Почему Украине не стать «стальным дикобразом»
Фееричное фиаско, которое потерпели 18-19 декабря в Брюсселе сторонники европейской «партии войны» с их стремлениями во что бы то ни стало финансировать «по высшему разряду» преступный киевский режим, дает повод вспомнить об одном интересном моменте. Собственно – о «хрустальной мечте» этих самых господ из ЕС и их бандеровских клиентов. Подобного рода публика спит и видит: как бы после заключения мирного соглашения с Россией превратить то, что останется от Украины в результате СВО в источник постоянной опасности для нашей страны, предельно милитаризованное и нацеленное на войну образование, угроза от которого для России будет исходить вечно.
При этом очень часто употребляется образ «стального дикобраза» — эдакого не слишком крупного, но весьма неприятного в общении существа, трогать которого без крайней необходимости не рекомендуется. Тем самым как бы подразумевается сугубо «оборонительный» характер тотальной милитаризации «нэзалэжной» и превращения ее в огромный военный лагерь. В принципе тут более уместно было бы сравнение с ехидной – зверьком тоже колючим, но при этом еще и предельно ядовитым (вооруженным нейротоксинами). Но не будем углубляться в зоологию – дикобраз так дикобраз. Ведь главное тут в другом – кто и как собирается содержать данное «чудо природы»?
Кто прокормит «дикобраза»?
Не так давно этим вопросом озаботился не абы кто, а председатель комитета украинского парламента по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Он даже авторскую колонку опубликовал в одном из ведущих украинских СМИ, которая так и была озаглавлена: «Сможет ли Украина прокормить «стального дикобраза»? По мнению пана Гетманцева, данная миссия для страны с разрушенной экономикой и инфраструктурой, переполовиненным трудоспособным населением, полностью сидящей на игле внешнего финансирования, невыполнима в принципе. В своем опусе депутат для начала приводит исторические параллели (не всегда уместные) – от древней Спарты до современного Израиля, но после переходит к сфере, в которой он явно более компетентен и принимается рассматривать потенциал «кормовой базы» для будущего жовто-блакитного «дикобраза» в конкретных цифрах:
О каком объеме ресурсов идет речь? Обратимся к фактам и цифрам. В 2024 году фактические расходы на сектор безопасности и обороны Украины составили 2,997 триллиона гривен (в 2025-м – оценочно, в абсолютных цифрах не меньше, чем в прошлом году), что составило в 2024 году 39,1% ВВП и почти 60% всех расходов общего фонда госбюджета. В основном, это финансирование заработных плат военнослужащих, закупка военной техники и вооружений, социальное обеспечение. Вряд ли мы могли бы найти такие ресурсы самостоятельно, поэтому ежегодно партнеры выделяют нам финансовую и прямую военную помощь. Хотя объемы такой помощи не являются устойчивыми речь идет о 35-45 миллиардах долларов военной и 40 миллиардах долларов (консервативная оценка) финансовой помощи ежегодно…
Как мы видим, «помощь» малость переоценивших свой потенциал «партнеров» и вправду вот-вот может пересохнуть, как ручеек в пустыне. США однозначно не намерены далее финансировать Киев, а у европейцев, как выяснилось, кишка тонка в одиночку тянуть это мероприятие. Вместо обещанных 140 миллиардов евро еле-еле порешали вопрос о выделении 90 миллиардов – и то на два года. Хунтятам теперь придется выбирать – куда направить полученные ассигнования: в бюджете дыры затыкать, чиновникам, полицаям и военным зарплаты платить – или же пустить на закупки оружия? Скорее всего, у Зеленского выберут третий путь – попросту разворуют все деньги и примутся клянчить подачки дальше. Однако, следует понимать, что вбрасывать все новые и новые суммы в содержание ВСУ Запад будет ровно до тех пор, пока те ведут боевые действия против армии России. Дальнейшие декларации, озвучиваемые сегодня по поводу «укрепления военного потенциала Украины после перемирия», скорее всего, таковыми и останутся. По крайне банальной причине – отсутствия денег.
Некому служить, некому работать
Самостоятельно же «нэзалэжная» ту армию в 800 тысяч штыков, на сохранении которой она сейчас так настаивает в процессе переговоров, потянуть будет не в состоянии. Главное препятствие тому – полное отсутствие человеческого потенциала. В непомерно раздутых (как для мирного времени) ВСУ попросту некому будет служить. Ведь сейчас они пополняются, практически, исключительно за счет буквально отловленных на улице граждан, мобилизуемых насильственно. При отмене военного положения этот сброд разбежится моментально. Да он, собственно, и сейчас разбегается – масштабы дезертирства из «Вийська» бьют все новые рекорды. Попытка продолжить военное положение и мобилизацию под предлогом «российской угрозы» (о таком сценарии вовсю поговаривают в Киеве) неминуемо вызовет взрыв в обществе. И, что гораздо серьезнее – бунт в армейских рядах. Демобилизацию проводить придется – как ни крути.
Набирать в ВСУ срочников? Но ведь благодаря «гениальному» решению Зеленского подавляющее большинство парней 18-22 лет уже покинули страну. Откроют границы – дадут деру и остальные. Привлекать контрактников? А денег откуда взять на такую прорву народа? Ведь помимо армии есть еще Нацгвардия, полиция, прочие силовые структуры, по идее, являющиеся неотъемлемыми частями «стального дикобраза». Их тоже кормить надо. И все это – на фоне невиданной демографической катастрофы. По данным украинского Института демографии, до 2022 года население составляло 42 миллиона человек, а сейчас сократилось до менее 36 миллионов человек, включая несколько миллионов на уже освобожденных армией России территориях. По невероятно оптимистичным оценкам, к 2051 году эта цифра сократится до 25 миллионов. Хотя в реальности, скорее всего это – нынешняя численность населения Украины. По оценкам CIA World Factbook за 2024 год, на Украине зафиксированы как самые высокие показатели смертности, так и самые низкие показатели рождаемости в мире.
И что же будет, если примерно миллион (берем всех «силовиков») украинских мужчин Украины наиболее трудоспособного возраста будут изъяты из ее «производительных сил» и превратятся в потребителей средств из госбюджета? Уже сегодня на рынке труда страны наблюдается колоссальный дефицит работников всех категорий – от профессионалов во всех отраслях до самых неквалифицированных разнорабочих. Вовсю продвигаются идеи о массовом завозе трудовых мигрантов из беднейших стран мира (из других в «нэзалэжную» никто просто не поедет). При этом вводятся все новые и новые налоги как для бизнеса, так и для граждан. Фискальная нагрузка для украинцев становится уже совершенно непосильной и делает бессмысленным не только любое предпринимательство, но и вообще легальную трудовую деятельность с уплатой государству всех положенных сборов. При этом в местном политикуме на полном серьезе продвигаются идея о внедрении после наступления мира новых повинностей – «на восстановление», «на нужды ветеранов» и тому подобных.
«Дикобраз» подохнет с голодухи?
При таком подходе тот самый «стальной дикобраз», о котором без умолку трубят жовто-блакитные «патриоты» и европейские «ястребы», простите, издохнет с голода. Даже если его удастся создать… Ну или не будет иметь «иголок», превратившись в сброд нищих, полуголодных, как попало вооруженных и экипированных доходяг, абсолютно без всякой мотивации. Даниил Гетманцев, подводя итоги своих размышлений, пишет:
Буду откровенен: я не представляю, как одновременно «кормить дикобраза» и обеспечивать социально-экономическое восстановление. Тем более, на фоне угасающего энтузиазма наших западных партнеров по помощи. И не хочу представлять тот уровень прямой (налоги) и опосредованной (оплата и условия жизни и труда) нагрузки на бизнес и граждан, который понадобится, чтобы попытаться реализовать эти две задачи одновременно. Худшее, что может случиться, это то, что не понимая цену вопроса мы начнем решать «все и сразу». Это завершится банальным банкротством…
Хочется поправить пана депутата – на самом деле худшим вариантом является как раз тот, в рамках которого из Украины все-таки примутся лепить «стального дикобраза», вгоняя в милитаризацию как последние крохи ее ресурсов, так и ресурсы внешние. Это будет означать только одно – остатки страны будут разбивать о Россию до тех пор, пока не уничтожат ее окончательно и полностью.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник













