58 млрд руб составит российский рынок GenAI к концу года
В оценку рынка включены сервисы использования LLM через API и подписки, платформенные решения для работы с LLM (включая фреймворки, инструменты для RAG, платформы для размещения и адаптации моделей), программные продукты на базе технологий GenAI (в том числе для генерации изображений, видео и музыки), аналитические, консультационные и интеграционные услуги. В оценку не входят расходы компаний на закупку оборудования для обучения и инференса моделей.
Авторы исследования прогнозируют резкий рост отрасли: более чем трехкратный в этом году по сравнению с предыдущим периодом и почти в два раза в следующем году. Высокие темпы развития характерны для всего мирового рынка генеративного ИИ, и Россия здесь не исключение, несмотря на некоторую задержку развития российского рынка по сравнению с мировым. По итогам 2030 года российский рынок GenAI может вырасти до 778 млрд руб., что соответствует среднегодовым темпам роста на уровне 68,1% в 2025–2030 годах. Условиями реализации данного оптимистичного сценария являются успешные масштабирования B2B-внедрений в 2026–2027 годах одновременно с разрешением «парадокса» GenAI — снятия разрыва между завышенными ожиданиями от внедрения новых технологий и наличием измеримых экономических эффектов.
Высокие темпы роста мирового и российского рынка подтверждают предварительные итоги этого года: резкий рост доходов ключевых международных игроков — OpenAI и Anthropic, большие языковые модели которых используются многими международными компаниями. Быстрое развитие GenAI в России соответствует общемировым тенденциям: по данным Yandex AI Studio, с начала 2025 года ежедневное потребление нейросетей в облачной инфраструктуре выросло более чем в пять раз.
B2B-сегмент, кроме inhouse-разработки, составит 44 млрд руб к концу года, таким образом, на него приходится 77% от общего объема рынка. В 2025 году наметился переход от этапа пилотирования проектов к промышленному внедрению, хотя пилоты по-прежнему лидируют по числу проектов, их доля составляет 55%, тогда как на масштабирование пилотов приходится 30%, на промышленные внедрения ― 15%. В среднем увеличились масштабы и число проектов, что подтверждается активной динамикой работы ряда ведущих поставщиков решений на базе GenAI. Типовые бюджеты пилотных проектов составляют 5-15 млн руб без учета затрат на IT-инфраструктуру.
B2B-сегмент условно поделен на две группы: горизонтальные решения без отраслевой специализации и вертикальные решения с четко выраженной отраслевой специализацией или для автоматизации конкретных бизнес-функций. Одна из ключевых тенденций на российском рынке GenAI — рост доли вертикального сегмента специализированных продуктов и сервисов. Это отражение общемировой тенденции, когда «взросление» рынка сопровождается специализацией представленных на нем продуктов. Авторы исследования полагают, что на горизонте 2-3 лет сегмент вертикальных продуктов и сервисов станет доминирующим.
Значительная доля рынка в корпоративном сегменте приходится на заказную разработку продуктов и сервисов, с кастомизацией под требования клиента. Спрос на заказные GenAI‑решения в России во многом обусловлен потребностью в локальном технологическом стеке, а также необходимостью интеграции с корпоративными системами и данными, что недоступно для «коробочных» продуктов. Это, в числе прочего, объясняет высокую долю On-Prem внедрений в России, которую исследователи оценивают на уровне 68%.
По отраслям развитие GenAI происходит неравномерно. Согласно оценкам Onside, в фокусе GenAI сегодня находятся такие отрасли, как банки и страхование с объемом рынка 12 млрд руб на конец года, IT и технологии ― около 7 млрд руб, ритейл ― порядка 6 млрд руб и телеком ― 3 млрд руб. Уровень проникновения GenAI в банках и технологических компаниях достигает 80-90%. Существенным драйвером роста в ближайшие годы станет повсеместное внедрение ИИ-агентов.
Наиболее частые запросы связаны с автоматизацией клиентского сервиса, технической поддержки, маркетинга и продаж. Как подсчитали в Onside, на оптимизацию внутренних процессов и операций приходится 58% проанализированных в ходе исследования кейсов, на генерацию дополнительной ценности ― 35% и на стратегические конкурентные преимущества ― 7%. Оптимизация внутренних процессов и операций связана со стратегией сбора «низко висящих фруктов», две другие группы эффектов ― с переходом рынка от модели пилотных внедрений к промышленным. По мере роста числа крупных проектов будет увеличиваться значимость финансовых метрик, учтенных только в 28% исследованных кейсов 2024-2025 годов, тогда как основными были метрики операционной эффективности ― 42% и метрики клиентского опыта и продаж ― 30%.
Рынок демонстрирует активное развитие в сегменте МСБ. Типовой сценарий использования GenAI в МСБ можно назвать переходным от подходов B2B (in-house и/или подключение к облачным сервисам по API) и B2C (подписочная модель на доступ к облачным сервисам в браузере). В сегменте существует запрос на готовые коробочные продукты, доминируют облачные решения. Активность рынка МСБ настолько высока, что ряд ведущих российских разработчиков уже предлагают специализированные решения, например, Just AI и продукт Jay Flow, мультиагентная платформа для одновременной работы с множеством нейросетей и форматов контента на единой доске.
Объем сегмента B2С и микробизнеса к концу года составит 14 млрд руб, при этом его среднегодовые темпы роста 2025-2030 могут превысить B2B: 70,7% против 67,3%.
Исследование, помимо детального прогноза развития рынка, включает раздел по экономике внедрений с эффектами и метриками, карту игроков рынка, обзор технологий с тенденциями развития, такими как агентные системы, композитные ИИ-системы, малые языковые модели и технологии «дистилляции» больших моделей, RAG-технологии и другие методы «ИИ-инжиниринга», мультимодальные ИИ-системы, а также 50+ реальных кейсов российских компаний с финансовыми результатами.













