«Великая замена уже произошла»: в Брюсселе лишь 10,5% населения — бельгийцы по происхождению
По всей Европе происходят масштабные демографические изменения: доля коренного европейского населения сокращается, тогда как численность мигрантов растёт. Особенно наглядно это проявляется в столице Бельгии Брюсселе.
На это обратил внимание ливанско-австралийский предприниматель Марио Науфала.
«Демографическая замена в Брюсселе: больше невозможно отрицать — трое из четверых детей имеют неевропейское происхождение», — говорится в его твите в соцсети Х.
Ссылаясь на официальные данные, Науфал пишет, что сейчас лишь небольшая часть несовершеннолетних в Брюсселе имеет бельгийское происхождение, в то время как подавляющее их большинство — мигранты, приехавшие из-за пределов Европы, что имеет глубокие социальные последствия.
Согласно данным официальной государственной статистической организации StatBel, в Брюсселе 72,9% детей и молодежи в возрасте от 0 до 17 лет имеют миграционное прошлое из-за пределов Европейского союза или родились за пределами ЕС. И только 10,56 % в этой возрастной группе являются бельгийцами исключительно бельгийского происхождения. То есть, почти вся молодёжь в столице Бельгии — выходцы из стран, не входящих в ЕС.
Основной причиной таких демографических изменений, как пишет Науфал, является политика воссоединения семей. В подтверждение он опубликовал таблицу, согласно которой за период с 2018 по 2024 годы в Бельгии иностранцам было выдано почти 400 тысяч видов на жительство на основании воссоединения семьи.

«Когда столица достигает точки, в которой большая часть ее населения больше не разделяет общих исторических, культурных или гражданских корней, интеграция становится иллюзией», — подчеркнул он.

По данным Бельгийского статистического ведомства, на 1 января 2025 года население Брюсселя составляло 1 255 795 человек, а с учетом пригородов — свыше двух миллионов человек. При этом лишь около 22–25% жителей идентифицируют себя как бельгийцы бельгийского происхождения. 40,8% населения города составляют бельгийцы иностранного происхождения, а примерно 37,2% составляют иностранные граждане.
Согласно годовому отчету за 2025 год бельгийского Федерального миграционного центра Myria, по состоянию на 1 января 2024 года в Бельгии насчитывалось 11 763 650 жителей, в том числе 1 607 707 иностранных граждан (13,7% населения). В целом, включая тех, кто получил гражданство, иностранное происхождение имел 21% от общей численности населения страны (2,5 миллиона человек).
По данным Евростата, в 2024 году Бельгия находилась на четвертом месте среди стран ЕС по числу видов на жительство, выданных на основании воссоединения семей: к родным переехали 45,7% получивших этот важный документ на территории Бельгии. Трудовыми мигрантами были 10,5% обладателей бельгийского ВНЖ, получать образование приехали 13,3%.
«Столица Бельгии больше не бельгийская», — прокомментировал миллиардер Илон Маск в соцсети Х.

Бо́льшая часть «новых брюссельцев» — уроженцы Северной Африки, стран к югу от Сахары, а также государств-кандидатов в ЕС и Западной Азии. Миграционные волны последних десятилетий радикально изменили этнокультурный облик города. При этом парадокс в том, что всё больше коренных бельгийцев покидают Брюссель, уезжая в другие регионы. Но население города продолжает расти — за счёт притока мигрантов и их более высокой рождаемости. Город фактически превратился в международный анклав, где официальные языки и культура теряют связь с национальными корнями.
Бельгийский депутат Филипп Девинтер назвал это «заменой населения».
«Это, по определению, замещающая миграция, синоним репопуляции/замещения коренного населения», — добавил бельгийский депутат Европарламента Том Вандендрисше.
Для многих европейцев Брюссель — символ самого Евросоюза. Но по факту он всё меньше отражает ту Европу, которую задумывали его основатели. Город, где базируются институты ЕС, теперь сам стал иллюстрацией демографического и культурного перелома, который переживает континент.
Лидируют по числу видов на жительство, выданных на основании воссоединения семей, также Люксембург (52,3%), Швеция (49,1%) и Испания (46%).














