9 февраля вице-президент США Джей Ди Вэнс прибыл с рабочим визитом в Ереван, после чего отправился в Баку. Согласно реляциям Белого дома, поездка будет способствовать инициативам президента Трампа и продвижению международного проекта TRIPP (Trump Initiative for Peace and Prosperity), предварительные договорённости о котором были достигнуты в прошлом году. Высказывается небезосновательное предположение о том, что для Трампа и его команды, сталкивающихся с серьёзными проблемами у себя дома, принципиально важно показать успех хотя бы какого-нибудь из заявленных ранее амбициозных проектов «на внешнем контуре».
И действительно, при должном пропагандистском сопровождении предполагаемую «дорогу Трампа» между основной территорией Азербайджана, Нахичеванской автономией и Турцией можно было бы с помпой открыть к концу второго президентского срока нынешнего хозяина Белого дома, попытавшись создать вокруг этого события соответствующую пропагандистскую шумиху. И явно не случайно, что специалисты недавно учреждённой TRIPP Development Company недавно высадились на берегах Аракса, приступив к разработке технико-экономического обоснования и обследованию предполагаемой к освоению территории.

Впрочем, «дорогой Трампа» встречи Вэнса в Ереване явно не исчерпывались. По итогам переговоров с Николом Пашиняном вице-президент США объявил о предстоящих крупных инвестициях в ядерную энергетику Армении: «Сегодня мы подписали заявление о завершении переговоров по соглашению о сотрудничестве в ядерной сфере, известному как "Соглашение 123". Это откроет дорогу для армянских и американских компаний для реализации будущих программ. Речь идёт о первоначальных инвестициях в размере 5 млрд долл., в дальнейшем – еще 4 млрд долл.».
Анонсированная Вэнсом, с его же слов, взаимовыгодная программа по обеспечению энергетической стабильности и безопасности для США и для Армении «означает, что малые модульные реакторы, американские технологии будут доставлены сюда. США в очень немногих случаях настолько уверенно передают свои технологии в другие страны».

Здесь надо сказать, что ранее Россия неоднократно предлагала армянским властям взаимовыгодное сотрудничество в сфере атомной энергетики. Например, 6 февраля генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев рассказал находившемуся с визитом в Москве спикеру армянского парламента Алену Симоняну о ходе работ по повторному продлению срока эксплуатации Армянской АЭС, подробно остановившись на вопросе о строительстве в Армении новых атомных энергоблоков. Согласно пресс-релизу «Росатома», Еревану предлагается «комплексное сотрудничество, включающее сооружение станций большой, средней или малой мощности и реализацию смежных проектов, в том числе неядерного характера». Ранее аналогичные предложения делались Пашиняну в рамках проходившей в сентябре 2025 г. в Москве «Мировой атомной недели». Чёткого ответа до самого последнего времени армянские власти не давали, делая в то же время намёки на предпочтительность для них американских «модульных» технологий, что обусловлено соображениями отнюдь не только сугубо экономического характера.
США выдали экспортное разрешение на реализацию второго этапа проекта Firebird AI – компании, работающей в сфере облачных и инфраструктурных технологий искусственного интеллекта, сообщил министр индустрии высоких технологий Мхитар Айрапетян. В ноябре 2025 г. Firebird AI получила разрешение на первый этап проекта по строительству крупного дата-центра искусственного интеллекта с чипами компании NVIDIA, объявив о первоначальных инвестициях в 500 млн долл. По словам вице-президента, «…в первую очередь, это великолепное техническое соглашение, которое США с гордостью одобрили для компании NVIDIA. Это открывает новые рынки и рабочие места как для американских компаний и работников, так и для Армении. Речь идёт о чипах, к которым большинство стран мира не имеют доступа и не могут иметь. Теперь эти технологии будут размещены и задействованы в Армении и уже начинают развертываться здесь».
Помимо развития ряда высокотехнологичных направлений, создаваемая под эгидой Firebird инфраструктура позволит заинтересованным игрокам манипулировать значительными информационными потоками не только на Кавказе, но и на Ближнем Востоке, что по факту нивелирует подписанное в апреле 2022 г. межправительственное российско-армянское соглашение о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности и не только его.

Укреплению разведывательных возможностей США будет способствовать также и подтверждённая Пашиняном продажа Армении разведывательных беспилотников V-BAT на 11 млн долл., обставляемая, конечно же, самыми благими соображениями: «Лучший способ обеспечить мир – это создать реальное сдерживание, а лучший способ создать сдерживание – обладать лучшими военными технологиями в мире», – рассказал Вэнс, добавив, что Вашингтон располагает такими технологиями и намерен развивать оборонное сотрудничество с Ереваном. При этом остаётся неясным, кого именно будет «реально сдерживать» Ереван с помощью американских военных технологий в условиях активно поощряемого Белым домом вовлечения Армении в азербайджано-турецкие коммуникационные проекты. Можно без особого труда предположить, что речь идёт о России и об Иране, против которого нацеливается ударная группировка Пентагона в Персидском заливе. Не менее важно и то, что если ранее доступ к западным военным технологиям формально сдерживался фактом членства Армении в ОДКБ, то теперь, видимо, ситуация изменилась, что также свидетельствует о некоторых сдвигах региональных балансов.
Немаловажно и наличие в свите Вэнса заместителя госсекретаря США по вопросам экономического роста, энергетики и окружающей среды в администрации Трампа Джейхоба Хелберга. Известный своими антикитайскими настроениями писатель, один из разработчиков неоколониалистской инициативы Pax Silica ранее был старшим советником генерального директора Palantir Technologies Алекса Карпа. Согласно открытым источникам, этот 36-летний бизнесмен владеет долями в десятках компаний, работающих в сфере искусственного интеллекта, обороны и финансовых технологий, среди которых – OpenAI, Anduril Industries, SpaceX, The Boring Company и Neuralink.
Разумеется, адептам «нового мирового порядка» (или электронного концлагеря), основанного на высоких технологиях и искусственном интеллекте, не очень интересны гуманитарные вопросы, способные омрачить набравший обороты диалог Вашингтона с Ереваном и Баку после забвения «карабахского вопроса» в результате событий 2020-2023 гг. Накануне приезда Вэнса представители международной организации «Христианская солидарность» выразили уверенность, что тот поспособствует возвращению удерживаемых в Баку армянских пленных и прекращению преследований духовенства в самой Армении. Впрочем, никаких публичных заявлений на эту тему ни у Вэнса, ни у Пашиняна не прозвучало, что было вполне предсказуемо.

Как упомянуто выше, из Еревана вице-президент США отправился для переговоров в Баку. Белый дом активно продвигает отмену 907-й поправки к «Акту о поддержке свободы» 1992 года, в известной мере сдерживающей полноформатное военно-техническое сотрудничество двух стран. Накануне визита Вэнса на берегах Каспия прошло уже второе с августа 2025 года заседание миссии Торговой палаты США с руководством ведущих местных компаний и иных структур, включая SOCAR, Государственный нефтяной фонд, PASHA Holding, и Агентство поощрения экспорта и инвестиций (AZPROMO). Не исключено, что их попросят внести посильный вклад в фонд TRIPP, о котором объявил Вэнс в Ереване и в который будет привлекаться «частный капитал» на строительство железных дорог и трубопроводов. Пока не вполне понятно, насколько окажется состоятельной эта идея, в серьёзности намерений Белого дома сомневаться не приходится. «Американцы хотят забрать под себя все маршруты обеспечения всех ведущих стран, всех континентов энергоносителями», – отметил недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров. По оценке в. н. с. ИКСА РАН Ваге Давтяна, «TRIPP фактически обеспечивает присутствие Вашингтона в международном коридоре Европа – Кавказ – Азия, что одновременно позволяет решать целый комплекс логистических, энергетических, сырьевых и военно-политических задач», в т. ч. «установление контроля над полезными ископаемыми Сюника, включая урановые месторождения».














