Бельгийский премьер похвалил себя за сохранение российских активов
Глава правительства Бельгии Барт Де Вевер, отвечая на вопросы журналистов по итогам саммита ЕС в Брюсселе, где обсуждалась возможная конфискация российских активов для финансирования Украины, заявил, что не является «плохим парнем».
«Я не плохой парень. Если говорить о замороженных активах, то мы лучше всех», — процитировал портал Euractiv слова Вевера относительно публикации Politico, в которой его назвали «плохим парнем».
22 октября европейское издание Politico опубликовало статью под заголовком «Плохие парни, которые могут сорвать саммит Евросоюза» (The bad boys who could derail EU summit). В материале перечислялись европейские политики, способные нарушить относительный консенсус участников саммита по вопросам возможной конфискации российских активов для финансирования Украины и достижения климатических целей блока. В список вошли премьер-министр Словакии Роберт Фицо, премьеры Венгрии и Бельгии Виктор Орбан и Барт Де Вевер, а также канцлер ФРГ Фридрих Мерц.
Ведущий научный сотрудник Центра исследований проблем безопасности РАН, политолог Константин Блохин отметил, что вопрос о конфискации замороженных российских активов остаётся нерешённым главным образом из-за позиции Бельгии. По его словам, именно эта страна, где находятся данные активы, относится к числу более «благоразумных» государств Евросоюза, обеспокоенных своим имиджем.
«Все страны Евросоюза поделились сейчас на две несогласные друг с другом группы. Первая группа, куда входит Бельгия, больше заботится о своем имидже. Страны первой группы считают, что использование российских активов нанесет ущерб всей западной финансовой системе, которая перестанет быть для всех образцовой витриной. Вторая группа считает, что Евросоюз находится в состоянии новой холодной войны с Россией, и в данном случае все средства хороши», — сказал Блохин.
По его словам, в банках западных стран хранят свои активы многие ближневосточные и азиатские страны, благодаря которым суммарное количество финансовых средств достигает колоссального значения.
«При этом беспокойства первой группы стран не беспочвенны. Конфискация российских активов может вызвать эффект домино, когда остальные страны будут изымать свои финансовые ресурсы. И тогда доминирование Запада окажется под угрозой, потому что одним из столпов этого доминирования была как раз финансовая составляющая», — резюмировал Блохин.
23 октября на саммите ЕС в Брюсселе участники не смогли прийти к согласию по вопросу использования российских активов. Премьер-министр Бельгии Барт Де Вевер потребовал, чтобы все страны ЕС полностью разделили финансовые риски его государства, где заблокированы 210 млрд евро российских суверенных активов, которые планирует присвоить Еврокомиссия. Он также предупредил, что в случае ответных мер со стороны России по изъятию западных активов на её территории и в дружественных юрисдикциях Москва «может остаться в выигрыше», а пострадавшие западные инвесторы «обратятся за выплатами к правительству Бельгии». Вевер настаивал на гарантиях со стороны союзников, что Россия получит немедленную компенсацию, если когда-либо восстановит доступ к своим активам.












