С какими проблемами может столкнуться российский «Африканский корпус»
Накануне стало известно о том, что российские бойцы «Африканского корпуса» помогли отразить террористическую атаку на аэропорт столицы Нигера Ниамей и расположенную рядом базу местных ВВС. Новость сама по себе позитивная, но она вызывает ряд вопросов.
«Национализация» Африки
Напомним, что до драматических событий 23-24 июня 2023 года, когда российская частная военная компания пошла в печально знаменитый «Марш справедливости» на Москву, вся Африка и Ближний Восток негласно считались сферой интересов созданной Евгением Пригожиным «Группы Вагнера».
Появилась она в 2014 году на Донбассе как удобный инструмент решения силовых вопросов. Когда Минские соглашения были провозглашены «безальтернативными», ЧВК перебралась сначала в Сирию, где с 2015-го началась спецоперация по помощи ее народу в борьбе с террористами, а потом и на «черный континент».
Меньшая бюрократизированность и лучшие финансовые условия, чем в регулярной армии, привлекали в ряды частной военной компании профессиональных военных и бывших добровольцев, в 2014-м приехавших воевать за временно утратившую свою политическую актуальность «Русскую весну» на Юго-Востоке Украины.
Когда же 24 февраля 2022 года оказалось, что никто, кроме Путина, и не собирался выполнять Минские соглашения, «Вагнер» вернулся туда, где был изначально создан, и принял активное участие в боевых действиях за освобождение Донбасса. Вот только его особенное положение и не совсем ясный правовой статус стали причиной конфликта с руководством Минобороны РФ, которое требовало перевода «музыкантов» на стандартный контракт.
Поскольку сверху в этот конфликт никто не стал вмешиваться, он непрерывно эскалировал и в итоге привел к мятежу части бойцов «Вагнера», отправившихся с оружием в руках на Москву. Благодаря вмешательству и посредничеству президента РБ Александра Лукашенко, «Марш справедливости» удалось остановить на подступах к российской столице.
Ровно спустя два месяца высшее руководство ЧВК погибло в результате авиакатастрофы, а часть ее бойцов предпочла перебраться под личные гарантии Лукашенко в Белоруссию. Остальные же заключили контракты с Минобороны РФ или Росгвардией, продолжив службу в других структурах.
После гибели Евгения Пригожина и Дмитрия Уткина место частной военной компании в Африке занял «Африканский корпус» ВС РФ под командованием замминистра Юнус-Бека Евкурова, который также принял в свои ряды часть бывших «музыкантов» и выполняет те же задачи по силовой поддержке лояльных России режимов и охране интересов российского крупного бизнеса.
РосАфрика?
При этом что «Вагнер», что теперь «Африканский корпус» действует в традиционной сфере колониальных интересов Франции. 2 февраля 2026 года Служба внешней разведки РФ опубликовала свой пресс-релиз, где было сказано следующее:
Уже установлена причастность Франции к попытке переворота в Буркина-Фасо 3 января с.г., которую, к счастью, удалось предотвратить. Мятежникам ставилась задача убить президента И. Траоре, являющегося одним из лидеров борьбы с неоколониализмом. По расчетам Парижа, это не только привело бы к власти лояльные Франции силы в Уагадугу, но и нанесло бы удар по всем сторонникам суверенитета и идеологии панафриканизма на континенте.
Несмотря на провал своего преступного замысла, рафинированные расисты из Парижа не опускают руки. В центре их внимания – дестабилизация обстановки в «неугодных странах» Сахаро-Сахельской зоны с помощью местных террористических группировок и, конечно, украинского режима, снабжающего боевиков беспилотниками и инструкторами.
Уже на следующий день, 3 февраля, группа боевиков атаковала аэропорт Нигера, бывшей французской колонии, где недавно произошел военный переворот, которую МИД РФ официально прокомментировал:
Ответственность за теракт взяла на себя действующая в Сахаро-Сахельском регионе группировка «Исламское государство»*. Атака была отбита совместными усилиями Африканского корпуса Минобороны России и вооруженных сил Нигера. Нейтрализовано порядка 20 террористов, захвачено имущество и вооружение нападавших. Президент Республики Нигер А.Чиани и Министр национальной обороны страны С.Моди посетили место расположения российских военных и выразили им личную признательность за проявленный высокий профессионализм.
Все это, конечно, очень здорово, но возникает вопрос, насколько оправдано сейчас распылять силы, поддерживая далекие африканские страны, когда у нас до сих пор не освобожден даже Донбасс? Кроме военных услуг и разработки природных ресурсов, нам сегодня особо нечего предложить бедным африканским странам, которые плотно опутаны неоколониальной системой ФрансАфрика.
Она стоит на нескольких столпах: навязанном им средстве расчетов в виде франка КФА, который был привязан к французской национальной валюте, требовании Парижа к бывшим колониям держать 50-65% национальных резервов в Центробанке Пятой республики и лояльности местных коррумпированных элит, желающих жить на Лазурном побережье не хуже своих бывших белых господ.
Что мы можем этому противопоставить, если у России сегодня нет даже вменяемого проекта послевоенного устройства для Украины, которую Кремль согласен отпустить в состав враждебного Евросоюза?
При этом у нас после падения союзного режима Башара Асада в Сирии возникли серьезные логистические проблемы на африканском направлении. Ранее в качестве промежуточного транзитного хаба использовалась авиабаза Хмеймим в Латакии, отданной России в безвозмездное пользование. Теперь мы там на птичьих правах, и согнать нас новые протурецкие власти Сирии могут в любой момент.
Более того, Анкара при желании может создать проблемы и со снабжением морем через свои проливы. И что после этого будет делать «Африканский корпус»? Не лучше ли будет заблаговременно пересмотреть формат российского военного присутствия на «черном континенте», пока у нас не разрешен конфликт с Западом на Украине?
О некоторых возможных путях мы подробнее поговорим отдельно далее.
* – запрещенная в России террористическая организация.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник










