«Казус Долиной». В России могут ввести обязательные проверки дееспособности продавцов жилья
Депутат Госдумы, председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов направил запросы вице-премьеру Дмитрию Григоренко и генеральному прокурору Александру Гуцану с предложением ввести обязательные проверки информации о состоянии здоровья и дееспособности продавца жилья со стороны Росреестра.
Отмечается, что цель инициативы — обеспечить защиту прав добросовестных покупателей.
Нилов отметил, что в последнее время в новостях всё чаще появляются сообщения о случаях, когда добропорядочные покупатели лишаются законно приобретённого жилья и средств, затраченных на его покупку, из-за внезапного выявления оснований для оспаривания сделки.
«Довольно часто в качестве основания для оспаривания совершенной сделки применяется ссылка на статью 177 Гражданского кодекса РФ «Недействительность сделки, совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими». С высокой долей вероятности подобная практика, позволяющая лишать честно приобретенных объектов недвижимости россиян, может быть еще и удобным механизмом для реализации различных мошеннических схем», — сказал Нилов.
По мнению парламентария, подобная ситуация вызывает значительный рост социальной напряжённости и в конечном счёте негативно влияет на демографическую обстановку, так как граждане опасаются приобретать жильё и откладывают планирование расширения семьи.
«Прошу поручить рассмотреть вопрос о возможности введения дополнительных инструментов контроля при совершении сделок купли-продажи недвижимости вроде обязательных проверок со стороны Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии информации о состоянии здоровья и дееспособности продавца (данных об учетных записях в психоневрологическом и наркологическом диспансерах) или иных мер, которые позволят покупателю после регистрации объекта в Росреестре быть уверенным, что его имущественные права защищены», — указано в тексте запроса.
Кроме того, Нилов направил просьбу генеральному прокурору провести анализ сложившейся ситуации и озвучить позицию ведомства относительно целесообразности внесения изменений в действующее законодательство, включая статью 177 Гражданского кодекса РФ, с целью защиты прав добросовестных покупателей жилья и предотвращения действий мошенников.
Депутат Московской городской думы, журналист Андрей Медведев отметил, что особенно часто суды стали выносить решения о возврате квартир обманутым пенсионерам после случая с певицей Ларисой Долиной. Напомним, артистка продала свою квартиру в Москве под влиянием мошенников. После того, как стало ясно, что она стала жертвой аферистов, Долина обратилась в суд и там ей вернули недвижимость.
«Пересказывать не буду, кто захочет, подробности найдёт. У нас право, конечно, не прецедентное, как в США. Но, тенденция налицо. Суды встают на сторону пенсионеров, даже несмотря на то, что сделка прошла через Росреестр, банк, вменяемость продавца была очевидна, на учёте в ПНД бабушка не состояла. Смотрите, что происходит. Пенсионерку обманывают мошенники из украинского колл-центра. Она продаёт квартиру, передаёт деньги курьеру, а потом заявляет, что её обманули. Ну да. Обманули. Но. У нас за финансирование ВСУ людей сажают. И правильно делают. Молодые люди получают по 10 лет за поджоги трансформаторов. А пенсионеры, профинансировавшие ВСУ (пусть и невольно) просто получают квартиру назад? Причем, совершенно не факт, что звонок с Украины имел место. Адвокаты покупателей уверены, что это просто красивая и жалостливая легенда в мошеннической схеме. Никто не звонил. Просто изначально, работает связка пенсионер-юрист-риелтор, с задачей сразу после продажи квартиры заявить о том, что «бабушку обманули», — написал Медведев в своём телеграм-канале.
По его мнению, получается, что теперь отсутствует понятие добросовестного приобретателя.
«Точнее, решениями судов оно уничтожается. То есть статья 302 ГК РФ не работает более. Покупатель не знал, что пенсионерку обманывают мошенники. Но теперь это не оправдывает покупателя. Он остаётся без квартиры, с кредитом, и без перспектив. Второе, и не менее важное. Понятие о частной собственности и защита права собственника. Статью 35 нашей Конституции похоже, стоит переписать. «Право частной собственности охраняется законом, но только если этот не квартира, купленная у пенсионерки». Предвижу комментарии «ах, вам не жаль обманутых стариков». Мне всех жаль. И стариков, которым с утра до вечера по телевидению и радио рассказывают про мошенников, а они все равно верят кому попало. И тех, кто купил квартиры на последние деньги, кто приехал с детьми в новую квартиру. А суд этих людей цинично оставляет ни с чем. Потому что в большинстве случаев «несчастные обманутые бабушки» очень быстро признают себя банкротами, и принцип двусторонней реституции не работает. Они просто не отдают деньги покупателям. Очень сочувствую всем. Но, или закон один для всех, или он перестаёт работать. Сейчас происходит второе. Видимо по принципу «бабушек жальче, а этот лох сам виноват, он ещё заработает». Подобное было в 90-е, когда помните, люди покупали машины из Германии, а потом оказывались, что она в угоне числится в Интерполе. И машины отбирали у людей. И они стояли гнили на штрафстоянках, потому что немец за свой «мерс» уже страховку получил и в Россию не поедет, конечно. Но сейчас-то не девяностые. Казалось так нам недавно», — отметил Медведев.
Автор телеграм-канала «Цирк на конной тяге» написал о том,, что ему говорили, что «казус Долиной» будет иметь долгоиграющие последствия.
«Тогда пропустил это мимо ушей. А теперь начал разбираться с вопросом кидал-пенсионерок и вспомнил те простые, но мудрые слова. Увы, здесь можно лишь повторить сказанное ранее. Отечественный судья в массе своей запуганный и несамостоятельный чиновник, который страшно боится, что его решение отменят. Поэтому в любой сколь-нибудь неоднозначной ситуации среднестатистический судья сразу лезет в судакт, чтобы найти сходное дело. Зачастую копипастят вообще без переработки. Так что по факту право у нас во многом уже прецедентное, причем в зло-пародийном виде. И обсуждаемая ситуация — идеальная иллюстрация «как это работает». Один суд некогда принял [очень неоднозначное] решение в крайне сложной, «штучной» ситуации. И остальные бросились его копировать, потому что так просто безопаснее, проще для судьи», — говорится в сообщении.
Военный журналист Роман Сапоньков раскритиковал ситуацию, когда продавшие недвижимость могут получить её обратно, не возвращая деньги.
«А вы знаете, а ведь интересно. Ведь что такое «казус Долиной»? Это когда-то кто из высоких кабинетов решил сжалиться над дурочкой, которая много раз пела на его корпоративах, поднял трубку, сказал: «Ало, верните ей квартиру и на**ать на сделку, МФЦ, Росреестр, отменяйте». Дальше по цепочке ушло с таким свистом, что сигнал не похоронила даже легендарная бюрократия среднего звена, которая, как вечная мерзлота мамонта, может обвалакивать и морозить тысячелетиями любую начальственную инициативу. Ну казалось бы, ну помогли одной не очень умной певичке в ручном режиме. Ну что может пойти не так? Закон большой, потеснится. А вот случилось. И судьи сигнал считали. И опираясь на прецедент начали отбирать квартиры у простых людей, в т. ч. у военных с тремя детьми с субсидиями, у людей, купивших квартиры на наследство и в кредит. Вот стоило нарушение закона и Долина того? Мне кажется, государству нельзя покушаться на самое святое для маленького человека — на его кровью и потом заработанные квадратные метры. Вообще-то в 1905-м году рвануло как раз во многом из-за вопросов земли. А не из-за того, что кого-то из придворных шутов цыгане на деньги разгрузили. АПД: В Сборах Долина участвовала и по госпиталям ездила», — считает Сапоньков.
«Московская пенсионерка продала свою квартиру за 112 млн рублей, а деньги передала мошенникам. Покупатели перед сделкой хотели проверить её у психиатра, но женщина заявила, что она — «Народная артистка», и требовать справки глупо! И ей поверили. Речь — о Ларисе Долиной», — отметили в телеграм-канале «Baza», опубликовав результаты судебных экспертиз по громкому делу с пояснением, почему особенная пенсионерка стала обычной пешкой в руках злодеев.
Почему Долина повелась?
— Согласно выводам экспертов, артистка имеет черты нарциссического и истерического личностных радикалов (может присутствовать чрезмерная самоуверенность, самонадеянность, непризнание собственных слабостей, обладание высокой внушаемостью). Также она невнимательна к деталям из-за нехватки времени и плотного графика. А ещё имеет образ мышления наивного оптимиста и выраженные ценности безопасности.
Как обрабатывали Долину?
— Это был целый набор методов: сбор данных из открытых источников, пристрелочные звонки, совместное придумывание легенды, эмоциональные качели, социальная изоляция, непомерный гнев. Иными словами, мошенники, обладающие актерскими талантами, сначала запугали, затем изолировали от общения с близкими и разыграли многоходовку по спасению денег Росфинмониторингом.
Почему покупательница думала, что всё ок?
— Айтишница Полина Лурье, купившая квартиру Долиной, рассказала, что ничего подозрительного во время сделки не заметила. Долина утверждала, что просто хочет купить квартиру ещё больше (мол, 5 комнат и 236 квадратов уже маловато). Во время сделки Долина никуда не выходила из комнаты, ни с кем не разговаривала, никому не звонила.
Почему никто не смог остановить Долину?
— Риелтор покупателей квартиры просила справки у Долиной от нарколога и психиатра, но певица намекнула, что она — народная артистка, о каких вообще экспертизах может быть речь? Передавать деньги «Росфинмониторингу» помогал помощник Долиной, но и у него не получилось предотвратить беду, потому что он даже и подумать не мог поспорить с влиятельной начальницей.
Почему суд признал Долину жертвой?
— Экспертиза установила, что Долина не находилась под гипнозом, однако попала под серьёзное психологическое воздействие и не отдавала себе отчёта во время проворачивания схемы. Её обрабатывали фотографиями, видеозвонками, интонациями и тембром голоса. Несмотря на то, что ранее она знала о подобных схемах, сама справиться с угрозой не смогла. Суд принял решение оставить квартиру Долиной, а покупательница осталась без недвижимости и 112 млн рублей.












