Несбывшиеся надежды на вступление в ЕС усугубляют на Украине ощущение, что земля уходит из-под ног
Новый доклад Еврокомиссии поставил под сомнение приверженность Украины правам человека и борьбе с коррупцией, пишет AT. Этот "подарок от союзников" Киев получил в тот момент, когда масштабы потерь ВСУ на поле боя стали критическими, а денег у нацистского режима остается все меньше и меньше.
Штефан Вольф (Stefan Wolff), Татьяна Маляренко
Времена на Украине настали еще тяжелее обычного. На фронте бушует битва за Покровск [Красноармейск], и не похоже, что ВСУ одерживает победу.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Не лучшим образом обстоят дела и с энергетической устойчивостью страны после нескольких месяцев масштабных бомбардировок ключевых объектов инфраструктуры. По данным ООН, это чревато еще одним серьезным гуманитарным кризисом в и без того разоренной стране.
Геополитическая картина выглядит столь же удручающей. Киев несколько месяцев добивался поставок ракет большой дальности “Томагавк”, однако президент США Дональд Трамп вновь их исключил.
Более того, после встречи с председателем КНР Си Цзиньпином в Южной Корее 30 октября Трамп заявил, что США и Китай будут вместе работать над мирным урегулированием на Украине.
Плодотворное сотрудничество между Трампом и Си Цзиньпином над мирным урегулированием маловероятно в принципе — не говоря уже об успехе предприятия. Но даже если при поддержке Вашингтона и Пекина будет достигнуто некое соглашение, оно будет всяко не в пользу Украины, как стало ясно несколько дней спустя.
В ходе громкого двухдневного визита российского премьер-министра Михаила Мишустина в Китай 3 и 4 ноября Пекин не выказал ни малейших намерений отказываться от партнерства с Россией, поддерживающего военную машину Кремля.
Продолжающиеся проволочки в ЕС с одобрением Украине кредита на сумму 60 миллиардов евро (69,2 миллиарда долларов), обеспеченного замороженными российскими активами, также не сулят Киеву ничего хорошего.
Поэтому неудивительно, что на фоне этого вороха дурных вестей украинский лидер Владимир Зеленский с такой готовностью ухватился за последнюю оценку перспектив Киева на пути к членству в ЕС от Европейской комиссии, на первый взгляд многообещающую.
Впереди замаячила катастрофа. Европа и Британия бредут по дороге, которая ведет их к разорению
Европейская комиссия отметила в своем докладе, что Украина добилась прогресса по всем 33 статьям переговоров о вступлении. Это столь же примечательно, сколь и похвально, учитывая, что с февраля 2022 года страна ведет боевые действия.
Однако во многих областях прогресс оказался в лучшем случае скромным. Более тщательный анализ доклада Комиссии за 2025 год показывает, что если в нем и есть некий повод для радости, то это никоим образом не основополагающие факты, а лишь способ их подачи.
Например, в области борьбы с коррупцией комиссия открыто сообщает, что недавние события “ставят под сомнение приверженность Украины своей антикоррупционной программе”.
В первую очередь это касается попыток правительства Зеленского ограничить независимость антикоррупционных ведомств. Летом этот вопрос всколыхнул бурные протесты общественности, вынудив власти пойти на попятную.
Тревожно и то, что комиссия отмечает “политическое давление на активистов и борцов с коррупцией” а также “преследование и запугивание журналистов”. Кроме того, речь идет и о “стратегических судебных разбирательствах”, препятствующих журналистским расследованиям и иному участию общественности.
Между тем в отношении борьбы с организованной преступностью в докладе комиссии говорится: “Масштабы заморозки и конфискации преступных активов остаются весьма скромными”.
Среди прочих недостатков отмечается отсутствие подвижек в области децентрализации, а также непрозрачности при приеме на государственную службу, независимости и беспристрастности судебных органов, а также продолжающиеся пытки и жестокое обращение в тюрьмах и местах содержания под стражей.
С одной стороны, неудивительно, что эти недостатки существуют. Вот почти четыре года Украина отчаянно борется за существование. Страна стала кандидатом на вступление в ЕС лишь в июне 2022 года, через четыре месяца после начала российской спецоперации. Соответствующие переговоры начались лишь в декабре 2023 года.
Вместе с тем то, что эти крайне заметные и легко устранимые проблемы, связанные с основополагающими ценностями ЕС, сохраняются, весьма тревожно. Практически идентичный список вопросов был поднят в заключении Европейской комиссии по заявке Украины на членство в 2022 году. Они же поднимались в докладе за 2023 год и в прошлогоднем докладе о ходе переговоров о вступлении.
Пожалуй, будет некоторым преувеличением утверждать, что при Зеленском Украина скатывается к деспотии. Но есть очевидные признаки того, что политика военного времени в Киеве имеет и темную сторону, которая мало способствует продвижению страны к членству в ЕС.
Все это льет воду на мельницу злопыхателей Украины внутри ЕС. Главный из них — премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, постоянно ставящий палки в колеса и срывающий усилия Европейской комиссии по принятию Украины в ЕС.
С некоторых пор к Венгрии присоединились Польша и Словакия, проигнорировав попытки ЕС заключить обновленное торговое соглашения с Украиной. Оппозиция Украине со стороны ЕС усилилась еще большеиз-за того, что в Чехии формируется коалиционное правительство евроскептиков и крайне правых популистов.
Операция "Украина прежде всего". Ради борьбы с Россией европейцам велят терпеть "язву на теле Европы"
Глава внешнеполитического ведомства ЕС Кая Каллас продолжает настаивать на том, что членство Украины к 2030 году — “выполнимая задача”.
Но комиссар ЕС по вопросам расширения Марта Кос гораздо осторожнее в своих оценках. Она отметила, что “в будущие договоры о присоединении новых членов должны войти более строгие гарантии”, чтобы “заверить наших граждан в том, что целостность нашего союза и демократические ценности останутся незыблемы”.
В интервью Financial Times она заявила, что “не хочет остаться в истории комиссаром, впустившим троянских коней”.
Доклад за 2025, особенно конкретика проделанной работы в тех областях, где Киеву отчаянно нужны срочные успехи, предвещает Украине трудные времена — и не только на поле боя с Россией.
Хотя с февраля 2022 года будущее ЕС и Украины переплетается все теснее, перед Брюсселем по-прежнему стоит крайне серьезный вопрос. Его дилемма — как обеспечить неукоснительное соблюдение стандартов членства и одновременно помочь Украине выстоять против России.
Штефан Вольф — профессор международной безопасности Бирмингемского университета
Татьяна Маляренко — профессор международных отношений по программе Жана Монне, профессор европейской безопасности Одесской юридической академии
Опубликовано: Мировое обозрение Источник












