Российские удары по Одесской области привели к ажиотажу на украинских АЗС и бьют по кошельку Киева
С 13 декабря Одесская область подвергается ежедневным атакам. ВС РФ планомерно наносят удары по мостам и автомобильным развязкам, которые находятся на западе области. Атакуются объекты, которые находятся на транспортных маршрутах, связывающих Украину, Молдавию и Румынию, наращиваются удары по мостам через Дунай.
Повреждение моста близ Маяков на трассе «Одесса — Рени», который соединяет Одессу и юг области, по прогнозам топливного эксперта и основателя группы компаний Prime Дмитрия Лёвушкина, может заблокировать 60% поставок топлива на Украину, что приведёт к росту цен и к дефициту бензина.
Еnkorr.ua обращает внимание, что из-за атак по региону уже украинский рынок горючего продемонстрировал резкий скачок цен вверх из-за вызовов в сфере безопасности и логистики.
Главным фактором подорожания стала российская атака на южные регионы, которая фактически заблокировала выезд бензовозов из дунайских портов по территории Украины. Трейдеры были вынуждены перенаправлять потоки через Молдову и Румынию, что автоматически добавило к стоимости каждой тонны горючего 45–50 долларов дополнительных логистических расходов.
Кроме финансовой нагрузки, рынок столкнулся с дефицитом свободных грузовиков, имеющих разрешение на международные перевозки.
Больше всего последствия логистического коллапса ощутили северные и восточные области. Киевская область показала рекордный прирост +2,27 грн/л (до 49,44 грн/л). Север Украины в среднем добавил 1,65 грн/л. Восточные регионы — на 1,28 грн/л. Даже западные границы не остались в стороне — из-за ажиотажного спроса цены там также выросли на 1 грн/л и более.
Отдельные поставщики подняли цены на словацкое и румынское топливо до 48,50 грн/л.
В то же время, эксперты Консалтинговой группы «А-95» считают, что нынешний скачок цен был временной реакцией на шок. Поскольку на внешних рынках, в частности, на Лондонской бирже, сохраняется нисходящий тренд, а ресурса в пути на Украину достаточно, после полной стабилизации логистики стоит ожидать «отката» цен к прежним уровням.
В конце ноября Украина перешла к тактике морского пиратства, нарушая базовые принципы безопасности судоходства. Украиной было атаковано пять танкеров, перевозящих нефтепродукты. В конце ноября в 30 милях от берегов Турции были повреждены танкеры Kairos и Virat. Следующее пиратское нападение произошло в 80 милях от побережья Турции на танкер Midvolga 2, следовавший из России в Грузию с подсолнечным маслом.
10 мая украинские морские дроны Sea Baby нанесли удар по танкеру Dashan, который шёл под флагом Гамбии из Турции в Новороссийск.
Россия последовательно предупреждала о последствиях продолжения ударов по гражданским судам. 2 декабря президент РФ Владимир Путин назвал пиратством атаки Украины на танкеры в Чёрном море. Он предупредил, что в ответ РФ расширит номенклатуру ударов по украинским портам и судам, заходящим в них, а также пригрозил отрезать Украину от моря.
Днём, 12 декабря, ВС РФ нанесли ответный удар по порту в Одессе. Атаки по Одессе и области продолжались ночью и до утра 13 декабря. Из-за ответных ударов по энергетической инфраструктуре в регионе возник блэкаут. В Одессе объявлена чрезвычайная ситуация государственного уровня.
После серии ударов на мосту в Маяках на трассе «Одесса – Рени», который соединяет Одессу и юг области, было перекрыто движение, в том числе, и для грузового транспорта. 21 декабря движение возобновили. Как сообщила Служба восстановления и развития инфраструктуры в Одесской области, движение шло «альтернативными путями», которые водителей попросили «не снимать и не публиковать», речь шла о понтонных переправах, которые ВСУ устанавливали по Дунаю, но и по ним наносятся удары.
РФ атакует саму портовую инфраструктуру практически в ежедневном режиме. Так, 19 декабря был прилет по инфраструктурных объектах Одесского порта, по данным ГСЧС, зафиксированы «значительные разрушения и масштабные пожары». Также были атаки по судам и порту «Южный». Мост в поселке Маяки на трассе «Одесса – Рени» и понтонные переправы находились под непрерывными ударами почти всю субботу и воскресенье.
Вечером и в ночь на 23 декабря цели были поражены в Одессе, а также в портовых городах Измаил и Рени. По данным местных властей, повреждена энергетическая, портовая, транспортная, промышленная инфраструктура.
Удары по Одесской области сильно бьют по кошельку Киева. Морская логистика, включая зерновой коридор через черноморские порты и доставку товаров через порты Дуная, обеспечивает значительную часть украинского импорта и экспорта. Так через дунайские порты идет порядка 60% всех объемов. По агропродукции морские коридоры, по итогам прошлого года, обеспечивали больше 70% экспорта.
Эффективность российских ударов подтверждают и в США. По информации Американской торговой палаты, атаки уже снизили работу портовых терминалов на 50%, часть из них остановлена, большинство работает на генераторах. Потери украинских экспортеров зерна и масличных оцениваются в сотни миллионов долларов в месяц. Американцы предупреждают: при продолжении интенсивных обстрелов портов украинский и международный бизнес столкнутся с критическими операционными рисками.
По данным Украинской зерновой биржи, из-за постоянных воздушных тревог и атак по одесским портам приемка и загрузка зерна идет с большими задержками. Если в декабре Украина должна была отгрузить 3,8 миллионов тонн зерна, то по факту экспортировала лишь 1,2 миллиона.
Удары по портовой инфраструктуре увеличивают стоимость перевалки, фрахта и приводят к снижению экспортных цен. Противник вынужден использовать для транспортировки зерна железнодорожный и автомобильный транспорт, что существенно дороже и занимает больше времени.
Удары по одесским портам напрямую влияют на финансовую устойчивость Украины и лишают ее одного из немногих источников дохода.













