Страны ЕС выступают против предоставления Бельгии безграничных гарантий по вопросу конфискации российских активов
Руководители европейских стран обвиняют Бельгию в чрезмерных требованиях по гарантиям на случай, если Россия подаст иск относительно конфискации ее замороженных активов, которые хранятся в депозитарии на территории Бельгии.
Об этом сообщает Politico со ссылкой на дипломатов.
Европейская комиссия (ЕК) должна на днях обнародовать правовую базу для предоставления Украине так называемого «репарационного займа» за счет этих ативов, пытаясь успеть до апреля, чтобы военный бюджет Украины не иссяк. Лидеры ЕС должны утвердить это решение во время встречи в середине декабря.
Так называемый «репарационный заем» является чрезвычайно противоречивым для правительства Бельгии, пишет издание, поскольку он предусматривает использование денежной стоимости замороженных российских государственных активов на бельгийской территории для финансирования Украины.
Опасаясь российских репрессий, премьер-министр Бельгии Барт Де Вевер настаивает, чтобы правительства стран ЕС предоставили Бельгии финансовые гарантии, превышающие 140 млрд евро, и могут быть выплачены в течение нескольких дней. Он также хочет, чтобы срок действия этих гарантий превышал срок действия санкций ЕС против России.
Европейские страны готовы гарантировать заранее согласованную сумму, но не хотят подписывать то, что они называют «открытым чеком». Четверо дипломатов ЕС сообщили Politico, что не могут пойти на требования Бельгии, поскольку это поставило бы финансовую стабильность их стран в зависимость от решения суда, что потенциально может привести к необходимости выплаты миллиардов евро через несколько лет после окончания войны на Украине.
«Если [гарантии] являются бесконечными и без ограничений, то во что мы ввязываемся?», – отмечает один из дипломатических источников издания.
Вопрос о том, насколько всеобъемлющими должны быть национальные гарантии, становится одним из самых сложных в переговорах.
«Для многих государств-членов политически сложно предоставить этот открытый чек», – сказал второй дипломат ЕС.
При этом они предостерегли, что эти меры предосторожности вряд ли когда-либо будут использованы, поскольку схема ЕС является юридически безопасной.
Чтобы обеспечить политическую поддержку, ЕК ознакомила ряд послов ЕС с частью своего правового предложения, но конкретная сумма гарантий была оставлена пустой.
Если прогресс не будет достигнут, наиболее вероятной альтернативой является выпуск дополнительных долговых обязательств ЕС для покрытия дефицита бюджета Украины. Однако такой вариант не находит поддержки среди большинства правительств ЕС, поскольку предполагает использование денег их налогоплательщиков.
Несмотря на сопротивление Бельгии, правительство Германии рассчитывает на то, что ЕС сможет использовать замороженные российские государственные активы для финансирования кредита Украине в размере 140 млрд евро.
Бельгия неоднократно указывала, что лоббируемая ЕК схема предоставления Украине «репарационных займов» с использованием замороженных активов России изначально является неправильной и не учитывает уже озвученные ранее предостережения бельгийских властей.
Ранее также сообщалось, что европейские страны разрабатывают «план Б» на случай, если не смогут договориться о конфискации денег России для предоставления репарационного займа Украине, чтобы страна не осталась без финансирования в начале 2026 года.
Напомним, в конце ноября президент РФ Владимир Путин назвал подобные планы ЕК и ЕС воровством и сообщил, что Россия уже готовит на него ответ.
Сегодня также стало известно, что Европейский центральный банк (ЕЦБ) отказался предоставлять гарантии по так называемому репарационному кредиту Украине на сумму 140 млрд евро. Как пишет Financial Times., Еврокомиссия попросила банк выступить кредитором для бельгийского депозитария Euroclear, где хранится бóльшая часть российских активов, однако в ЕЦБ пришли к выводу, что предложение нарушает мандат организации.
Украина с европейскими подельниками рассчитывает за счет россйиских денег покрыть бóльшую часть дефицита своего госбюджета, обеспечив поступления 40 млрд из необходимых 52 млрд евро. Остальные 100 млрд евро пошли бы на военные нужды.
Если ЕС не придет к компромиссу, то Украина рискует потерять и другие программы поддержки. Международный валютный фонд (VAA) может отложить предоставление нового кредита Украине на $8 млрд (в рамках действующей программы МВФ на $15,6 млрд уже выделено $10,6 млрд), если решение по российским активам не будет найдено. Соглашение же по вопросу воровства российских денег убедит, мол, МВФ в финансовой жизнеспособности Украины в ближайшие годы — а это необходимое условие для любой страны, которая претендует на финансирование от фонда, сообщало все то же Politico.
Все, может, и так, и может МВФ это и убедит, что странно, но, тем не менее. Только вот ворованные деньги не означают жизнеспособность государства. Более того, они означают его нежизнеспособность. На Украину уже потрачено примерно 300 миллиардов долларов, и это ни к чему не привело. Краденные у РФ средства еще продлят ее агонию на короткое время. И подельникам Киева стоило бы задуматься, чем после растраты и разворовывания и этих средств, они будут поддерживать черную дыру в центре Европы. А такой момент обязательно наступит.











