70% всех убытков. В Польше большая проблема с магазинными кражами
В Польше распространена практика магазинных краж, при этом явление носит такой характер, который в местных СМИ даже называют «проблемой Польши».
«Кража в магазинах до сих пор остаются проблемой в Польше. Потери от магазинных воров составляют до 70% всех убытков в розничной торговле», - пишет издание In Poland.
Как сообщается, эта проблема касается как небольших местных магазинов, так и крупных торговых сетей и даже эксклюзивных брендов.
Явление обрело такой размах, что привлекает внимание социологов и экономистов.
Так, Варшавская школа экономики по сотрудничеству с Checkpoint Systems провела исследования, чтобы выяснить, какие товары чаще всего становятся добычей преступников.
Выяснилось, что в Польше преимущественно воруют продукты питания – эта категория вышла на первое место. Воровство продуктов питания составляет примерно 23% всех случаев. Акцизные товары, то есть, табак, алкоголь, занимают второе место (20%), а одежда и текстиль – третье (16%).
Исследование, проведенное Варшавской школой экономики и Checkpoint Systems, показало также, что кражи в магазинах чаще всего совершают люди в возрасте 20-40 лет (53% магазинных воров являются лицами такого возраста). Среди старших потребителей это случается гораздо реже. Люди старше 40 лет замечены в 11,9% краж в магазинах в Польше, тогда как пожилые люди практически не воруют (0,3%). Самая молодая возрастная группа, несовершеннолетние, составляют 2,2% воров.
Результат работы экономистов и социологов довольно занятен, на самом деле. Он свидетельствует и о серьезности проблемы, а заодно и проливает свет на особенности населения страны, считающей себя счастливой частью цивилизованного и богатого Запада. Исследование показывает, что наиболее не чисты на руку граждане, взрослевшие уже в эпоху капитализма, то есть, в эпоху, когда Польша покончила со своим «скорбным и постылым» социалистическим прошлым. А вот пожилые поляки, которые воспитывались еще в социалистический период, к воровству не склонны, хотя, как пенсионеры, могут объективно быть стесненными в средствах и нуждаться. Это говорит и о правильном воспитании, и о том, что их существование при социализме было достаточно благополучным и навыки краж просто не выработались. А это значит, что советский период Польши был отнюдь не таким трагичным, как пытаются представить его противники. А вот симбиоз с Западом повлек для многих граждан необходимость промышлять кражами, причем, в первую очередь, продуктов питания, что говорит о недоступности для них вещей первой необходимости, и о том, что быть частью Запада не так уж радостно.
Если такая интерпретация результатов исследования кому-то кажется неубедительной, можно рассмотреть другую: на примере Польши склонность представителей очень цивилизованной Европы к воровству косвенно поясняет, отчего они не гнушаются нездорового партнерства с Украиной, и отчего любые скандалы с коррупцией в Киеве вряд ли станут ему серьезной помехой – ворон ворону глаз не выклюет. И еще это поясняет, чем обоснован интерес европейцев к замороженным российским активам - отсутствием серьезных предубеждений относительно грабежа. А его реализацию тормозит лишь страх расплаты, характерный для всякого трусливого вора.











