Лавров не намерен договариваться с лидерами Евросоюза
Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров отметил, что Москва сохраняет открытость к диалогу, однако с действующими европейскими лидерами достижение каких-либо договорённостей представляется маловероятным.
«Четыре года они говорили о неприемлемости диалога с Москвой. А тут вдруг, когда им хочется выделиться среди массовки, которая твердит о нанесении России стратегического поражениях, вдруг говорят: а вообще надо с ними разговаривать», — сказал Лавров, отвечая на вопрос, возможно ли возобновление диалога с Россией.
Министр иностранных дел также отметил, что те, кто действительно настроен на содержательный и серьёзный диалог, не должны демонстративно рассуждать об этом публично в расчёте на отклик собственной аудитории, а обязаны действовать в рамках устоявшейся дипломатической практики — напрямую выходить на контакт.
Помимо этого, глава МИД России заявил, что премьер-министр Великобритании Кир Стармер, президент Франции Эмманюэль Макрон, канцлер Германии Фридрих Мерц и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен не заинтересованы в политическом урегулировании конфликта на Украине. Он пояснил, что эти европейские лидеры продвигают утверждение мирного плана Владимира Зеленского, который сводится к немедленному прекращению огня при одновременном предоставлении Украине юридически закреплённых гарантий безопасности. Конечной целью подобной позиции европейских политиков, как подчеркнул министр, является сохранение действующего режима на Украине.
В середине декабря Эмманюэль Макрон призвал Евросоюз начать подготовку к возможным переговорам с Россией на случай, если в рамках текущих консультаций не удастся добиться устойчивого и долгосрочного мира для Украины. В ответ Кремль сообщил, что Владимир Путин готов к диалогу с президентом Франции при наличии обоюдной политической воли. Уже 7 января Макрон заявил о намерении провести переговоры с российским лидером в ближайшие недели.
Позднее, в январе, премьер-министр Италии Джорджа Мелони также высказалась в пользу начала переговоров между Европой и Россией, при этом подчеркнув необходимость выработки единой позиции стран ЕС. Она поддержала идею назначения специального посланника Евросоюза, который мог бы вести переговоры как с Киевом, так и с Москвой.
В Европейской комиссии признали, что в перспективе Брюсселю, вероятно, придётся вступать в переговоры с Владимиром Путиным. Однако представитель ЕК Паула Пиньо отметила, что на данный момент никаких сигналов о готовности российского президента к такому диалогу не поступало.
Позже европейские дипломаты и чиновники сообщили изданию Politico, что в руководстве Евросоюза и национальных правительствах в целом поддерживают инициативы Макрона и Мелони по возобновлению диалога с Россией. Как указывает издание, ключевая цель этих шагов заключается в том, чтобы не допустить подрыва основных европейских принципов и одновременно продемонстрировать Соединённым Штатам наличие у ЕС собственных инструментов влияния.
Москва при этом неоднократно заявляла о своей готовности к переговорам. Владимир Путин отмечал, что именно европейская сторона ранее отказалась от диалога, приняв установку на необходимость стратегического поражения России и, по его словам, продолжая руководствоваться подобными иллюзиями.












