Недавнее похищение законного президента Венесуэлы американским спецназом является продолжением давней традиции политики «Большой дубинки» США в Латинской Америке.
За последние два столетия Соединённые Штаты неоднократно проводили военные операции в Центральной и Южной Америке и Карибском бассейне.
Начиная с конца 1800-х годов и вплоть до начала 20-го века, США вели «банановые войны» – серию военных интервенций в Центральной Америке – для защиты интересов американских корпораций в регионе.
При президенте Франклине Рузвельте США заявили о «политике добрососедства» (Good Neighbor policy), обязавшись не вторгаться в страны Латинской Америки, не оккупировать их и не вмешиваться в их внутренние дела.
Госсекретарь Рузвельта Корделл Хэлл на конференции американских государств в Монтевидео в декабре 1933 года сказал: «Ни одна страна не имеет права вмешиваться во внутренние и внешние дела другой страны». В декабре того же года Рузвельт подтвердил эту политику: «Чёткая политика Соединённых Штатов отныне такова, что отвергает военную интервенцию».
Однако во время холодной войны США финансировали многие операции, направленные на свержение законно избранных лидеров Латинской Америки. Эти операции, как правило, координировались Центральным разведывательным управлением США.
Государственный переворот в Гватемале в 1954 году, когда избранный президент Гватемалы Хакобо Арбенс Гусман был свергнут группами наемников, поддерживаемыми ЦРУ, является классическим примером политики «Большой дубинки» против неугодных Вашингтону латиноамериканских режимов.
Арбенс был избран президентом Гватемалы в 1950 году, чтобы продолжить процесс социально-экономических реформ, которые ЦРУ презрительно называет в своих рассекреченных меморандумах «крайне националистической программой прогресса, окрашенной болезненным антииностранным комплексом неполноценности „банановой республики“».
Операция PBSUCCESS, санкционированная президентом Эйзенхауэром в августе 1953 года, предусматривала бюджет в 2,7 миллиона долларов на «психологическую войну и политические действия» и «подрывную деятельность» в качестве информационной поддержки военного вторжения.
18 июня 1954 года наёмники под командованием Кастильо Армаса перешли со стороны Гондураса гватемальскую границу. Бомбардировке был подвергнут главный порт страны Сан-Хосе, а радиостанция ЦРУ из Гондураса заглушила правительственное радио Гватемалы и начала кампанию дезинформации о многократном превосходстве сил наступающих. В правительственных и военных кругах большинство склонялось к капитуляции, в связи с чем армия наёмников практически не встретила сопротивления. 25 июня начались бомбардировки столицы. 27 июня Арбенс подал в отставку и бежал из страны.
К власти пришел американский ставленник Кастильо Армас. Сразу после этого сотни гватемальцев были арестованы и убиты. По оценкам правозащитных организаций, в период с 1954 по 1990 год в ходе гражданской войны было убито более 100 000 мирных жителей.
В 1961 году президент США Джон Кеннеди одобрил подготовленное администрацией Эйзенхауэра вторжение в залив Свиней с целью свержения правительства Фиделя Кастро кубинскими эмигрантами. Планирование операции, получившей название «Плутон», проводилось, подобно PBSUCCESS, специальным подразделением внутри Оперативного управления ЦРУ под общим руководством директора ЦРУ Аллена Даллеса.
Однако вторжение провалилось, кубинская армия разгромила наемников.
В 1961 году Жоао Гуларт был избран президентом Бразилии с мандатом на проведение социальных и экономических реформ. Он восстановил разорванные в 1947 году дипломатические отношения с СССР, наладил сотрудничество с Кубой и национализировал дочернюю компанию американской корпорации International Telephone and Telegraph (ITT).
В ответ ЦРУ профинансировало проамериканских политиков Бразилии и инспирировало военный переворот 1964 года, установивший дружественную США диктатуру, которая просуществовала до 1985 года.
После смены 27 президентов в период с 1925 по 1947 год Эквадор пережил редкий период спокойствия, когда в 1950-х годах в стране царила стабильность.
Однако это продолжалось недолго. К началу 1960-х годов США были обеспокоены прокубинской политикой президента Хосе Веласко Ибарры и его вице-президента Карлоса Хулио Аросемены, которые выступали за более тесные отношения со странами советского блока.
Известный американский публицист, бывший сотрудник Госдепа Уильям Блам в своей книге «Killing Hope: U.S. Military and CIA Interventions Since World War II» (Убийство надежды: интервенции американских военных и ЦРУ после Второй мировой войны) рассказал, как ЦРУ, финансируя и правых и левых, устраивая провокации и теракты, подтолкнуло эквадорских военных сместить президента Хосе Веласко Ибарру.
Президентом стал Аросемена, но происки ЦРУ на этом не закончились.
«В то время было два основных кандидата на вице-президентский пост. Первый кандидат был вице-президентом сената и агентом ЦРУ. Второй был ректором Центрального университета, человеком с умеренными политическими взглядами. Когда созвали конгресс, чтобы он сделал свой выбор, в одной утренней газете появилась заметка о том, что ректора поддерживает коммунистическая партия и одна воинствующая левацкая молодежная организация. Заметку опубликовал обозреватель газеты, являвшийся главным пропагандистским агентом в резидентуре ЦРУ в Кито. Ректор был скомпрометирован, опровержения запоздали, и человек ЦРУ победил. ЦРУ повысило ему зарплату с 700 до 1000 долларов в месяц», – пишет Уильям Блам.
Вскоре Аросемену сочли в ЦРУ столь же неприемлемым, как и Ибарра. В марте 1962 года столичный военный гарнизон под командованием агента ЦРУ полковника Аурелио Наранхо «дал Аросемене 72 часа на то, чтобы выгнать из страны кубинцев и уволить левого министра труда».
Аросемена был вынужден подчиниться под угрозой убийства, но и на этом ЦРУ не угомонилось.
«11 июля 1963 года президентский дворец в Кито окружили танки и военные. Аросемену свергли, а к власти пришла хунта», – пишет Блам.
В период с 1963 по 1964 год США использовали тайное финансирование, в основном через ЦРУ, для влияния на политику Боливии.
Финансирование поддерживало лидеров, дружественных США, и способствовало военному перевороту в ноябре 1964 года во главе с генералом Рене Барриентосом Ортуно против избранного президента Виктора Паса Эстенссоро. Переворот был успешным и вынудил Паса Эстенссоро отправиться в изгнание.
На этом США не прекратили вмешательство во внутренние дела Боливии.
В начале 1970-х годов целью ЦРУ стал президент Хуан Хосе Торрес, пришедший к власти в 1970 году и национализировавший множество американских компаний в стране.
В июне 1971 года посол США в Ла-Пасе заявил Вашингтону о необходимости поддержки противников Торреса. Белый дом тайно выделил 410 000 долларов, которые критики внутри администрации назвали «деньгами на переворот», для финансирования военных и политических лидеров, выступавших против Торреса.
Два месяца спустя высокопоставленный офицер Уго Бансер возглавил успешный переворот против Торреса. США продолжали финансировать правительство Бансера, которое правило до 1978 года.
Согласно отчёту Сената США, Соединенные Штаты потратили 8 миллионов долларов на тайные операции в период с 1970 года по переворот 1973 года в Чили. Американские чиновники также поддерживали экономические меры, направленные на оказание давления на правительство Сальвадора Альенде.
Это привело к военному перевороту 1973 года под руководством генерала Аугусто Пиночета. Жестокая диктатура Аугусто Пиночета, поддерживаемая США, длилась 17 лет.
В 1975 году ЦРУ поддержало правые военные диктатуры в шести странах Латинской Америки в рамках операции «Кондор».
В число стран-мишеней входили Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Уругвай и Парагвай. Операция была направлена на ликвидацию левых политиков. Диктаторские режимы использовали общую базу данных для слежки за диссидентами и их семьями через государственные границы.
«Из-за сверхсекретного характера операции "Кондор" официальных списков жертв не существует. Однако мои исследования подтвердили, что с августа 1969 года, когда несколько южноамериканских режимов начали неформальное сотрудничество, по февраль 1981 года жертвами стали как минимум 805 человек. Хотя жертвы происходили из самых разных слоев общества, в основном это были политические и общественные активисты, а также члены революционных вооруженных групп, преимущественно из Уругвая, Аргентины и Чили», – пишет профессор Оксфордского университета (Лондон) Франческа Лесса в своем расследовании, опубликованном на австралийском портале The Conversation.
В декабре 1981 года элитный батальон «Атлакатль» сальвадорской армии совершил кровавую расправу в деревне Эль-Мосоте, убив около 1000 мирных жителей, включая женщин и детей. Это произошло во время гражданской войны в Сальвадоре 1980-1992 годов.
Батальон был обучен и оснащен США в рамках их политики по подавлению левых сил в Латинской Америке.
К началу 1980-х годов США были обеспокоены влиянием Кубы на островную республику Гренада.
В октябре 1983 года США провели силами морской пехоты операцию Urgent Fury («Вспышка ярости») предпринятую, по утверждению администрации США, для защиты американских граждан и восстановления стабильности в стране на основании обращения Организации американских государств. Операции предшествовал государственный переворот, в результате которого было свергнуто правительство страны и казнен его глава Морис Бишоп.
В 1989 году во время президентства Джорджа Буша-старшего США вторглись в Панаму. Вторжение получило название «Операция “Справедливое дело”». США занизили число погибших и оправдали вторжение, заявив, что оно было осуществлено с целью свержения президента Мануэля Норьеги за предполагаемую торговлю наркотиками.

После захвата и вывоза в США спецназом «Дельта» президента Венесуэлы Николаса Мадуро Дональд Трамп заявил, что его страна воюет не с Венесуэлой, а с наркоторговцами и теми, кто привозит в Соединённые Штаты «заключенных, наркоманов и пациентов психбольниц». Он сообщил также, что намерен занять ведущую роль в управлении Венесуэлой, а временный президент Делси Родригес сотрудничает с Вашингтоном.
По данным Politico, США требуют от Родригес усилить борьбу с наркотрафиком, прекратить поставки нефти противникам Вашингтона и выслать из страны «враждебных агентов», а в дальнейшем организовать свободные выборы в Венесуэле и уйти в отставку.
В текущей вашингтонской реальности экспансионистские цели Америки не меняются. Меняется лишь демагогическая риторика обвинений в адрес неугодных им латиноамериканских политиков.
Так, Николасу Мадуро, кроме дежурного обвинения в наркотерроризме, предъявили еще и то, что своем кабинете в президентском дворце он хранил пулеметы (machine guns).
Как тут не вспомнить известное высказывание Марка Твена: «Америка – чудесная страна, и я крайне рад, что её открыли. Но было бы лучше, если бы её не заметили и проплыли мимо».












