Что ищут польские шпионы в Белоруссии?
Страны НАТО продолжают официально считать Союзное государство (СГ) одним из своих главных врагов, военное столкновение с которым многим политикам Евросоюза видится неизбежным. Несмотря на катастрофичность развития такого сценария, ряд европейских государств продолжает активно идти по пути усиления конфронтации с Белоруссией и Россией, одновременно выискивая любые возможности, чтобы ослабить и Минск, и Москву. В ход идут санкции, активная поддержка различных деструктивных сил в двух странах, а в последние несколько лет и расширение шпионской сети в СГ, с которой белорусским и российским спецслужбам приходится постоянно вести борьбу. Особую активность в разведывательной деятельности в первую очередь на белорусской территории стала проявлять Польша, власти которой всерьез считают возможным найти слабые места в обороне восточного соседа, чтобы рано или поздно реализовать свои открыто агрессивные планы в отношении так называемых «Кресов Всходних».
Как известно, за последние несколько лет белорусские спецслужбы неоднократно сообщали о раскрытии как одиночек, так и целых агентурах сетей иностранных разведок, среди которых особое место занимают польские шпионы. Можно, например, вспомнить, что в конце декабря 2024 года на государственном телеканале Белоруссии был показан сюжет о работе Комитета государственной безопасности (КГБ), в котором рассказывалась история задержания белоруса Дмитрия Позднякова и двух граждан Польши – Томаша Берозы и Ежи Живалевского. Первый был осужден за измену государству, а двое иностранцев приговорены к длительным срокам заключения по статьям о шпионаже и агентурной деятельности. В частности, Томаш Бероза, имевший вид на жительство в Белоруссии, был завербован польскими спецслужбами еще в 2010 году и выполнял их поручения, среди которых было не только наблюдение за определёнными объектами, но и передача денег другим агентам через специальные тайники. С августа 2022 года он находится в заключении и осужден на 14 лет лишения свободы. Второй поляк, Ежи Живалевский, оказался контрабандистом и был завербован еще в начале нулевых. Он жил в Гродно и собирал сведения о военных и пограничниках, из-за чего отправился за решетку на 19 лет.
История польских шпионов, рассказанная в конце 2024 года, далеко не единственная из целой череды задержаний иностранных агентов в Белоруссии. И действия спецслужб Польши представляют для Минска особую опасность, так как они не только активно вербуют белорусов и этнических поляков в республике, но и тесно связаны с беглой белорусской оппозицией. Именно через «змагаров» Варшава ищет своих новых агентов, ведёт разведывательную деятельность, а в ряде случаев и работает в тесной связке с украинскими «коллегами», которые уже неоднократно пытались организовать в стране диверсии и террористические акты. Количество шпионов в Белоруссии меньше не становится. Как сообщал в июне глава белорусского КГБ Иван Тертель, только за первые полгода за шпионаж и государственную измену на территории республики были задержаны 14 человек, среди которых были как белорусы, так и иностранные граждане, в том числе граждане Польши. В начале сентября стало известно еще об одном поляке, которого спецслужбы Белоруссии арестовали за шпионаж.
В эфире телеканала «Белоруссия 1» 4 сентября был показан сюжет о задержании в Лепеле (Витебская область) граждан Белоруссии и Польши. Поляк оказался Гжегожем Гавелом 1998 года рождения, постоянно проживающим в Кракове. И это не простой поляк, а человек, прямо связанный с монашеским орденом кармелитов. Однако, как оказалось, те заповеди, которым Гавел должен был следовать, для него значения не имели.
По имеющейся у белорусских правоохранителей информации, Гавел через социальные сети установил контакт с гражданином Белоруссии и предложил ему сотрудничество за финансовое вознаграждение в интересах спецслужб Польши, которое заключалось в «конспиративном сборе и предоставлении закрытой информации, сведений о командном составе, а также сотрудниках военной контрразведки». Эти данные задержанный передавал польским силовикам. В том числе, сведения о военных объектах в республике он собирал для польского Агентства внутренней безопасности. Причём уровень работы поляка был довольно нестандартным: в первый раз за добытую для него информацию он привёз белорусу помимо денег и футляра для мобильного телефона, чтобы глушить его сигнал, ещё кофе и шоколад.
Белорусские спецслужбы вели слежку за Гавелом и его подельником, и оба они были задержаны во время очередной встречи. Согласно оперативной съёмке, белорус передал поляку документ, которым оказалась копия распоряжения об организации подготовки и участия в белорусско-российском совместном учении «Запад – 2025» с грифом секретности.
Гавел не стал отрицать своих действий, и на вопрос о том, какие поручения он выполнял в белорусском Лепеле, сообщил, что должен был «добыть информацию на тему «Запада»». Во время обыска среди личных вещей поляка нашли доллары, евро, болгарские и польские деньги, белорусские рубли и сим-карту, зарегистрированную на другое лицо. То есть подготовлен «монах» был довольно неплохо и вполне вероятно, что задержанный вместе с ним белорус не единственный, кто был завербован польским шпионом.
Не отреагировать на произошедшее на дипломатическом уровне Минск, конечно, не мог, и уже 5 сентября в белорусский МИД был вызван временный поверенный в делах Польши в Белоруссии Кшиштоф Ожанна. Ему был заявлен «решительный протест и вручена соответствующая нота» в связи с совершением польским гражданином на территории республики акта шпионажа. Кроме того, дипломату было указано на «недопустимость подобных действий Варшавы, грубо нарушающих принципы добрососедства и наносящих серьёзный ущерб двусторонним отношениям». Одновременно Минск заявил о намерении дать правовую оценку произошедшему инциденту, а также потребовал от Польши «воздержаться от действий, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, и вернуться в русло цивилизованного диалога и общепринятых форм межгосударственной коммуникации». Однако, как показывает реакция польских властей, Варшава и не думает о решении спорных вопросов с Минском и продолжает идти по пути эскалации напряжённости в отношениях двух стран.
В частности, пресс-секретарь министра польских спецслужб Яцек Добжинский назвал арест Гавела «очередной провокацией, направленной против Польши». Он также категорически отверг сообщения белорусской стороны о том, что задержанный молодой человек был шпионом, отметив, что «польские спецслужбы не используют монахов для сбора информации о военных манёврах». Инцидент прокомментировал и министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, заявив, что этот случай стал предметом обсуждения на внутриправительственных консультациях и данный вопрос «не останется без ответа».
Жёстко высказался заместитель главы польского МИД Рафал Босацкий. По его словам, информация о задержании поляка в Белоруссии «может быть провокацией, это может быть выдумкой». Он решил обвинить в происходящем официальный Минск.
«Меня не удивляет, что белорусы снова пытаются подорвать польско-белорусские отношения провокациями… Мы видели много подобных случаев, посмотрим, насколько правдивы слова белорусов на этот раз», – заявил он.
Примечательно в данном случае то, что никто в МИД Польши не опроверг тот факт, что главный интерес у задержанного шпиона и стоящих за ним спецслужб был в данных про обороноспособность Белоруссии и России, а также об учениях «Запад – 2025». Более того, это фактически признал и Босацкий, по словам которого Польша и страны НАТО обеспокоены белорусско-российскими манёврами. В этой связи он напомнил о визите спецпредставителя президента США Дональда Трампа Кита Келлога в Минск и отметил, что нынешний инцидент вполне может быть неким «нехорошим сигналом» со стороны белорусских властей, которые таким образом якобы «подогревают» отношения двух стран в преддверии учений. При этом объяснить логику своих размышлений замминистра иностранных дел Польши не смог, зато отметил, что у него остаются надежды на «какое-то разблокирование ситуации» с Минском.
Но как именно может быть достигнуто то, на что надеется господин Босацкий, с учётом явно агрессивной политики Варшавы в отношении Белоруссии, постоянных шпионских скандалов и активной поддержки польскими властями «змагаров», представитель МИД Польши не сказал. И это является одной из главных причин того, что белорусско-польские отношения в ближайшей перспективе не будут нормализованы. В Варшаве не только не имеют плана, но и даже желания стабилизировать обстановку на своих восточных границах, так как это не входит в общие планы польского военно-политического руководства. Для властей Польши важно держать общество в постоянном напряжении и готовить его к новому «походу на Восток». Именно поэтому польских шпионов в Белоруссии будет становится больше, и бороться с ними придётся на постоянной основе.











