременно учитывала требования итальянских и российских военных. Испытания первого прототипа продолжались до 2002 года. За несколько лет работы он выполнил порядка 450 полетов и помог собрать большой объем различных данных, использовавшихся при совершенствовании проекта и доводке самолета. Одновременно с этим прототип показал, что требования ВВС двух стран-заказчиков серьезно отличаются, и потому дальнейшая разработка проекта совместными усилиями попросту не имеет смысла. В 1999 году сотрудничество фирмы «Яковлев» и Aermacchi прекратилось.


Самолет способен нести оружие или подвесные баки. Фото ОАК / uacrussia.ru


Дальнейшее развитие проекта Як-130 осуществлялось нашей страной самостоятельно и исключительно на основе своих требований. Почти все двухтысячные годы ушли на доработку исходного проекта и последующие испытания опытной техники. В 2009 году самолет успешно прошел государственные совместные испытания и получил рекомендацию к принятию на вооружение.

Производство серийных Як-130 стартовало в 2008 году. Сборку техники поручили предприятиям «Сокол» (г. Нижний Новгород) и «Иркут» (г. Иркутск). Первый серийный УТС нового типа подняли в воздух в мае 2009 года. Первая партия из 12 серийных машин была передана заказчику в 2010-11 годах. В дальнейшем поставки продолжились. К настоящему времени в учебных частях воздушно-космических сил имеется более сотни серийных Як-130. Вдвое меньшее количество такой техники приобрели зарубежные страны.

После прекращения сотрудничества с Италией российскими конструкторами был сформирован окончательный облик УТС Як-130, основывавшийся на уже отработанных идеях. Планер совместной разработки предлагалось оснащать украинскими двигателями и разнообразной радиоэлектронной аппаратурой преимущественно отечественного производства. БРЭО архитектуры «цифровой борт» было оптимизировано для решения задач подготовки летчиков для разных типов самолетов. Электроника Як-130 способна имитировать особенности управления различными современными самолетами и обеспечивать до 80% программы подготовки летчика.

Самолет может использоваться в бою. Под крылом и фюзеляжем имеется восемь точек подвески для перевозки ракет «воздух-воздух», неуправляемых реактивных снарядов и свободнопадающих либо корректируемых бомб.


Як-130 в воздухе. Фото ОАК / uacrussia.ru


Появление учебно-тренировочного самолета Як-130 оказало самое серьезное влияние на ход подготовки молодых летчиков. Новые функции его бортовой аппаратуры позволяют с минимальными затратами обучать пилотов для всех основных самолетов российской фронтовой авиации. Кроме того, при необходимости Як-130 способен решать боевые задачи при помощи того или иного вооружения.

Итальянский образец

Как уже упоминалось, в начале девяностых годов новый проект УТС от ОКБ Яковлева заинтересовал итальянскую компанию Aermacchi, имевшую свои интересы на европейском рынке. Вскоре этот интерес вылился в договор о сотрудничестве, предусматривавший совместное продолжение работ с созданием самолета для ВВС, как минимум, двух стран. Благодаря этому соглашению, российское предприятие получило необходимое финансирование, а итальянское – доступ к чужим наработкам.

При прямом участии итальянских конструкторов была создана первая версия проекта Як-130. Впоследствии они приняли участие в строительстве и испытаниях самолета-демонстратора Як-130Д. Тем не менее, к концу девяностых годов авиастроителям двух стран пришлось прекратить сотрудничество. В первую очередь, причиной такого разрыва стали отличия в требованиях ВВС России и Италии. Две компании попросту не могли построить самолет, одновременно устраивающий обоих заказчиков. Кроме того, российские военные с подозрением относились к зарубежным комплектующим, а их итальянских коллег не вполне устраивало использование агрегатов из СНГ.


M-346 Master в полете. Фото Alenia Aermacchi / Leonardo / leonardocompany.com


В итоге в 1999 году было решено разделить общий проект и продолжить разработку техники самостоятельно. В результате этого на базе «общего» Як-130 был создан итальянский Aermacchi M-346 Master. Переработка исходного проекта заняла несколько лет, и потому первый полет «Мастера» состоялся только в 2004 году. В дальнейшем итальянская промышленность продолжила доводку самолета, на которую потребовалось еще несколько лет.

Проекты Як-130 и M-346 в их финальном виде имеют не слишком много общих черт. Их объединяет сходство экстерьеров и общие особенности конструкции планера. Однако, уже на уровне планера проявляются отличия в виде разных материалов и технологий изготовления. Оснащение самолетов тоже имеет самые серьезные отличия. БРЭО УТС M-346 построено на основе западноевропейских и американских комплектующих. Используются двигатели фирмы Honeywell.

В итальянском проекте была сохранена и реализована идея «цифрового борта» с возможностью имитации других самолетов, облегчающая подготовку пилотов. Как и в случае с Як-130, M-346 может принимать участие в боевых действиях. Он способен нести до 3 т полезной нагрузки в виде того или иного вооружения либо подвесные топливные баки.


"Мастер" на взлетной полосе. Фото Wikimedia Commons


УТС Alenia Aermacchi M-346 был принят на вооружение ВВС Италии в 2015 году; машина получила новое обозначение T-346. К настоящему времени итальянская армия располагает 18 такими машинами. Еще три десятка отправились в Израиль. ВВС Сингапура и Польши эксплуатируют 12 и 8 самолетов соответственно.

Помощь Китаю

В девяностых годах Китай начал программу модернизации фронтовой авиации, предусматривавшую закупку и копирование зарубежных образцов – прежде всего, истребителей семейства Су-27. Для подготовки пилотов требовались учебно-тренировочные самолеты, и в этом контексте тоже были приняты меры. Не имея должного опыта, китайские авиастроители были вынуждены обратиться к зарубежным коллегам. Помощь в создании нового УТС оказали Россия и Украина.

В начале двухтысячных годов появились международные соглашения о сотрудничестве компаний Hongdu (КНР), «ОКБ им. Яковлева» (Россия) и ЗМКБ «Прогресс» (Украина). По условиям договоров, российская организация должна была помочь с разработкой планера, БРЭО и т.д., украинская промышленность отвечала за двигатели, а китайскому заводу предстояло освоить производство новой техники.

Первый этап опытно-конструкторских работ продолжался до середины двухтысячных годов. В 2004 году макет самолета под названием L-15 впервые показали публике. Годом позже состоялся первый полет опытной машины. В 2010 году появилась улучшенная модификация самолета, получившая иную силовую установку и обновленную авионику, что сказалось на ее характеристиках и основных возможностях. Именно этот вариант L-15 был рекомендован к принятию на вооружение и постановке в серию. В китайских ВВС новые самолеты обозначаются как JL-10.


Итальянский УТС в воздухе. Фото Wikimedia Commons


В 2011 году Китай и Украина подписали договор о поставке первой партии двигателей АИ-222-25Ф, предназначенных для новых УТС. Вскоре на предприятии Hongdu были построены первые серийные L-15 / JL-10 для военно-воздушных сил Китая. Количество заказанных самолетов не уточнялось, но по разным оценкам, речь шла о десятках машин для разных учебных частей и подразделений.

В 2015 году появились сообщения, согласно которым Украина желала участвовать в проекте L-15 не только на правах поставщика двигателей. ВВС страны проявили интерес к учебному самолету и планировали наладить его лицензионное производство на местных предприятиях. Впрочем, такие планы до сих пор не были выполнены. По всей видимости, L-15 для украинских ВВС так и останутся в планах. В прошлом году появилась информация о желании Китая наладить выпуск двигателей АИ-222-25Ф на своих предприятиях, что может быть связано с желанием избавиться от зависимости от иностранных комплектующих.

Основным эксплуатантом самолетов JL-10 являются вооруженные силы Китая. Новые УТС поставлялись учебным частям военно-воздушных сил и морской авиации. По разным данным, разным подразделениям уже передали не менее 25-30 самолетов, и производство продолжается. В прошлом году 6 самолетов L-15 были переданы ВВС Замбии. В ближайшем будущем возможно появление новых контрактов на поставку китайских учебных самолетов.


Hongdu L-15 / JL-10 - китайская версия Як-130. Фото Wikimedia Commons


По известным данным, китайский самолет Hongdu L-15 с технической точки зрения похож на российский Як-130. Используется схожий планер, внутреннее оснащение которого создавалось с учетом особенностей российского проекта. В результате китайская машина имеет те же функции и возможности, а также показывает максимально близкие летно-технические характеристики.

Большое семейство

Результатом всего одного проекта, стартовавшего еще в конце восьмидесятых годов, к настоящему времени стали целых три серийных образца, выпускаемых в разных странах. Столь необычные результаты прямо связаны с нетривиальной историей базового проекта. Учебно-тренировочный самолет Як-130 с определенного времени разрабатывался в рамках международного сотрудничества, прекращение которого привело к появлению второго проекта. В дальнейшем исходный УТС стал основой для еще одной зарубежной машины.

К настоящему времени предприятия нескольких стран успели построить более 250 серийных самолетов трех типов. Любопытно, что лидером по количеству серийной техники оказывается российский Як-130, ставший основой для зарубежных разработок. Следует учесть, что две трети таких машин были построены по заказу ВВС / ВКС России, но и по экспортным контрактам Як-130 обходит своих «родственников». Вполне возможно, что такая ситуация будет сохраняться и в ближайшем будущем, обеспечивая российским авиастроителям стабильный заработок.


JL-10 на аэродроме. Фото Wikimedia Commons


Комментируя появление итальянского учебно-боевого самолета, руководство фирмы «Яковлев» в прошлом отметило любопытную особенность своих работ. Утверждалось, что ОКБ Яковлева стало первой российской авиастроительной организацией, которая способна продавать не только готовую технику, но и проекты. На тот момент проект Як-130 удалось продать только одному иностранному заказчику, но вскоре стало известно и о соглашении с Китаем.

По разным оценкам, ВКС России нуждаются в 250 УТС типа Як-130. Потребности международного рынка вооружений и техники едва ли не в десять раз больше. На рынке присутствуют самые разные образцы учебных самолетов из различных стран, и все они имеют те или иные шансы стать темой новых контрактов. Как показали события недавнего прошлого, самолет Як-130 – как сам, так и в качестве базовой платформы для новой техники – вполне способен заинтересовать потенциальных покупателей.

К настоящему времени около сотни самолетов «семейства» Як-130 отправились на экспорт, и в будущем ожидаются новые заказы. Россия, Италия и Китай продолжают борьбу за свое место на рынке, в том числе конкурируя друг с другом. Однако в их случае такая конкуренция имеет крайне интересную особенность. За заказы третьих стран фактически борются схожие самолеты, построенные на общей платформе российской разработки. Уже один этот факт делает Як-130 уникальным самолетом, достойным особого внимания.
Рябов Кирилл


Опубликовано: lentok     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх