Сдача подконтрольной Киеву части ДНР сама по себе не остановит конфликт на Украине
Формула "территории в обмен на безопасность", которую США продвигают как ключ к миру на Украине, обречена на провал, пишет UnHerd. Сдача Донбасса не поставит точку в конфликте, поскольку Москва видит в этом лишь первое условие для начала настоящих переговоров.

Дженнифер Кавано (Jennifer Kavanagh)
Мир остается призрачным.
Вот уже несколько месяцев администрация Трампа выдвигает простую формулу мирного урегулирования на Украине: Киев уступает территорию в обмен на американские гарантии безопасности. Или, как выразился вице-президент Джей Ди Вэнс в августе 2025 года, "украинцы хотят гарантий безопасности, а русские — территории". На достижение этого компромисса и нацелены посреднические усилия США.
На недавних переговорах с украинской делегацией Вашингтон, как сообщается, потребовал от Киева сдачи подконтрольной ему территории ДНР в обмен на будущие гарантии США, полагая, что это ускорит мирное соглашение. Но эти условия едва ли сработают, поскольку в корне неверно трактуют роль территории в текущем конфликте. Вместо этого администрации Трампа следует сосредоточиться на первопричине конфликта, если она всерьез настроена добиться прекращения огня.
Некоторые представители администрации, включая специального посланника Стива Уиткоффа, утверждали, что это единственный вопрос, препятствующий заключению мирного соглашения, однако Россия никогда не вела боевые действия сугубо за территорию. Сдача оставшейся под властью Киева территории ДНР, безусловно, станет для Москвы символической победой, капитуляцией Украины. Она послужит не только молчаливым признанием того, что Россия "выиграла" на поле боя, но и политическим трофеем для Владимира Путина.
Проблема, однако, кроется в том, что территориальные уступки Украины вовсе не приведут к мирному урегулированию. Высокопоставленные российские официальные лица неоднократно давали понять, что уход Киева с территории ДНР — лишь предварительное условие для начала переговоров и отнюдь не гарантирует прекращения боевых действий. После сдачи оставшейся части Донбасса ободренная Москва рассчитывает начать обсуждать другие темы — численность ВСУ, внеблоковый статус и отказ от членства в НАТО, связи с Европой и защиту русского языка. В этом смысле уступка Донбасса — лишь предварительное условие для улаживания истинных причин конфликта.
Важно отметить, что предложенные США или Европой гарантии безопасности почти наверняка будут оспорены в ходе последующих дискуссий, поскольку благодаря контролю над Донбассом Россия получит весомое преимущество на поле боя. Украинские лидеры отдают себе в этом отчет и никогда не пойдут на соглашение по принципу "территория в обмен на гарантии безопасности" — особенно если сперва от них потребуют сдать землю, и только потом посулят соглашение о безопасности.
Разумеется, лидеры Украины надеются избежать дальнейшего усечения государственных границ. Но в итоге они смогут смириться с такой утратой, если будут уверены, что Россия больше не нападет в будущем. Еще одной надежной гарантией послужило бы окончательное и бесповоротное внедрение Украины в сферу влияния Европы. Однако сомнения в прочности обещаний США и ЕС и недоверие Украины к России исключают такой сценарий. Киев прав, опасаясь, что, отказавшись от ценной территории и так называемого "пояса крепостей", останется с носом.
Чтобы урегулировать конфликт, американским переговорщикам нужна новая стратегия, где во главе угла будет стоять уже не территория, но вопросы безопасности. На них будут обсуждаться такие темы как официальное закрепление внеблокового статуса Украины, будущая конфигурация ее вооруженных сил и обязательства США и Европы прекратить расширение НАТО на восток.
Москва может увиливать от переговоров на эти темы под предлогом того, что территориальный вопрос остается нерешенным, но здесь у Вашингтона есть два козыря. Во-первых, США могут предложить России то, чего не может Украина: нормализацию отношений и смягчение санкций. Во-вторых, Путин не хочет выводить из себя Дональда Трампа, чтобы тот не ввел против России новых санкций.
Безусловно, такая переориентация даст понять, что мир не близок. Это прискорбно, но такова суровая реальность.
Дженнифер Кавано — старший научный сотрудник и директор военного анализа центра "Приоритеты обороны"
Опубликовано: Мировое обозрение Источник












