«Россия позволяет цвести всем цветам»: эксперт о буддизме, межцивилизационном диалоге, его будущем и роли России в нем

В Элисте стартовал III международный буддийский форум, собравший духовных лидеров и экспертов со всего мира. Это событие поднимает ключевые вопросы о будущем межцивилизационного диалога и выводит на первый план тему об уникальности российской модели буддизма, веками существующего в гармонии с православием и другими конфессиями. В чем секрет этой модели, уходящей корнями в историю нашей страны? Как накопленный «внутренний» опыт позволяет России выступать в роли моста для международного гуманитарного диалога и каким видится его будущее? На эти и многие другие вопросы в эксклюзивном интервью Readovka ответила директор Центра религии и права НИУ ВШЭ Светлана Нуждина.
1) Буддизм в России – это наследие конкретных регионов, таких как Бурятия, Калмыкия и Тува. В чем уникальность именно российской модели сосуществования буддизма с православием и другими конфессиями?
Полагаю, что уникальность российской модели сосуществования буддизма с другими религиями и конфессиями, прежде всего с православием, связана с историческим контекстом, когда Российская империя, присоединяя новые регионы, не навязывала, не ассимилировала, но, обозначая православие как государственную религию и как безусловно главную, тем не менее оставляла для присоединяющихся регионов свободу вероисповедания. В советской России эту роль внешнего арбитра над религиями выполняла, естественно, светская, атеистическая власть. И на сегодня мы имеем уникальный сплав этих двух моделей. У нас светское государство, которое имеет, так сказать, установку на мирное, гармоничное не просто сосуществование, а взаимодействие на площадке гражданского общества религий и конфессий, прежде всего традиционных, но не только их. И органично в светскую модель государства вплетается, конечно, уникальная государствообразующая роль православия.
2) Как этот «внутренний» опыт формирует российский подход к международному гуманитарному сотрудничеству?
Россия как государство, опытный арбитр, опробовавший различные системы государственно-религиозного управления и взаимодействия, понимает, что должна быть равноудаленность и при этом доброжелательность к религиозному взгляду на мир. Собственно, это Россия и транслирует в том числе в БРИКС и не только. Определенная удаленность, потому что светская власть и государственная власть, помимо уважения к религии, имеют большое количество иных задач, но при этом от давления и подавления религиозной жизни современная Россия перешла к практике взаимодействия с религиозными объединениями. Не управления религией и религиозными отношениями, но взаимодействия. У этого есть определенные минусы, но и большое количество плюсов.
3) Почему для международного буддийского диалога выбрана именно Элиста, а не Улан-Удэ и Кызыл – столицы двух других буддистских регионов России? В чем символический и практический смысл этого выбора?
Я думаю, что просто это сейчас Элиста, а дальше это может быть Улан-Удэ и Кызыл со своей спецификой, со своим богатством. Скорее всего, выбор связан с тем, что сейчас очередь Элисты. Вряд ли здесь есть какой-то сакральный смысл или смысл выделения приоритета какого-то. Но это только мое мнение.
4) В современном мире многие международные инициативы быстро политизируются. Как, на ваш взгляд, можно сохранить именно духовно-культурную повестку такого форума? Что для этого необходимо?
Полагаю, что чистая духовность для публичных мероприятий такого уровня, конечно, остается несбыточной мечтой. Нам надо принять как факт, что религия в современном мире, безусловно, политизирована и, используя, как я говорила ранее, колоссальный опыт мудрого взаимодействия, который накопила Российская Федерация как преемник Российской империи и СССР, необходимо эту политизацию, во-первых, обращать на благо самим религиозным объединениям и государствам, в которых эти религиозные объединения существуют и процветают, а в России они существуют и процветают, и, конечно, надо находить баланс. Потому что, как я уже говорила, религиозные объединения безальтернативно, выходя в публичное пространство, становятся частью гражданского общества. А до политики тут совсем недалеко. Просто это должна быть мудрая, выверенная, взвешенная политика, направленная на социально-экономическое и общественно-политическое благо людей и государства.
5) На фоне глобальной напряженности растет запрос на идеи гармонии и ненасилия. Как вы считаете, почему именно буддийская традиция может предложить особенно востребованные сегодня ответы?
Вы знаете, запрос может быть растет, но как и любая крупная мировая древняя религиозная традиция, буддизм имеет сформулированные идеи не только мира, гармонии и ненасилия, но также как отвечать в сложных условиях, когда насилия избежать невозможно. И когда необходимо для защиты высших интересов проявлять сильные стороны и силовые методы использовать. Например, буддисты были одними из первых, кто публично поддержал президента и проведение специальной военной операции.
6) Если говорить о «мягкой силе», что такого уникального может предложить Россия в качестве площадки для диалога, чего нет у других стран, претендующих на подобную роль?
Россия позволяет цвести всем цветам. Иногда к этому есть вопросы, потому что не все цветы, так сказать, за это благодарны. Но уникальность наша в том, что, видимо, в силу своих масштабов и исторического значения Россия так велика, что осознает свою мощь и не видит угрозы от той или иной традиционной религии. Осознавая глубину духовного наследия, имея терпение для того, чтобы отдельные радикальные лидеры религиозные или группы религиозные, вспыхивая, сходили на нет, взаимодействие российской власти с представителями традиционных религиозных объединений продолжало идти своим курсом. Россия умеет удерживаться от грязного и манипулятивного использования религиозных идей и при этом грамотно и тонко озвучивать их в тех ситуациях, когда именно религиозная, духовная идея определяет принятие политических решений.
7) Может ли Россия с ее опытом стать мостом не только между Западом и Востоком, но и между различными школами и традициями внутри самого буддизма?
Я полагаю, что вполне может именно в силу богатства и опыта выстраивания гармоничных взаимоотношений. Другое дело, что пока не существует отдельной структуры, отдельного органа, уполномоченного именно управлять взаимодействием с религиозными объединениями. Конечно, это может быть затруднительно, потому что на сегодня, если какие-то различные школы или традиции вступят в клинч, фактически нет инструментов для выстраивания их по какому-то ранжиру. Это не полномочия российского государства. Поэтому я полагаю, что этот форум является еще одним важным шагом на пути к осмыслению необходимости формирования структурированного управления государственно-религиозными отношениями.
Накануне в Элисте торжественно открылся III Международный буддийский форум. На мероприятие прибыли делегации порядка 35 стран, а также представители буддийского духовенства.












