Накануне Нового года Израиль совершил дипломатический «финт», признав Сомалиленд. Необычность события объясняется тем, что до 26 декабря 2025 года это малоизвестное африканское государство не было признано ни одной страной ООН. Так зачем это сделал Тель-Авив и какие последствия для мировой политики будет иметь этот шаг?
То, что от Сомалиленда отворачивались много лет, вовсе не значит, что он никому не нужен. Наоборот, действия других стран подтвердили его значимость для мировой политики. Более 20 государств, среди которых были Турция, Египет, Китай, Саудовская Аравия, Катар, Иран, Пакистан, Нигерия, осудили решение Израиля. Сердито нахмурили брови члены Африканского союза и Организации исламского сотрудничества.
Резкие возражения связаны с потенциальной опасностью, которые может принести присутствие Израиля в регионе – не только экономическое, но и военное. Свою роль играет и традиционно негативное отношение упомянутых стран к еврейскому государству.
Но самые громкие проклятия раздались из Могадишо – столицы Сомали. В связи с этим – необходимый экскурс в историю. В XIX веке территория Сомалиленда была британским протекторатом. В 1960 году регион провозгласил независимость, которую признали многие государства. Однако вскоре Сомалиленд объединился с бывшей итальянской колонией Сомали, образовав Сомалийскую Республику.
Однако в 1991 году на фоне ожесточенной гражданской войны Сомалиленд отделился от нее и обрел независимость. Однако власти Сомали не признали республику, что не мешает ей функционировать как суверенное государство уже более тридцати с лишним лет.
Недавно корреспондент New York Post поинтересовался у Дональда Трампа, намерены ли США последовать примеру своего союзника и признать Сомалиленд. В ответ он услышал твердое «нет» и насмешливый вопрос: «А кто-нибудь вообще знает, что такое Сомалиленд на самом деле?»

…Эта страна находится на территории Африканского Рога, омывается Красным морем и потенциально может контролировать транспортные пути, проходящие вблизи его территории. Важно, что в Сомалиленде сохраняется относительная стабильность, в отличие от Сомали, где идет вражда между кланами и значительная часть территории находится под контролем «Аш-Шабаб» – исламистской группировки, связанной запрещённой в России с «Аль-Каидой», которая считает Израиль «главным врагом исламского общества».
В непризнанной республике с населением более шести миллионов человек, есть своя валюта, действует двухпалатный парламент, раз в пять лет проводятся выборы президента и вице-президента. Созданы другие институты власти и собственные вооруженные силы.
Несмотря на «уединение», Сомалиленд поддерживает торговые отношения с Эфиопией, Кенией, ОАЭ и таким же непризнанным Тайванем. Хотя Трамп скептически отозвался об этой стране, по информации газеты The Guardian, ссылавшейся на слова президента непризнанной страны Абдирахмана Мухаммада Абдуллахи, в республике в мае прошлого года побывала делегация США. Разумеется, не только для того чтобы полюбоваться местными красотами.
Уместно напомнить, что американский сенатор Тед Круз настоятельно рекомендовал Трампу признать Сомалиленд и сделать его стратегическим партнером, поскольку страна представляет интерес для США благодаря своему стратегически выгодному расположению морских коридоров в Аденском заливе.
В августе 2025 года президент США заявил, что «мы работаем над этим прямо сейчас». Но прошло всего несколько месяцев, и Трамп прикидывается, что слыхом не слыхивал о Сомалиленде. Или он просто обо всем забыл?..

То, что «поленились» сделать США, совершил Израиль и представил признание Сомалиленда как большую дипломатическую победу. О ней возвестил Биньямин Нетаньяху в видеообращении к президенту африканской республики Абдуллахи. Премьер-министр Израиля пригласил его посетить Тель-Авив с официальным визитом и заявил о планах сотрудничества двух стран в областях сельского хозяйства, здравоохранения, технологий и торговли.
Глава Сомалиленда назвал событие «началом стратегического партнерства» и выразил признательность Израилю за его усилия в борьбе с терроризмом и укреплении мира в регионе. Последняя часть спича выглядела несколько странно, поскольку известно, что Тель-Авив ведет нескончаемые войны на Ближнем Востоке.
Но так или иначе союз с экономически развитым Израилем выгоден непризнанному и, мягко говоря, небогатому аграрному государству. Во-первых, Сомалиленд прорывает международную блокаду и хотя бы «боком» выходит на международную арену. Во-вторых, у республики, вероятно, появится доступ к кредитам и инвестициям. И наконец, сотрудничество с Тель-Авивом сможет укрепить экономику и промышленность, дать дополнительные рабочие места.
Предвкушая позитивные перемены, жители Харгейса – столицы Сомалиленда – устроили ликование с пением и национальными флагами. Во время празднества на здание Национального музея был спроецирован израильский стяг. Но торжествующим людям было невдомек, что новые времена грозят обернуться большими сложностями…
Сомалиленд, до этого не вторгавшийся в зону интересов других стран, может стать «яблоком раздора». Израильский аналитический центр Institute for National Security Studies в ноябре минувшего года опубликовал доклад, в котором территорию республики предлагается использовать для разведки за действиями хуситов и возможных военных операций против них. Заодно Израиль хочет покончить с разгулом боевиков в Красном море и утихомирить сомалийских пиратов.
Есть и другие причины признания Израилем Сомалиленда. На еврейское государство из-за его чересчур «активных» действий в Газе, Сирии и Ливане оказывается давление во всем мире. И, как следствие, становится все меньше стран, желающих с ним сотрудничать.

Сомалиленд в этом смысле дает Тель-Авиву некоторое успокоение. И еще важнее то, что он готов примкнуть к Авраамовым соглашениям, которые позволяют Израилю установить контакты с различными странами. Об этом любимом проекте Трампа много говорится в последнее время, называются и страны-кандидаты для вступления в союз – Азербайджан, Армения, Казахстан и даже Ливан с Сирией. Однако дальше слов дело пока не идет.
С Сомалилендом все может сложиться удачно. К тому же это мусульманская страна и она, по замыслу Израиля, может стать примером для единоверцев. Однако пока они только возмущаются происходящим.
Еще одна надежда Израиля – переселение палестинцев из сектора Газа в непризнанную республику. Эта идея появилась в плане послевоенного восстановления анклава, предложенного администрацией Трампа. Сомалиленд фигурировал в проекте вместе с Эфиопией, Ливией и Индонезией.
Однако на днях министр иностранных дел Сомалиленда Абд Рахман Дахир Адам заявил, что признание Израилем его страны не связано с конфликтом в Газе: «Сомалиленд не обсуждал и не соглашался принимать жителей сектора на своей территории».
Сбудутся ли другие надежды Израиля? Только если Вашингтон заинтересуется Сомалилендом и поддержит союзника. В одиночку Тель-Авиву вряд ли удастся сдвинуть этот тяжелый сомалилендский воз.
Однако он пытается это сделать. В Харгейс для встреч с руководством республики прибыл министр иностранных дел еврейского государства Гидеон Саар. «Для Израиля «большая честь» стать первой страной, признавшей Сомалиленд независимым и суверенным государством, – сказал он. – Надеемся, что другие страны вскоре последуют нашему примеру».











