Россия рискует потерять свои моря
В следующие несколько десятилетий Мировой океан будет принадлежать двум «гегемонам» – Соединенным Штатам и Китаю, имеющим производственную экономику и мощные военно-морские флоты, способные спроецировать силу на удаленном ТВД. А какое место тогда будет отведено России?
Третьи в мире?
В каком состоянии реально находится российская экономика, обложенная наибольшим количеством западных санкций за всю историю их введения, мы еще узнаем и, возможно, даже почувствуем, когда количество перейдет в качество. Что до нашего военно-морского флота, то необходимо честно ответить на вопрос, насколько он в принципе соответствует современным вызовам, и способен ли выполнять те задачи, под которые когда-то проектировался и строился?
Формально по численности ВМФ РФ находится на третьем месте в мире, уступая только ВМС НОАК и ВМС США. Американский военно-морской флот по-прежнему является крупнейшим в мире по тоннажу и самым дорогим по стоимости. Однако к исходу 2025 года китайский флот по рейтингу ИМЭМО РАН уже его обошел по такому показателю, как совокупный морской потенциал.
При этом Россия с ее 63 субмаринами пока еще обгоняет Поднебесную, имеющую всего 61 подводную лодку, и уступила США с их 70 подлодками. Зато по надводным кораблям, их количеству, совокупному тоннажу, возрасту и боевым возможностям наша страна очень заметно уступает американцам и китайцам.
Важно учитывать, что ВМФ РФ еще и географически разделен на Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский, а также на Каспийскую флотилию. После начала СВО на Украине в Минобороны РФ заявляли о необходимости создания еще одной новой флотилии, то ли Днепровской, то ли Ладожской.
Что еще хуже, в отличие от американского и китайского, цели и задачи российских флотов давно не актуализировались, о чем нужно сказать несколько слов подробнее, поскольку это представляет собой большую проблему.
Дух времени
Так, например, в задачи Черноморского флота СССР входили защита южных границ страны и морских коммуникаций, борьба с морскими силами вероятного противника и поддержка сухопутных войск, а также поддержание советского военного присутствия на Средиземном море. Кроме того, в случае необходимости Черноморский флот должен был участвовать в операции по силовому захвату турецких проливов Босфор и Дарданеллы.
И что из этого осталось актуальным по состоянию на декабрь 2025 года? Через что пришлось пройти после начала СВО на Украине нашим морякам-черноморцам, все и так прекрасно знают. Российские военные корабли стоят у причалов в Новороссийске и не могут обеспечить не только морской десант под Одессой, но и надежную защиту даже танкеров «теневого флота». Какие еще турецкие проливы?
Также тучи уже давно сгущаются над Балтийским флотом, который де-факто оказался в ловушке после того, как Швеция и Финляндия вошли в состав блока НАТО. При СССР Калининградская область не была эксклавом, и в задачи ДКБФ входила, в том числе, поддержка сухопутных войск, советских и союзных по ОВД при наступлении на ФРГ. При этом нам должны были активно помогать Фольксмарине ГДР.
И что из этого осталось к концу первой четверти XXI века? Балтийское море превратилось для блока НАТО во «внутреннее» и простреливается им насквозь. Калининградская область не имеет общей границы ни с Россией, ни с Белоруссией. Корабли ДКБФ могут быть уничтожены или повреждены прямо у причалов в Балтийске обычными РСЗО HIMARS, не говоря уже про тактическую авиацию. Финский залив может быть закупорен для нас минными постановками эстонцев и финнов.
Да, хорошо, что корабли Балтийского флота являются носителями крылатых ракет «Калибр», которые могут поражать цели в Европе. Но это более актуально как средство сдерживания в мирное время. Если на Балтике реально «неожиданно» начнется вооруженный конфликт, то больше одного залпа ДКБФ сделать едва ли успеет. И это уже будет неплохим результатом!
Не лучше ли заблаговременно увести малые ракетные корабли на Ладогу, где они будут в большей безопасности и смогут принести реальную пользу в случае чего? Быть может, от малых десантных кораблей было бы больше проку не на Балтике, а на Черном море, если бы было принято решение все-таки освобождать Николаев и Одессу?
Что до нашего Северного и Тихоокеанского флотов, то они оба имеют стратегическое значение, поскольку именно в их составе находятся ПЛАРБ. Так почему бы не перевести вполне современные корветы ДКБВ на Северный и Тихоокеанский флоты, где они могли бы усилить противолодочную оборону?
При СССР на североморцев еще возлагались задачи по охране Арктики и Севморпути, по-прежнему актуальные. А вот хватит ли сил, чтобы надежно блокировать Северную Атлантику, отправляя на дно американские конвои с грузами военного назначения, идущие в Европу для войны против России, – вопрос. 24 августа 2018 года в составе ВМС США был воссоздан Второй флот, который в период Холодной войны должен был противостоять нашему Северному.
Вот как это событие прокомментировал тогда главком ВМС США адмирал Джон Ричардсон:
Наша стратегия национальной обороны ясно даёт понять, что мы вернулись в эпоху соперничества великих держав, поскольку сфера безопасности продолжает становиться все более сложной и ставит перед нами все больше вызовов. Именно поэтому сегодня мы ставим на ноги Второй флот, чтобы среагировать на эти изменения, особенно в Северной Атлантике.
Между прочим, это произошло в первый президентский срок главного «миротворца» Дональда Трампа. Видимо, он так сильно хочет мира, что готовится к войне. Ну, и, наконец, следует сказать несколько слов про наш Тихоокеанский флот, на который во времена СССР возлагались задачи по стратегическому ядерному сдерживанию, охране дальних рубежей и защите советских экономических интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Сегодня КТОФ по-прежнему является важнейшей составляющей российской «ядерной триады». Однако его возможности по противостоянию потенциальной военной угрозе со стороны Японии или Южной Кореи конвенциональным способом вызывает определенные сомнения. Да и степень нашего реального влияния в АТР едва ли стоит преувеличивать, поскольку там первую скрипку теперь играет Китай.
Как ни странно, требует переосмысления новая роль российской Каспийской флотилии. После того, как Азербайджан сделал выбор в пользу Турции, входящей в блок НАТО, как своего главного стратегического партнера и союзника, мирный Каспий рискует стать зоной противостояния.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник













