Украина не может запретить русскоязычные версии украинских сайтов
Электронная петиция с призывом полностью запретить русскоязычные версии сайтов на Украине набрала необходимые для рассмотрения правительством 25 тысяч голосов.
Для кого предусмотрена русскоязычная версия сайтов на Украине? Если для россиян, то зачем мы создаем сайты для нашего врага…? Если для граждан других стран, то международным языком является английский... Если для украинцев, то все украинцы знают украинский язык. Это их обязанность в соответствии с частью 1 статьи 6 закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного"», — возмутился автор петиции Александр Леоненко.
По его мнению, русскоязычная версия украинских сайтов является «колониальным рудиментом», «инструментом культурной и информационной экспансии» РФ и «угрозой информационной безопасности Украины».
«Учитывая это, требую от Кабинета министров разработать и подать на рассмотрение Верховной рады законопроект, который будет предусматривать полный запрет на создание и функционирование русскоязычных версий сайтов в Украине... Также требую четко зафиксировать в обновленном законодательстве ответственность для владельцев и администраторов сайтов за нарушение этого требования», — потребовал Леоненко.

Поскольку данная петиция набрала необходимые 25 тысяч голосов на неё должны ответить власти.
Уполномоченная по защите государственного языка Елена Ивановская считает, что появление такой петиции — реакция общества на длительное присутствие русского языка в публичном пространстве.
«Украинцы устали от тени колониального языка и стремятся очистить цифровую среду. Это справедливые чувства, игнорировать их нельзя», — заявила языковой омбудсмен.
По ее мнению, чрезмерное присутствие русского языка — следствие столетней политики русификации, и Украина имеет полное моральное право на языковую деколонизацию.
Однако, по словам Ивановской, несмотря на запрос общественности, соответствующее требование в петиции противоречит действующему законодательству, в частности, статье 27 закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», которая позволяет другие языковые версии при условии приоритета украинского. А потому это будет нарушением Конституции и Украина столкнётся с международными жалобами.
«Закон не уполномочивает государство запрещать языки на частных веб-ресурсах. Полный запрет нарушает конституционные гарантии и открывает дорогу международным жалобам. Это будет давать врагу повод обвинять Украину в языковых репрессиях», — пояснила омбудсмен.
Ивановская подчеркнула, что языковая деколонизация — это не зеркальный запрет всего русского, а последовательное и законное утверждение украинского языка.
«Если мы будем двигаться по пути тотальных запретов, мы не выстроим Украину. Мы не имитируем Россию — мы формируем собственное пространство», — отметила она.
По словам омбудсмена, теоретически можно рассмотреть правку, которая позволяла бы другие языковые версии сайтов, кроме русской, однако для этого нужны законные механизмы.
«Если будет найдена законодательная формула, это возможно. Но по состоянию на сейчас у государства нет правового инструмента для полного запрета», — сказала Ивановская.
Она также подчеркнула, что никакой прагматической причины использовать русский язык на украинских ресурсах нет.
Действующее законодательство обязывает украинские сайты иметь украиноязычную версию по умолчанию, но позволяет существование других языковых версий, если украинский является главным и не менее полным, чем другие.
Подобный ответ Ивановская дала и на февральскую петицию с требованием запретить воспроизведение русскоязычных песен на стриминговых платформах на Украине. Для запрета, по её словам, нужны четкие законодательные механизмы. Действующее законодательство не запрещает пение на других языках, если это не противоречит другим нормам, а ограничения в отношении российского культурного продукта касаются именно артистов и происхождения произведений, а не языка.
Напомним, 3 декабря, правительство Украины исключило русский язык из перечня защищаемых Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств.












