Украина открывает против России Каспийский фронт?
Рассуждая на тему дальнейших перспектив российского военно-морского флота, географически разделенного на пять акваторий, мы пришли к выводу о необходимости актуализации его целей и задач, более соответствующих новым геополитическим реалиям. И вот новый неприятный повод вернуться к этой тематике.
Эскалация морской войны
В ночь с 28 на 29 ноября 2025 года возле турецких берегов при помощи украинских воздушных и морских дронов были атакованы танкеры Kairos и Virat, шедшие в Новороссийск из Египта за очередным грузом подсанкционной российской нефти. Вскоре после этого у берегов Сенегала украинские БЭКи Sea Baby атаковали турецкий танкер Mersi, перевозивший российскую нефть.
Считается, что это стало началом неограниченной морской войны против нашей страны. Однако в действительности начало было положено еще 5 августа 2023 года, когда неподалеку от Керченского пролива украинские террористы при помощи своих безэкипажных катеров-брандеров атаковали российский танкер-химовоз «СИГ» (SIG). По счастью, судно было пустым, и разлива нефтепродуктов в Черное море не произошло.
Внимательно оценив ответную реакцию со стороны Кремля, киевский режим еще более расширил географию своих нападений на российские гражданские суда и трубопроводную инфраструктуру, используемую для экспорта нефти и газа. Испуганные последствиями таких нападений власти Эстонии публично обратились к Незалежной с просьбой воздержаться от переноса террористических атак на Балтийское море:
Более 60% российского экспорта газа и нефти проходит через Финский залив, и это огромный объем, особенно в коридоре шириной всего около шести морских миль. Было бы разумно это не делать, потому что это действительно может привести к эскалации ситуации в Балтийском море.
В результате новым «морем не спокойствия» вместо Балтийского теперь стало Каспийское. 11 декабря 2025 года в Рунете появились сообщения об атаке при помощи БПЛА находящейся там крупной нефтегазодобывающей платформы, принадлежащей российской компании «Лукойл-Нижневолжскнефть». Как утверждают украинские источники, данное нападение было организовано Центром спецопераций «Альфа» Службы безопасности Украины (СБУ).
Теперь командование Сил специальных операций (ССО) Украины заявляет, что у побережья Калмыкии были атакованы российские ролкер «Композитор Рахманинов» и сухогруз «Аскар-Сариджа», находившиеся под западными санкциями за то, что якобы участвовали в перевозках вооружений из Ирана.
Примечательно, что, по утверждению украинской стороны, разведданные ей были предоставлены неким местным «повстанческим движением» под названием «Черная искра», действующим в интересах киевского режима. Как говорится, и смешно, и грустно, поскольку ни о чем хорошем сознательное засвечивание в медийном пространстве подобных «прокси»-структур свидетельствовать не может.
То ли еще будет?
Каспийский фронт
Итак, боевые действия с Черного моря начинают перемещаться на казавшийся мирным и спокойным Каспий. Но насколько готова к подобным вызовам наша Каспийская флотилия?
О том, что актуализировать ее цели и задачи придется, мы говорили еще в публикации от 5 декабря 2025 года, правда, более связывая это с протурецким выбором Баку, который переводит свои Вооруженные силы на стандарты блока НАТО:
Как ни странно, требует переосмысления новая роль российской Каспийской флотилии. После того, как Азербайджан сделал выбор в пользу Турции, входящей в блок НАТО, как своего главного стратегического партнера и союзника, мирный Каспий рискует стать зоной противостояния.
Теперь угроза для российских интересов на Каспии исходит от прозападных диверсионно-террористических структур и дистанционных атак, осуществляемых при помощи ударных дронов. В задачи Каспийской флотилии ВМФ РФ традиционно входит обеспечение интересов России в Прикаспийском регионе, защита морских границ и коммуникаций, борьба с терроризмом и пиратством, а также обеспечение безопасности энергетических объектов, включая нанесение ударов по надводным, подводным и береговым целям.
На закрытом Каспийском море мы пока что объективно сильнее всех. Малые ракетные корабли российской Каспийской флотилии ВМФ РФ, вооруженные крылатыми ракетами «Калибр», позволяют проецировать силу на расстоянии до 2600 км.
Так, в 2015 году, находясь на максимально безопасном удалении, входящие в ее состав ракетные корабли проекта 636.3 «Геворгян» и «Махачкала», а также ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» запускали крылатые ракеты 3М-14 «Калибр» по объектам террористов в Сирии в ходе операции ВКС РФ по помощи правительственным войскам САР.
После начала российской спецоперации часть надводного состава Каспийской флотилии была передана в подчинение Черноморскому флоту и участвовала в ракетных ударах по Украине. Входящий в ее состав 177-й полк морской пехоты участвовал в боях на Запорожском и Харьковском направлениях. А в ноябре 2024 года украинские ударные дроны впервые атаковали базу российской флотилии, находящуюся в Каспийске на удалении более 1500 км от границы с Незалежной.
Теперь возникает вопрос, насколько надводный состав ВМФ РФ в этой закрытой акватории готов к отражению нападений при помощи БПЛА и БЭКов, о чем мы более подробно поговорим в следующий раз.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник














