На Украине давно и часто используют широко известную мысль: «Главное, в ходе следственных действий – это не выйти на самих себя». Именно так можно охарактеризовать подход Зеленского к разразившемуся коррупционному скандалу в высших эшелонах власти.
Речь идет, среди другого, о схемах вывода денег из госкомпании «Энергоатом», являющейся оператором украинских АЭС. По данным Forbes, ее выручка за 2024 год составила около 5 млрд долларов. Как заявил депутат Верховной рады Железняк, от этих денег как минимум 10% забирали близкий к Зеленскому бизнесмен Миндич и его подельники во власти: «Зеленский рэкетировал “Энергоатом” примерно на 500 млн долларов в год».

Национальное агентство противодействия коррупции (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) раскрыли часть записей подслушки фигурантов дела об «Энергоатоме» и провели обыски, во время которых нашли значительные наличные суммы в валюте.
После этого киевский режим бросил в бой против антикоррупционных структур подконтрольных ему политтехнологов. Один из них – Владимир Петров обвинил НАБУ в том, что оно ведет войну с украинским государством на стороне России, подтверждая свое заявление «моментальной реакцией российских пропагандистов».
Действительно, ведь информирование общества о вскрытии коррупционных схем прогнившей киевской власти не может быть не чем иным, как «российской пропагандой». Хотя сообщения об этом уже появились в мировых СМИ, поэтому политтехнологи особо не помогли.
Например, издание The New York Times подчеркнуло, что всего спустя несколько месяцев, после того как Зеленский пытался ограничить работу НАБУ и САП, эти структуры раскрыли крупную коррупционную схему с участием госкомпании по атомной энергетике.
Собственно говоря, вот и причина летних попыток Зеленского взять под контроль антикоррупционные органы. Ведь расследование велось еще с 2024 года, и информация о нем явно просочилась к фигурантам дела. Недаром украинский вице-премьер Чернышов в июне этого года очень сомневался, стоит ли ему возвращаться на Украину.
Руководитель группы детективов НАБУ Александр Абакумов заявил о причастности к коррупционному делу Миндича нескольких членов украинского правительства: «Во время расследования этого уголовного производства мы фиксировали четырех министров». По опубликованным сведениям, к участиям в коррупционных схемах прямо причастен министр юстиции Галущенко (возглавлявший Минэнерго с 2021 года по июль 2025 года), а также действующий министр энергетики Гринчук.
Зеленский попытался выставить себя неуклонным борцом с коррупцией и заявил, что «любые действия против коррупции важны, а каждый, кто строил схемы в “Энергоатоме”, должен быть наказан», а украинский премьер Юлия Свириденко заверила, что готова сотрудничать с антикоррупционными органами.
Вдобавок госкомпания «Энергоатом» опубликовала публичное заявление, в котором пафосно рассказала, как много ею делается для сохранения света в домах украинских граждан. Особо подчеркивалось, что инцидент с выводом средств «не принес вреда активам и финансовому состоянию» компании, которая «остается опорой энергетической системы Украины».
Получается, то ли власть пытается всеми силами замять глубину коррупционного воровства, то ли потеря минимум полумиллиарда долларов – это вообще мелочь для «Энергоатома». А скорее всего, оба варианта правдивы.
Дело в том, что недавно специальная депутатская комиссия Верховной рады признала необоснованными повышения цен на электроэнергию, проведенные в прошлые годы.
Полученные ею данные подтвердили, что в 2023 году рост тарифов был осуществлен «без надлежащего экономического обоснования», а в 2024 году из-за дефицита доходов, вызванного «искусственными» начислениями амортизации и другими операционными расходами. В итоге только за последние два года за счет подорожания электроэнергии для населения «Энергоатом» дополнительно (!) получил 78 миллиардов гривен (почти 2 млрд долларов).
Вот этот гешефт в 2 миллиарда зеленых (или даже больше), скорее всего, и вывели из компании, а не 100 млн долларов, о которых пишут украинские СМИ.
Однако Миндич, который в материалах прослушки фигурирует под прозвищем Карлсон, загадочным образом за несколько часов до обыска успел выехать из страны, поэтому расследование, как всегда, может зайти в тупик. Украинцы считают ответственным за это Зеленского и в комментариях к его выступлениям в соцсетях прямо спрашивают, как он пояснит побег своего друга за границу: «Где Карлсон? Когда он вернется?» Ведь всем известно, что бизнесмен являлся личным «кошельком» Зеленского.
Кстати, по появившейся информации, Миндич выехал с Украины по израильскому паспорту. Причем наличие паспортов других стран в последнее время стало привычным для украинских бизнесменов и политиков. Потихоньку готовятся покинуть страну. НАБУ же заявило, что будет расследовать обстоятельства побега Миндича и сделает все, чтобы «попытаться вернуть его в страну».
Некоторые украинцы гневно возмущаются фактами коррупции: «А потом мы удивляемся, что западные партнеры не хотят помогать. Потому что где помощь? В карманах друзей». Другие шутят: «Миндич первый воспользовался услугой 3000 км бесплатно», намекая на инициативу власти «УЗ-3000» предоставлять украинцам железнодорожные билеты.
В качестве иллюстрации страусиной позиции Зеленского в соцсетях также появились отрывки его более раннего заявления о других случаях коррупции: «Никто ничего нам не показывал, я этого не видел, а как было до меня, мне сложно сказать, и мы этого не видели». Что-то вроде, я не я и шапка не моя.
Моментально вспомнились цитаты бывшего президента Виктора Ющенко. Например, в 2004 году он тряс своими руками на теледебатах и кричал: «Эти руки ничего не крали!» А в 2009 году он делал вид, что никоим образом не причастен к перепродажам российского газа: «Что касается заявлений, которые связаны с якобы участием президента в этих газовых, извините, вонючих схемах, то я хочу сказать одно: никогда ни я, ни моя семья, не имели никакого отношения к тому, что называется газовыми делами».
Хотя многие депутаты позднее свидетельствовали, что без участия Ющенко коррупционные сделки не обходились ни в сфере газа, ни в сфере продаж имевшихся тогда на Украине запасов советского оружия в другие страны. Но вернемся к сегодняшнему скандалу.
Как оказалось, расследование НАБУ и САП касается не только коррупции в энергетике, но и в украинском ВПК. Однако более подробной информации пока не раскрывается. Наверное, еще не у всех фигурантов провели обыски, и не хотят, чтобы они сбежали. В соцсетях пишут, что министр юстиции Галущенко, у которого также прошел обыск, успел сбежал за границу.
«Оппозиция» в лице «Европейской солидарности» решила инициировать отставку Кабинета министров, назвав его Кабминдичем. Указывая на то, что украинское правительство «непрофессиональное и коррупционное», партия Петра Порошенко призвала сформировать «правительство национального спасения».
Ситуация в киевской власти сейчас чем-то напоминает грызню крыс в банке. Тем не менее как подчеркнул политолог Владимир Корнилов, она «ослабляет нашего противника, а значит, способствует достижению наших целей». Вместе с тем «надеяться на то, что в результате этой грызни будет уничтожен нацизм, было бы наивным», поскольку он «не рассосется с падением режима Зеленского».
Посмотрим, какие еще пласты коррупции будут вскрыты на Украине и чем эта история обернется для киевской хунты. Запасаемся попкорном.












