Российские АЗС стали ограничивать объемы отпуска бензина. Сезонные проблемы усугубились атаками украинских беспилотников
В некоторых российских регионах автомобильные заправочные станции (АЗС) стали ограничивать объемы отпуска бензина. Ряд заправок продают его лишь по 10-20 литров на человека, другие же торгуют одним дизельным топливом. Об этом пишут российские СМИ со ссылкой на участников рынка.
Такая ситуация наблюдается как минимум в десяти регионах, в том числе - Московской, Ленинградской, Нижегородской, Ростовской областях и в Крыму.
«Уже больше месяца поступают сообщения о нехватке и перебоях в поставках бензина на АЗС в ряде субъектов. Некоторые сети, которые продолжают работать в условиях локального дефицита топлива, были вынуждены ввести ограничения на отпуск бензина в 10–20 л на посетителя. Эти меры должны помочь владельцам сетей переждать непростой период дефицита и не закрывать временно АЗС», — сообщил президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов изданию «Известия».
Эксперт Финансового университета, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что основная причина – экономическая. Он обратил внимание, что дефицита бензина в стране нет, отсутствует он лишь на некоторых заправках в отдельно взятых регионах.
Он напомнил, что в августе на бирже очередной рекорд обновила стоимость бензина АИ-95, а в сентябре поднялась биржевая цена на АИ-92. Цена на дизель все это время почти не менялась.
«Все заправки, которые ограничивают сегодня продажи бензина, - это независимые АЗС. То есть компании, владеющие ими, продают бензин, который покупают на бирже. И покупают они его сейчас по высокой цене, поскольку на бирже цена выросла», - объяснил Юшков, слова которого приводит «Российская газета».
Помимо них, уточнил он, есть еще вертикально интегрированные компании, которые сами добывают и перерабатывают топливо. Затем их же нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) продают его напрямую своим сетям АЗС, и на таких АЗС нет проблем с отпуском бензина, и им проще удерживать цены. Независимым АЗС с ними трудно сейчас конкурировать, поэтому они просто останавливают продажи топлива.
Доцент Финуниверситета Михаил Хачатурян считает, что проблемы с бензином наблюдаются из-за активных атак украинских беспилотников на инфраструктуру российских НПЗ.
«Несмотря на то что эти атаки успешно отражаются, обломки беспилотников периодически повреждают инфраструктуру НПЗ, что приводит к увеличению объема и числа работ по устранению последствий атак», - сказал он. Наконец, плановые ремонты инфраструктуры многих НПЗ обычно проходят летом, это тоже приводит к снижению объемов производства и отпуска бензина на оптовый рынок и, следовательно, в розничную сеть, добавил эксперт.
Диспаритет оптовых и розничных цен - это следствие постоянных ремонтов нефтеперерабатывающих заводов, говорит замглавы наблюдательного совета ассоциации потребителей и поставщиков энергоресурсов «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. И эта разница, по его словам, сейчас значительна. При этом эксперт напомнил, что розничные цены на бензин и дизельное топливо на АЗС не должны расти быстрее среднегодовой инфляции.
«Поэтому независимые АЗС и оказываются в такой ситуации, когда нужно продавать значительно дешевле, чем они покупают на бирже. Поэтому им проще не продавать», - пояснил он.
На фоне новых жалоб из регионов о проблемах с топливом вице-премьер Александр Новак заявил, что запрет на экспорт бензина будет действовать до января 2026-го. На этот же срок, компаниям, которые не производят, но торгуют дизелем, тоже нельзя будет его вывозить. Александр Новак считает, что такая мера будет способствовать тому, чтобы внутренний рынок насыщался топливом.
Всех интересует вопрос, когда же ситуация на внутреннем рынке стабилизируется.
По оценкам экспертов, «скоро», и остается только ждать. Однако проблема в том, что ровно через год ситуация наверняка повторится, поскольку причины топливного кризиса конца лета — начала осени одни и те же: высокий сезонный спрос, который накладывается на плановые ремонты НПЗ. Плюс прибавились внеплановые, вызванные атаками украинских беспилотников на российскую топливную инфраструктуру.
Нефтяные компании не экономят на безопасности: сетки есть, системы РЭБ работают, но средства нападения тоже развиваются. Дронов больше, атаки чаще, цели те же, бьют методично. Завод получил повреждения, ушел на ремонт, снова заработал — новая атака. По подсчетам Reuters, удары по российским НПЗ нарушили работу 17% нефтеперерабатывающих мощностей страны.
Игорь Юшков считает, что сезонные факторы и рост атак лишь усугубили более фундаментальную проблему.
«Прежде всего сократились выплаты нефтяным компаниям по демпферу. Почему, например, предыдущие рекорды по стоимости бензина были не в 2024 году, а в 2023-м? Потому что тогда, готовясь к сокращению выплат по демпферу, компании стали повышать цены на бирже, стараясь добрать недополученные деньги. В итоге был скачок цен, который бил рекорды. А в этом году ситуация повторилась: выплаты по демпферу уменьшились примерно на 45-47% из-за снижения цен на внешних рынках и укрепления рубля. Фундаментальная причина кризиса — именно сокращение выплат по демпферу», - считает эксперт.
При этом эксперт признает: если не решать вопросы безопасности, рано или поздно Россия может подойти к угрозе физического дефицита бензина. Как их решать — пока непонятно.
Юшков предполагает, что ситуация разрешится сама после того, как снизится потребительский спрос на бензин. Следом за ним снизится цена на бирже, а это значит, что у независимых АЗС не будет больше проблем с покупкой топлива. Однако он не исключил и рисков того, что экономические причины могут перерасти в дефицит топлива на рынке. Чтобы этого избежать, прежде всего, говорит он, нужно обеспечить безопасность нефтеперерабатывающих заводов.
Продление запрета на экспорт — это работа с медийным полем, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
«Задача регуляторов проста: показать, что они придумали какую-то гениальную идею, которая якобы разрулит кризис. В реальности эти меры ничего не изменят. Главное — дотянуть до естественного спада спроса, прикрыв ситуацию заявлениями о придуманных решениях, которые на самом деле ничего не меняют», - отмечает Симонов.
18 сентября преподаватель Института международных экономических связей Лариса Циканова заявила, что литр бензина АИ-92 на российских заправках в октябре подорожает на 2–4% по сравнению с текущими показателями, до 60–62 рублей. Литр АИ-95 прибавит в цене 3–5% и будет стоить 65–68 рублей в среднем.
В прогнозе для «Газеты.Ru» она отметила, что в годовом выражении рост может оказаться заметно выше: по сравнению с октябрем прошлого года, литр АИ-92 подорожает примерно на 8–9%, а АИ-95 — на 10–12%. Это результат накопленного давления с начала года — удорожания нефтепродуктов на внутреннем рынке, логистических издержек и высокой экспортной привлекательности топлива, которая периодически создает дефицит внутри страны, пояснила экономист.
Она добавила, что государственные меры, в том числе временные ограничения экспорта топлива, помогают сглаживать ценовую динамику и предотвращают рост на АЗС.
24 сентября «Антифашист» писал, что в Крыму ухудшается ситуация с топливом: стоимость бензина на заправках Крыма уже подобралась к 90 рублям за литр, а часто его просто нет. В некоторых районах бензин для муниципального транспорта отпускают по талонам













