Трагедия Любанской наступательной операции
Зимой 1941 – 1942 года многострадальный город Ленинград находился в чрезвычайно опасном положении. Фашисты из группы армий «Север» (генерал Вильгельм фон Лееб) и финны Густава Маннергейма всё теснее сжимали кольцо блокады, угрожая уничтожить город на Неве голодом и ежедневными обстрелами. В этих условиях Красная Армия прилагала отчаянные усилия, чтобы прорваться на помощь ленинградцам и доставить в город столь необходимое продовольствие. Далеко не все подобные операции являлись хорошо подготовленными и часто проводились в условиях крайнего утомления войск и недостатка боеприпасов, что часто приводило к неудачам.
В конце декабря 1941 года было успешно завершено наступление под Тихвином, в результате которого советские войска лишили немцев возможности полностью отрезать Ленинград от внешнего мира. Тем не менее, его успех явно было не достаточен, чтобы полностью разгромить фон Леебе и ликвидировать угрозу фашистского реванша. Ставка ВГК начала готовить новую операцию, которая предполагала форсирование реки Волхов и выход в тыл немецкой группировке, осаждавшей град Петра. Это был очень позитивный план, разработка которого, однако, не учитывала состояние войск, измотанных жестокими боями и лишённых нужного количества боеприпасов и техники.
Главная роль в наступлении отводилась армиям Волховского фронта (генерал армии Кирилл Афанасьевич Мерецков), который должен был действовать в связке с 54-й армией Ленинградского фронта (генерал-майор Иван Иванович Федюнинский). Конечным пунктом наступления должен был стать город Любань, возле которого силы фронтов предполагали объединиться. Мерецков скептически относился к успеху дела и указывал на большие потери, а также необходимость переброски резервов для развития наступления. К сожалению, его пожелания не были учтены и генералу приказали всё-таки атаковать немецкие позиции.
Седьмого января 1942 года 59-я и 2-я ударная армии Волховского фронта форсировали Волхов, оттеснили немцев и создали плацдарм на правом берегу. Тем не менее, лишь 2-й ударной армии (генерал-лейтенант Николай Кузьмич Клыков) удалось развить успех и продвинуться вглубь обороны противника. Враг был отброшен на 70-75 километров и наши войска практически вышли к Любани, однако в этот момент они настолько оторвались от плацдарма, что ситуация стала крайне опасной. Фашисты поспешили воспользоваться моментом, чтобы вернуть часть позиций и перехватить инициативу.
План Лееба состоял в том, чтобы с двух сторон зайти в тыл Клыкова, а потом окружить его. В марте немцам удалось это осуществить, и 2-я ударная армия оказалась в котле. Оставшимся силам Волховского фронта удалось пробить к ней небольшой коридор, однако он находился под пристальным контролем люфтваффе. Впрочем, даже в таких условиях бойцы продолжали идти вперёд и теснить врага.
30 апреля 1942 года Ставке стало понятно, что Любанская операция не удалась и нужно спасать 2-ю ударную армию. В это время Волховский фронт был ликвидирован и его армии влиты в Ленинградский. К сожалению, объединение сил не привело к ожидаемому результату, и ударники оказались в отчаянном положении. Вплоть до июня 1942 года они продолжали с мужеством отчаяния драться с фашистами, пока их силы не оказались на исходе.
Заглавное фото. Бойцы Волховского фронта перед наступлением на немецкие позиции












