«Генерал Вперёд» Дмитрий Лелюшенко
В своей книге «Записки командарма» танковый генерал Дмитрий Данилович Лелюшенко, прошедший с боями всю войну, довольно подробно и эмоционально описал военную действительность глазами боевого командира. Как и в своих книгах, в жизни потомок запорожских казаков был доброжелательным и простым человеком, который запросто мог пошутить с солдатами и офицерами, а если нужно, то и пойти вместе с ними в атаку. У своих подчинённых Дмитрий Данилович получил имя «генерал «Вперёд» за умение выполнять самые сложные задания Ставки и неизменный жизненный оптимизм. Лелюшенко был в числе тех военачальников, которых ставили на особо опасные направления и всегда рассчитывали на успех, ведь танковый предводитель стоял насмерть там, где пообещал биться до конца.
Наш герой родился в многодетной семье иногородних крестьян в Области Войска Донского. Иногородними на Дону традиционно называли всех, кто не был потомком донских казаков и приехал из других регионов империи. Предки Лелюшенко были запорожцами, переселившимися в станицу Мечётинскую в годы правления Екатерины II. В семье сохранялись воспоминания о тех временах, когда их предки ходили в плавание к турецким берегам, однако потомки славного рода предпочитали войне мирные профессии. Отец Дмитрия был профессиональным кузнецом и учил своих детей сложному ремеслу. Его брат, работая учителем, старался дать племянникам и племянницам начальное образование.
Несмотря на то, что к моменту свержения самодержавия Дмитрий успел окончить лишь три класса церковно-приходской школы, молодой человек увлекался техникой и собирался получить техническое образование. Революционные события в России помешали ему реализовать задуманное и бросили в пучину Гражданской войны.
На Дону после прихода к власти большевиков начался стремительный раскол не только между казаками и иногородними, но и внутри казачьего сословия. Уже во второй половине 1917 года в регионе закипело жестокое противостояние между белыми и красными, в которое постепенно вовлеклось почти всё мужское население области. Дмитрий Лелюшенко всей душой сочувствовал красным и поэтому добровольно присоединился сначала к партизанскому отряду Бориса Мокеевича Думенко, а чуть позже – к Семёну Михайловичу Будённому. Вместе с бойцами легендарной Первой Конной он прошёл все военные кампании и дослужился до звания младшего командира.
Уже в годы Гражданской Лелюшенко понял, что хочет связать свою дальнейшую судьбу с армией. Для того, чтобы стать профессиональным командиром, нужно было много учиться, и в 20-е годы наш герой последовательно окончил Военно-политическое училище им.Ф.Энгельса и 2-е Ленинградское командно-кавалерийское училище. В 1929 году он подал документы в Военную Академию РККА имени М.В.Фрунзе, где получала образование военная элита страны. Несмотря на высокий конкурс, он школы успешно сдал все экзамены и в последующем прилежно посещал лекции.
Любопытно, что в Академии Дмитрий учился уже управлению танковыми войсками. В те годы это было достаточно новое и вместе с тем чрезвычайно перспективное направление. Ещё сравнительно недавно танки выглядели громоздкими конструкциями, с большим трудом передвигавшимися по полю боя, но за несколько десятилетий ситуация изменилась. В Красной Армии сложилась военная доктрина, которая предполагала широкое использование бронетехники в бою, и советские учёные всерьёз взялись за модернизацию военной техники.
Лелюшенко, которому прочили выгодную штабную работу, отправил рапорт руководству, в котором просил назначить его командиром танковой роты. Дмитрию претила работа в кабинетах, ему хотелось непосредственно командовать боевыми подразделениями. Просьбу молодого человека уважили. Со своими танкистами Лелюшенко принял участие в Освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию, а также в советско-финской войне. Перед началом немецкого вторжения он был назначен командиром 21-го механизированного корпуса, который после окончания комплектования был переброшен в Литву.
С 28 июня 1941 года Дмитрий Данилович вёл жестокие бои с фашистами за город Двинск (ныне Даугавпилс). Из-за неравенства сил позиции удержать не удалось, однако корпус дрался до 2 июля, а потом организованно отступил. В боях под Сольцами, где Красная Армия организовала контрнаступление, подразделения Лелюшенко понесли огромные потери и оказались расформированы, однако действия самого танкового командира Ставка признала выдающимися. Нашего героя вызвали в Кремль и поручили ему 1-й особый гвардейский стрелковый корпус, который должен был действовать на орловском направлении. Любопытно, что в составе этого подразделения сражался знаменитый в последующем Михаил Ефимович Катуков.
В тяжёлых боях под Орлом против панцерваффе генерала Гудериана Лелюшенко смог добиться ощутимых успехов. Если раньше немцы наступали стремительно, то теперь увязли во встречных боях и потеряли темп. Вскоре Дмитрия Даниловича перебросили под Можайск, где ему предстояло прикрывать оборону столицы. Здесь Лелюшенко получил тяжёлое ранение и некоторое время проходил восстановление в госпитале.
Во время битвы за Москву бойцы Дмитрия Даниловича дрались под Клином и Солнечногорском, где смогли опрокинуть вермахт. Его 30-я армия освободила город Клин, упорно удерживаемый гитлеровцами. Позже Лелюшенко принимал участие в Ржевской битве, которую подробно описал в своих мемуарах.
С ноября 1942 года генерал оказался на юге СССР, где сражался в Сталинградской битве. Его танки сыграли выдающуюся роль при прорыве немецких позиций на правом фланге и способствовали окружению 6-й немецкой армии. Не менее успешным было и его участие в Ворошиловградской наступательной операции, когда Лелюшенко наступал с левого фланга в районе Сталино (ныне Донецк). Итогом этой кампании стало освобождение крупного города Ворошиловграда (ныне Луганска).
Наш герой освобождал многие территории УССР, когда Красная Армия стремительно пошла вперёд. Его подразделения сражались на Днепре и Донбассе, вступали в Никополь и Запорожье. Позже, уже командуя 4-й танковой армией, Лелюшенко вытеснял гитлеровцев с Западной Украины.
С именем Дмитрия Даниловича связаны Висло-Одерская, Нижне-Силезская, Верхне-Силезская, Берлинская и Пражская операции. В марте 1945 года его танковая армия за выдающиеся заслуги стала гвардейской. Последние дни войны генерал провёл в Праге, где фашисты пытались организовать рубежи обороны. Он принял деятельное участие в освобождении чешской столицы, его восторженно встречали местные жители.
После войны Лелюшенко занимал руководящие должности в разных регионах страны. Сначала он получил направление на Дальний Восток, потом оказался в Прикарпатье, затем отправился в Забайкалье и через некоторое время очутился на Урале. Эта любопытная география странствий выглядит удивительной, но в те времена подобные назначения были обыденностью.
Последние годы карьеры Лелюшенко провёл на важных военных и административных постах. Он являлся председателем ЦК ДОСААФ СССР, а чуть позже – военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Своё участие в войне Дмитрий Данилович подробно описал в мемуарах, которые назвал «Записки командарма». В них изложены многие подробности боевых операций, неизвестные по другим источникам. В настоящее время генерал Лелюшенко считается военными историками одним из самых выдающихся военачальников Великой Отечественной войны. Его образ танкового командира воплощён не только в документальной литературе, но и в кино, где генерала сыграли актёры Пётр Сергеевич Вельяминов и Геннадий Рашидович Сайфулин. Они замечательно смогли передать особенности личности простого и доброжелательного генерала, который прошёл через столько войн и не раз рисковал своей жизнью на передовой.
Заглавное фото. Генерал Лелюшенко среди бойцов 4-й танковой армии












