Топовой темой мировых СМИ со вчерашнего дня стало решение Верховного суда США от 20 февраля 2026 года о признании незаконными и отмене большей части торговых пошлин, введённых 47-м президентом США Дональдом Трампом.
Напомню, что еще до прихода в Белый дом Трамп обещал провести серьезное повышение таможенных тарифов по импорту из других стран. Как для восстановления «справедливости» в торговых отношениях с другими странами, так и для стимулирования экономического развития США. Согласно его указу, с 5 апреля 2025 года вступила в силу базовая ставка пошлины – 10% на импорт товаров почти из всех стран мира. Впрочем, для многих государств были установлены повышенные тарифные ставки, позиционируя их как «взаимные» и как ответ на недобросовестную торговую политику соответствующих стран. 1 августа 2025 года администрация Трампа анонсировала дифференцированные импортные пошлины для десятков стран, разделив торговых партнёров на три категории в зависимости от объёма торгового дефицита. 6 августа 2025 года Трамп подписал указ о введении дополнительных 25% пошлин на товары из Индии в ответ на закупки индийской стороной российской нефти. Для краткости опускаю некоторые другие тарифные инициативы Трампа.
А теперь о вчерашнем решении Верховного суда США. Он признал, что президент превысил свои полномочия, введя тарифы без согласия конгресса. Суд напомнил, что Конституция США предусматривает, что вопросы торговли, налогов и пошлин находятся в ведении законодательной власти. Ссылка Трампа и его команды на Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA) 1977 года, дающего право президенту единолично вводить тарифы на импорт, неправомерна. Признаны незаконными тарифы на импорт, введённые Трампом, в том числе в отношении Китая, Канады, Мексики, Индии и стран ЕС. Правда, пошлины на такие товары, как сталь, алюминий и автомобили признаны законными, они принимались президентом на основе других законодательных актов. Решение Верховного суда принято после голосования на коллегии судей: шесть голосов за, а три голоса против.
Кстати, решение Верховного суда о нелегитимности пошлин Трампа – не первое судебное решение по данному вопросу. Напомню, что еще 29 мая прошлого года Суд США по международной торговле решил, что закон IEEPA не дает Трампу права вводить глобальные «зеркальные тарифы». Решение суда касалось всех исполнительных указов президента, касающихся введения пошлин. Предполагалось, что в течение 10 дней после публикации решения администрация будет обязана принять меры для отмены пошлин. После обнародования решения суда по международной торговле администрация практически сразу подала туда уведомление об апелляционной жалобе. А потом дело перекочевало в Верховный суд.
Уже 20 февраля были многочисленные реакции на решение Верховного суда США как в самой Америке, так и за её пределами. Сам Трамп назвал решение суда «позором» во время встречи с губернаторами в Белом доме. На пресс-конференции он назвал решение «крайне разочаровывающим», а судей – «непатриотичными», «неверными конституции» и «не обладающими смелостью сделать то, что хорошо для страны». В своем аккаунте в социальных сетях он написал, что члены Верховного суда «должны стыдиться себя».
Министр финансов США Скотт Бессент заявил: «Сегодня американский народ потерпел поражение, так как лишение президента Трампа важного рычага в рамках полномочий IEEPA стало серьезной потерей для всей страны». Министр призвал торговых партнеров США не обращать внимания на решение Верховного суда (мол, это внутренне дело Америки) и соблюдать достигнутые в прошлом году договоренности по тарифам.
За рубежом реакция на решение Верховного суда в целом была позитивной. Возникла надежда на то, что в конце концов все вернётся к старым добрым временам свободной торговли. Министр Канады по американо-канадским торговым отношениям Доминик Леблан повторил, что введённые США пошлины являются «неоправданными», и выразил надежду, что решение Верховного суда США будет способствовать укреплению торговых позиций Канады.
Представитель Европейской комиссии по вопросам торговли и экономической безопасности Олоф Гилл сделал осторожное заявление от имени Европейского союза. Признав, что Брюсселю не очень понятны следующие шаги Вашингтона в сфере торговых тарифов, но лишний раз напомнив, что Евросоюз рассчитывает на снижение тарифов и продолжает работать в этом направлении.
Международная торговая палата сделала заявление, что бизнес разных стран «приветствует» решение Верховного суда США, однако не стоит ожидать «простого процесса» возвращения на исходные (до прихода Трампа в Белый дом) позиции. Далеко не все за пределами США выразили оптимизм, что произойдет возврат к прежнему фритредерству в отношениях с Америкой. Так, Swissmem, Швейцарская ассоциация технологической индустрии высказала предположение, что команда Трампа может использовать другие законы для сохранения введенных протекционистских тарифов.
Подобные сомнения подкрепляются заявлениями Трампа о том, что он не собирается отменять введенные пошлины. Что для их сохранения у него имеется «запасной вариант». Комментируя решение Верховного суда, Трамп в своём аккаунте в социальных сетях особо обратил внимание на слова судьи Бретта Кавано, который признал, что у президента США имеются другие правовые основания для введения тарифов.
Трамп также подметил, что решение Верховного суда – не об отмене введенных в прошлом году пошлин, а лишь о том, что их введение не вписывается в закон IEEPA. «Верховный суд не отменил тарифы как таковые – он лишь признал недопустимым конкретное применение тарифов <…> Теперь не останется никаких сомнений, и поступления в бюджет, а также защита наших компаний и нашей страны фактически возрастут благодаря этому решению», – уверенно заявил Трамп.
Эксперты чаще всего говорят, что запасным вариантом для администрации президента может стать раздел 301 Закона о торговле 1974 года, который допускает введение в «чрезвычайном режиме» тарифов, противодействующих несправедливым условиям внешней торговли.
Между прочим, эксперты обращают внимание, что если бы даже Верховный суд США принял прямое решение об отмене введенных Трампом пошлин, то последний может просто проигнорировать его. Якобы американская правовая система устроена таким образом, что президент США стоит над судебной властью и может ей не подчиняться. А если какие-то судебные решения направлены против лица, являющегося на данный момент хозяином Белого дома, то они могут исполняться лишь после того, как это лицо покидает пост президента США. Впрочем, есть более проверенный временем способ не исполнять решения Верховного суда подавать апелляции и встречные исковые заявления и затягивать время. Эксперты утверждают, что использование такого метода позволит Трампу сохранять введенные в прошлом году импортные пошлины до конца его президентского срока.
Трамп столь разгорячился после решения Верховного суда, что напомнил: президент США может не только единолично вводить протекционистские пошлины, но при необходимости полностью блокировать торговлю с той или иной страной, если она угрожает национальной безопасности Америки. В своем аккаунте он записал: «…мне разрешено полностью прекратить любую торговлю или деловые отношения с той же самой страной, вплоть до введения разрушительного для нее эмбарго…»
Видимо, Трамп придерживается правила, что лучшей обороной является наступление. 20 февраля в своем аккаунте он обещал в дополнение к уже действующим импортным тарифам ввести для всех стран дополнительный 10-процентный тариф. Он получил название «глобального». По его словам, начинается «процесс корректировки», и власти Соединённых Штатов «сделают все, чтобы получать даже больше денег, чем раньше».
Кстати, это одна из многих «оговорок по Фрейду» нынешнего президента Трампа. Выступая на широкой публике, он говорит о том, что его решения о протекционистских тарифах продиктованы либо соображениями национальной безопасности, либо желанием восстановления «справедливости» в торговле с другими странами. На самом деле у Трампа как бизнесмена на первом месте деньги. Кстати, примерно год назад 47-й президент США заявил, что рассчитывает с помощью повышенных импортных пошлин получить в американскую казну 2 триллиона долларов. Мол, с помощью новых импортных тарифов он сумеет остановить рост государственного долга США и даже начать его снижать. Как сообщают американские СМИ, за прошлый год США собрали около 287 млрд долларов в виде таможенных пошлин – почти в три раза больше, чем в 2024 году. Эксперты подсчитали, что на пошлины Трампа из этой суммы пришлось около 200 млрд долларов. Т. е. на порядок меньше того, на что рассчитывал Трамп. Это примерно 10 процентов от прироста государственного долга за год нахождения в Белом доме 47-го президента США.
21 февраля Трамп действительно подписал указ о введении «глобального тарифа». Тариф начинает действовать с 24 февраля в течение 150 дней (а там видно будет). В качестве правового основания «глобального тарифа» использована статья 122 Закона о торговле 1974 года, которая предоставляет президенту единоличное право вводить тарифы. «Для меня большая честь сообщить, что я только что подписал из Овального кабинета глобальную пошлину в размере 10% для всех стран, которая вступит в силу практически сразу», – сделал запись в соцсети Truth Social Трамп.
Возникает вопрос о том, не придется ли американской казне возвращать импортерам уплаченные в прошлом году импортные пошлины. Речь идет примерно о 175 млрд долларов тех пошлин, которые по мнению американской Фемиды, являются незаконными. На незапланированной пресс-конференции после решения Верховного суда Трамп заявил, что не намерен возвращать эти средства. Вот его реплика по этому вопросу: «Это не обсуждается. Мы проведем в судах следующие пять лет. Ну давайте».
Примечательно, что еще до вчерашнего решения Верхового суда многие американские импортеры уже в судебном порядке оспаривали легитимность пошлин Трампа и требовали через суд уплаченных средств. По оценкам агентства Блумберг, к февралю иски по возврату денег подали более полутора тысяч американских компаний. После решения Верховного суда ожидается, что начнется самый настоящий вал исковых заявлений от американского бизнеса, их число будет исчисляться даже не тысячами, а десятками тысяч.
Более того, решение Верховного суда по пошлинам Трампа вдохновило многих в Америке на то, чтобы подавать в суды разных инстанций исковые заявления против Трампа и его администрации по самым разным вопросам. Таких заявлений, между прочим, и до 20 февраля было предостаточно. На 1 мая 2025 года против администрации Трампа, по оценкам экспертов, было подано не менее 328 исков. На 16 ноября 2025 года число таких исков уже выросло до 530. Согласно последним имеющимся данным (на 12 февраля), в судах находилось 650 исковых заявлений против администрации Трампа (некоторые – лично против Трампа, некоторые – против членов его команды, в частности Илона Маска).
19 февраля The New York Times опубликовала очень обширный и глубокий материал под названием The Trump Administration Has Been Sued 650 Times. Track These Cases. («Администрацию Трампа судили 650 раз. Отслеживайте эти дела»). Даётся обзор исковых заявлений по истцам: это и власти штатов, и крупные американские банки и корпорации, и простые граждане. Иски по поводу самых разных вопросов: миграционной политики, решений о сворачивании тех или иных государственных программ и увольнениях служащих государственных учреждений, прекращении финансирования ряда американских университетов и т. д. и т. п. Наряду с очень серьезными исками есть и такие, которые могут показаться, на первый взгляд, анекдотичными. Например, иск агентства Associated Press. Оказывается, администрация Трампа запретила этому известному агентству посещать некоторые пресс-мероприятия по причине того, что оно использует в своих публикациях название «Мексиканский залив», а не «Американский залив». Между тем это исковое заявление показывает, что Трамп и его команда целенаправленно настраивают против себя всю Америку. По части исковых заявлений уже вынесены решения. Примечательно, что большая часть решений – не в пользу администрации Трампа.
Ожидается, что после решения Верховного суда по пошлинам Трампа Америку накроет гигантский вал исковых заявлений, адресованных 47-му президенту и его администрации. Америка входит в полосу высокой турбулентности.













