Что такое время на самом деле? Как психологическая проекция создает ощущение «течения»
Физика и наше восприятие находятся в состоянии холодной войны уже более ста лет. С одной стороны, общая теория относительности и концепция «блок-вселенной» утверждают: прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. В этом четырехмерном пространстве-времени события просто есть, как места на карте. Никакого движения, и никакого «сейчас», которое скользит по истории.
С другой стороны, вы читаете этот текст и чувствуете, как идут секунды. Вы помните прошлое, предвкушаете праздники в будущем и ощущаете себя в постоянно меняющемся настоящем. Откуда берется это чувство движения в статичной вселенной?
Долгое время некоторые философы и нейробиологи говорили что это иллюзия. Но философ Адриан Бардон в своей работе 2023 года утверждает, что мы используем неправильный термин. Ощущение течения времени — это не иллюзия, а проекция.
Почему «иллюзия» — это технически неверный термин?
Когда ученые говорят, что течение времени — иллюзия, они подразумевают сбой в восприятии. Возьмем классический пример иллюзии — палка, опущенная в воду. Она кажется сломанной из-за преломления света. Ваши глаза получают искаженную информацию, но сама палка прямая. Если вы вытащите ее, обман восприятия исчезнет. Короче говоря -иллюзия предполагает, что есть правильный способ увидеть объект.
Бардон, опираясь на работы современных исследователей (Кристоф Хёрль, Саймон Проссер), указывает на ошибку в этой логике. Чтобы иметь иллюзию течения времени, у нас должен быть орган чувств, способный воспринимать время, который в данный момент сбоит. Но такого органа нет. Мы не видим время, как видим цвет, и мы не слышим его, как слышим звук.
Если в физической реальности времени как динамического процесса не существует, то наш мозг не может создать его визуальную или слуховую галлюцинацию.
Следовательно, проблема не в глазах или ушах. Проблема в суждениях.
Механизм ошибки: проекция вместо восприятия
Бардон предлагает заменить термин «иллюзия» на «проекция». Это понятие пришло из психологии (вспомните Фрейда или Юма), но здесь оно используется в когнитивном контексте.
Проекция — это процесс, при котором мы ошибочно принимаем свойства нашего собственного разума за объективные свойства внешнего мира.
Это происходит двумя путями:
- Прямая проекция: вы испытываете внутреннее состояние (например, отвращение) и приписываете объекту свойство «отвратительный», хотя сам по себе объект нейтрален. Дэвид Юм описывал так восприятие цвета и моральных качеств. Мир не цветной — это ваш мозг раскрашивает длины волн. Мир не злой — это ваша эмоциональная реакция на событие. Точно так же мы проецируем внутреннее чувство изменения на статичный мир.
- Косвенная проекция: это более тонкий механизм. У вас есть глубоко укоренившееся убеждение или психологическая особенность, которая заставляет вас интерпретировать нейтральные данные определенным образом.
Эксперимент с вином как доказательство
Чтобы понять разницу между иллюзией и проекцией, предлагаю обратиться к классическому эксперименту с вином (Morrot et al., 2001).
Профессиональным сомелье дали белое вино, окрашенное безвкусным красным красителем. Эксперты начали описывать вкус терминами для красного вина (ягоды, танины). Была ли у них вкусовая галлюцинация? Нет. Химический состав на языке был составом белого вина. Но их мозг, опираясь на визуальную информацию (красный цвет), активировал концепцию «красное вино». Эта концепция переписала их интерпретацию вкусовых ощущений.
Они не чувствовали вкус красного вина. Они думали, что чувствуют его. Это когнитивная ошибка, а не сенсорная иллюзия.
Откуда берется чувство «потока»?
Если времени нет, что именно мы проецируем на реальность? Бардон синтезирует данные из множества современных теорий (так называемая «Тип Е» или комбинированная теория).
Наше ложное убеждение в том, что время течет, формируется из нескольких источников внутри нашей психики:
- Агентность и усилия: Ник Янг предполагает, что мы постоянно чувствуем необходимость действовать. Мы — агенты, которые что-то делают. Это внутреннее напряжение, чувство «делания» и смены состояний мы ошибочно приписываем внешнему миру. Нам кажется, что мир толкает нас вперед, хотя на самом деле это мы толкаем себя сквозь стационарную реальность.
- Память и ожидание: мы помним одно, а видим другое. Разница между содержимым памяти и текущим восприятием создает ощущение перехода. Мы путаем изменение информации в мозгу с течением времени во вселенной.
- Язык и нарратив: мы рассказываем себе историю о том, что мы — единое «Я», путешествующее от рождения к смерти. Физика говорит, что «вы» в прошлом и «вы» сейчас — это разные временные срезы, как кадры на пленке. Но психологически нам выгодно считать себя единым целым. Эту идею «путешествующего Я» мы проецируем наружу.
Почему это меняет научный подход?
Различие между иллюзией и проекцией — это смена стратегии исследования.
Пока ученые искали «иллюзию», они пытались найти в мозгу нейронный механизм, который создает ложное ощущение «тиканья часов».
Теория проекции говорит пересть искать сбой в чувствах. Глаза и уши работают нормально. Они регистрируют изменения (движение объектов), но не регистрируют течение времени. Ошибка происходит на уровне концептуализации. Мы — предвзятые наблюдатели. Наш мозг запрограммирован интерпретировать статичные данные (различия между «до» и «после») как динамический поток, потому что это полезно для выживания.
Что в итоге?
Философия времени приходит к консенсусу, который Бардон называет дефляционизмом.
- Объективного течения времени нет (согласно физике).
- Сенсорного опыта течения времени тоже нет (мы не видим время).
- Есть набор когнитивных ошибок и психологических настроек (память, ожидание, чувство себя), которые заставляют нас верить, что мы переживаем течение времени.
В общем, реальность — блок, где все моменты существуют равноправно. А «кино», которое вы смотрите у себя в голове — это результат работы вашего внутреннего проектора, который пытается упорядочить хаос существования в понятную историю.
За пределами терминов: отвечает ли это на главный вопрос?
Однако стоит задать критический вопрос: не является ли замена «иллюзии» на «проекцию» семантической перестановкой? Сам Бардон признает, что между сенсорным обманом и когнитивной ошибкой существует серая зона. Нейронаука показывает, что наше восприятие почти всегда формируется ожиданиями и убеждениями. Возможно, провести четкую границу между ними в принципе невозможно. Более того, назвав наше чувство времени «проекцией», мы даем ему имя, но не до конца объясняем его феномен. Почему этот конкретный когнитивный сбой ощущается настолько базово и непрерывно, в отличие от других психологических предубеждений? Теория проекции просто смещает ракурс поисков из психологии в физику. Но она пока не отвечает на главный вопрос: почему наш разум с таким упорством создает настолько убедительный и всеобъемлющий внутренний опыт, которого нет во внешней реальности.











