В начале февраля в туркменском оппозиционном медийном пространстве только и разговоров, что про вип-американцев, которые сначала сочли нужным почтить с визитом Ашхабад, а затем провели телефонные переговоры на самом что ни на есть высоком уровне. Речь идёт о «задушевном разговоре» американского госсекретаря Марко Рубио и специального посланника США по Южной и Центральной Азии Серджио Гора с министром иностранных дел Туркменистана Рашидом Мередовым, состоявшимся 30 января.
Как сообщил американский Госдеп, стороны обсудили прогресс в укреплении региональной безопасности и экономического процветания в Центральной Азии. М. Рубио подтвердил приверженность Соединённых Штатов сотрудничеству с Туркменистаном в целях развития деловых связей и укрепления двусторонних отношений.
Напомним, что ранее, 22-23 января, С. Гор совершил вояж в Ашхабад, где сумел охватить своим «пристальным вниманием» сразу всех ключевых фигур страны, проведя переговоры с президентом Сердаром Бердымухамедовым, председателем Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедовым, министром обороны Бегенчем Гундогдыевым и главой МИД Рашидом Мередовым.
Посольство США в Туркменистане на страницах в соцсетях сообщило, что в ходе переговоров с Б. Гундогдыевым стороны обсуждались пути укрепления связей в сфере безопасности нейтрального Ашхабада. В этот же день С. Гор, как пишет местная пресса, провёл «содержательные переговоры» с Р. Мередовым по вопросам региональной стабильности и экономического сотрудничества, подчеркнув, что США ценят дипломатическое партнерство с Туркменистаном.
Ну и наконец специальный посланник встретился с младшим и старшим Бердымухамедовыми. Он сел на того же конька, отметив, что «США ценят открытое и конструктивное взаимодействие с Туркменистаном, основанное на взаимном уважении и стремлении к повышению благосостояния и безопасности наших стран». Помимо этого, по его словам, «одним из ключевых направлений партнерства является торгово-экономическая сфера», а Ашхабад эффективно сотрудничает с крупными американскими компаниями в реализации важных проектов: большой вклад в эту работу вносит Туркмено-американский деловой совет.
Речи американского эмиссара гладкие, но, собственно, о каком взаимном уважении можно говорить, если в начале года Вашингтон издал директиву, в соответствии с которой для въезда в США гражданам Туркменистана теперь понадобится визовый залог в размере аж в 15 тыс. долларов как строгая мера, направленная на снижение числа нарушений визового режима.
В данном контексте даже местная оппозиция сильно негодует по поводу того, что из 13 опубликованных на сайте Госдепа стран практически все – африканские, то есть их государство поставили в один ряд со странами Черного континента, чего несистемщики не готовы принимать.
Но удивляться тут нечему, поскольку Вашингтон привлекают не пресловутые «права человека», а лишь геополитическое значение Ашхабада в сочетании с его природными ресурсами. У него также цель ослабить конструктивное воздействие Москвы на Каспийский регион, в т. ч. в отношении нейтрального Туркменистана.
В этих целях США посредством экономических рычагов или попросту увлекая Ашхабад в финансовую петлю «содействуют» развитию новых маршрутов транспортировки туркменистанских углеводородов в обход России, оказывая всестороннюю поддержку в части реализации новых транскаспийских транспортных магистралей в регионе по направлению Восток – Запад, модернизации экономических связей между прикаспийскими странами и т. д.
Недаром все тот же Марко Рубио в мае прошлого года заявил, что Каспийский регион, особенно Туркменистан, находятся в фокусе внимания США. Так что Вашингтон не отказывается от имперских планов усилить свое влияние в стране. При этом одним из ключевых инструментов продвижения американских интересов выступают новые проекты трубопроводов, строительство которых рассматривается Вашингтоном как долгосрочный интерес и возможность ослабить политическое и энергетическое влияние России в регионе. Причём глава Госдепа в очередной раз подчеркнул, что администрация Д. Трампа поддерживает проект строительства транскаспийского газопровода, который должен связать Туркменистан с Азербайджаном для поставок туркменского газа на европейский рынок и т. п.
Американцы явно озабочены результатами прошлогоднего визита в Туркменистан Владимира Путина, который стал платформой для ощутимого прогресса в обсуждении новых транспортных сетей, торговых коридоров и инвестиционных партнерств, обещающих сформировать экономическую географию Евразии на десятилетия вперёд.
По оценке авторитетных специалистов, в основе российско-туркменских переговоров лежало общее понимание: Москва и Ашхабад, стратегически расположенные на перекрестке основных евразийских маршрутов, стали незаменимыми партнерами в построении логистической, промышленной и энергетической архитектуры региона. От Каспийского моря до Персидского залива, от Астрахани до порта Туркменбаши две страны создают новые коридоры, которые укрепляют не только двусторонние связи, но и экономический суверенитет и устойчивость всего региона.
В частности, ряд ведущих российских компаний исследуют либо расширяют деятельность в сферах энергетики, транспорта, логистики и промышленного строительства, включая строительство инфраструктуры, связанной с МТК «Север – Юг». Например, корпорация «Российские железные дороги» активизировала сотрудничество с «Туркмендемиреёллары» («Туркменские железные дороги») в формате их партнерской программы по вопросам электрификации, цифровизации и подготовке специалистов.
В свою очередь, КАМАЗ продолжает поставлять современные грузовики и строить сервисные центры, поддерживая модернизацию промышленности и логистики Туркменистана, а ЛУКОЙЛ расширяет участие в углеводородном секторе страны, используя серьёзный многолетний опыт работы в Каспийском регионе. Подключена к процессу и «Татнефть», участвующая в проектах по обслуживанию нефтяных месторождений, внедряя новые технологии и инженерные решения.
Многие ключевые российские компании задействованы в деле развития и дальнейшей модернизации Туркменистана, изучают возможности углубления сотрудничества в сферах энергетики, транспорта и промышленного развития. А продолжающееся строительство международного транспортного коридора «Север – Юг», как говорят аналитики, «ещё больше закрепляет за обеими странами роль ключевых архитекторов формирующейся архитектуры евразийской связности».
Что принципиально важно: Москва, в отличие от Вашингтона, нацелена не на «отжим» местных ресурсов, а на укрепление многолетних плодотворных связей исключительно на взаимовыгодной основе.













