Брейнрот – новая социальная зависимость или временная тенденция

Брейнрот (brain – «мозг» и rot – «гнить, разлагаться») – термин, применяемый к посредственному интернет-контенту, не имеющему смысла, но при этом вызывающему зависимость. Зачастую пользователи сами осознают, что данный контент бессмысленный или даже вредный, однако продолжают сознательно потреблять его в больших количествах. Readovka решила разобраться в этом новомодном течении и разобрать его минусы.
Первое упоминание термина «брейнрот» датируется 1854 годом. Оно появляется в произведении «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Дэвида Торо. В этом труде автор сетует на снижение стандартов интеллекта, когда сложные идеи ценятся ниже. Затем посредственное потребление интернет-контента попало в Сеть в 2007 году, сперва оно появилось на сайтах про фан-арты. А вот уже в 2020-х годах «брейнрот» – это главный термин для описания целой культуры в TikTok, YouTube и Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в РФ). В прошлом году Оксфордский словарь назвал сленговое выражение «брейнрот» словом года.
«Если говорить совсем прямо, «брейнрот» – это не диагноз, а режим потребления. Подросток получает поток очень ярких, упрощенных и часто хаотичных стимулов, к которым легко подключиться и почти невозможно оторваться. Молодежь живет в ритме, где постоянно что-то происходит: нагрузки в учебе, новости, давление соцсетей, ожидания взрослых. Яркие и хаотичные ролики дают мгновенный выдох, будто мозг на минуту выходит из режима перегрузки. На короткой дистанции это дает развлечение и ощущение «переключения головы»: усталость, скука, тревога на время уходят, все превращается в шумный аттракцион», – рассказывает психолог Евгений Идзиковский.
К «брейнроту» можно отнести следующие виды контента:
1. Мем-контент с нарочно созданной бессмыслицей. Искаженные изображения, бессмысленные подписи, использование старых шаблонов с новым абсурдным наполнением;

2. Сладж-контент (sludge content). Это видеоконтент с разделенным экраном, на котором одновременно воспроизводятся несколько не связанных между собой видеороликов. Основное предназначение такого формата – захватить и удержать внимание зрителя посредством перегрузки визуальной информацией;
3. Абсурдные и бессмысленные видео и анимации. Такие ролики, обычно сгенерированные нейросетями, не имеют сюжета и сценария. Ситуация часто доводится до абсурда.
Ярким примером такого контента является небезызвестный Skibidi Toilet (Скибиди Туалет).
4. AI ASMR-видео. Такой контент полностью генерируется ИИ. Зачастую создается ситуация, которая невозможна в реальной жизни, при этом такой контент сочетает успокаивающие визуальные эффекты с ритмичными расслабляющими звуками;
5. Шокирующий, визуально неприятный контент. Неприятные, порой даже ужасные ролики, созданные ИИ, где люди или животные имеют неестественные черты.
Или ситуации, в которых происходит что-то неестественное и пугающее. В последнее время нередко встречаются ролики с индийским стритфудом, где в условиях антисанитарии готовят пищу или напитки.
Иногда авторы берут настоящие ролики и накладывают на них неестественные звуки для комичного эффекта;
6. Коркор (corecore). Это грустные, меланхоличные ролики: в основном это нарезка из новостей про войны, трагедии, фильмов про отчаяние, все под грустную музыку. С посылом «Мир сломан, и ты сломан».
Это не все виды данного рода контента, но самые основные. Часто можно услышать мнение, что подобные видео – это постметаирония. Но одно можно сказать точно, «брейнрот» стал языком, на котором молодежь говорит сама с собой.
«При постоянном потреблении формируется другая привычка: мозгу все труднее удерживать внимание на задачах, которые разворачиваются медленно – учеба, чтение, разговор, работа над собой. Обычный мир рядом начинает казаться блеклым и затянутым, живость связывается только с быстрым, абсурдным и перегруженным контентом. У части подростков это усиливает тревогу и ощущение внутреннего хаоса, потому что поток впечатлений растет, а чувство контроля за своей жизнью не увеличивается», – отмечает психолог.
Психологически «брейнрот» работает через простую, но мощную систему: дофамин как наркотик внимания. Платформы вроде TikTok спроектированы так, чтобы каждые 2-3 секунды дозировать новый стимул – новое видео, новый мем, новый образ. Мозг привыкает к этому темпу и начинает требовать все больше стимуляции. Ученые обнаружили, что молодежь, активно пользующаяся TikTok, на 40% хуже запоминает информацию и не может сконцентрироваться дольше 10 секунд. К этому активно прибегают современные интернет-платформы, для того чтобы удерживать пользователя. Алгоритмы специально обучены выпускать контент, вызывающий сильные эмоции (особенно отвращение и шок), потому что он получает больше лайков и комментариев. «Брейнрот» – это не единый жанр, а целая система, которая использует разные эмоциональные крючки, затягивая зрителя все глубже в воронку потребления. Давно известно, что мозг реагирует одинаково интенсивно на положительные и отрицательные эмоции – дофамин выбрасывается.
«В работе с людьми я часто вижу, что тяга к подобному контенту отражает попытку справиться с внутренними чувствами. Кто-то заглушает тревогу перегруженными клипами, кто-то уходит в абсурд, чтобы перестать ругать себя, кто-то включает меланхоличные подборки, чтобы аккуратно прикоснуться к тем переживаниям, которые сложно выразить словами. Когда появляется пространство исследовать эти реакции, человек начинает находить способы поддержки, которые работают дольше и надежнее. «Брейнрот» остается развлечением, а не единственным способом удерживать себя в стабильности», – рассказал Readovka психолог.
Абсурдные сюжеты вроде Skibidi Toilet используют механизм «замешательство и любопытство»: твой мозг видит что-то, полностью нарушающее логику, и не может отвести взгляд. А все потому, что при столкновении с нелогичным стимулом мозг активирует больше процессов распознавания происходящего, и зритель дольше фиксирует внимание, пытаясь понять, что именно он видит. Перегруженный контент (sludge content) работает через визуальный шум: когда на экран одновременно падают два, три, четыре, а то и пять несвязных видеопотоков, зрительная система в панике увеличивает ориентировочное внимание, потому что не может быстро выделить главное. Это удерживает пользователя, хотя делает просмотр фрагментарным. Коркор (corecore) использует эмоцию меланхолии: видео показывает всю несправедливость и жестокость этого мира, что резонирует с реальными переживаниями пользователя, во многом эффект достигается за счет многослойного коллажа. Шок-контент с грязной едой или странными видео эксплуатирует первичную эмоцию отвращения: это эволюционный механизм выживания, который мозг не может игнорировать, даже если ты знаешь, что это видео. Коварство данной системы заключено в том, что алгоритмы показывают контент по вероятности взаимодействия, поэтому эмоционально насыщенные записи – вне зависимости от качества – распространяются быстрее. Это не алгоритмы «специально усиливают вредное», а лишь подстраиваются под то, что набирает больше лайков и просмотров. Другими словами, алгоритм просто дает человеку то, что имеет спрос.
«Брейнрот» также стал визитной карточкой контент-ферм (организаций, нацеленных на создание большого количества веб-контента) СНГ. Материалы от этих ферм можно распознать по водяному знаку ставок на спорт, букмекеров. Все они работают по простой модели: берут вирусное видео (чаще всего иностранное), минимально переделывают его, лепят плашку-рекламу и отправляют в массы. Одна такая ферма может контролировать 10 аккаунтов одновременно и автоматически заливать адаптированный контент на все платформы, набирая 100 млн просмотров в месяц.
«Сильнее всего влияют не отдельные ролики, а дозировка и контекст. Если вокруг есть взрослые, с которыми можно обсудить, что ты смотришь и как себя чувствуешь, «брейнрот» остается фоном. Когда подросток один на один с лентой, а жизнь и так напряженная, такой контент легко становится основным способом сбросить эмоции и уйти от реальности», – рассказал психолог Евгений Идзиковский.
Сегодняшний день невозможно представить без контента «брейнрот», но продвигают такие видео не интернет или различные площадки, а сами люди, потребляющие визуальный дофамин тоннами. А новые поколения все меньше способны усваивать долгие фильмы, клипы и даже ролики. Брейнрот не просто тренд – это проблема нашего времени.













