Politico прогнозирует пять войн, которые могут начаться в ближайшие пять лет
Анализ последних данных американской разведки и интервью с рядом экспертов по геополитике указывают на то, что кроме нестабильного Ближнего Востока мир может столкнуться с пятью крупными и опасными конфликтами в ближайшие пять лет. Об этом пишет журнал Politico.
Индия — Пакистан. Эти страны находятся ближе всего к потенциальному применению ядерного оружия друг против друга. По оценкам Bulletin of Atomic Scientists, Пакистан обладает около 170 ядерными боеголовками, Индия около 180. Разведчики особенно обеспокоены ростом напряженности, Конфликт может разгореться очень быстро, хотя ни одна из сторон формально не стремится к войне. По словам бывшего директора Национальной разведки США Эврил Хейнс, внутренние политические факторы обеих стран подталкивают их к эскалации. Тревогу вызывает и пакистанская военная доктрина, допускающая низкий порог применения ядерного оружия против Индии.
Известно, что Пакистан придерживается стратегии «тактического» или «оперативного» ядерного оружия на случай конфликта с Индией. Это значит, что ядерное оружие может быть использовано даже при локальной угрозе, а не только при угрозе существованию государства. Хотя официально заявляется, что ядерное оружие носит оборонительный характер, доктрина допускает его тактическое применение для сдерживания эскалации или если Индия начнет крупномасштабное наступление.
Китай — Тайвань. Тайвань рассматривается как ключевой индикатор глобального лидерства: кто задаст правила в XXI веке — США или Китай. Несмотря на отсутствие официальных оборонительных договоров, США давно заявляют о готовности поддерживать Тайвань. Если Китай захватит остров — с международным сопротивлением или вопреки ему — это моментально изменит расстановку сил в Тихоокеанском регионе, заставив страны Юго-Восточной Азии пересмотреть свои стратегические приоритеты. Страны, которые долгое время были союзниками США, неминуемо пересмотрят свое отношение к американцам. Захват Тайваня может даже подстегнуть распространение ядерного оружия в таких «нервных странах», как Южная Корея и Япония, которые разочаруются в своем защитнике.
Как пишет Politico, Си Цзиньпин установил срок готовности своих вооружённых сил к вторжению на Тайвань – 2027 год. Страна активно наращивает потенциал десантных сил и, похоже, проводит учения всё чаще. Однако, по данным издания, Си не очень доверяет своим военным. Кроме того, для такой операции у китайской армии слишком мало военного реального опыта. Китай последний раз вел войну в 1979 году, это был непродолжительный конфликт с Вьетнамом.
Россия — страны Прибалтики. По версии экспертов издания, Россия намерена продемонстрировать уязвимость западных гарантий, чтоб снизить авторитет НАТО и США в частности. Несмотря на то, что представители российской власти не оспаривали независимость Литвы, Латвии и Эстонии, на Западе действительно популярна точка зрения, что Россия хотела бы вернуть прибалтийские территории, а заодно проверить страны Запада, готовы ли они защищать самых слабых членов альянса.
Индия — Китай. Регион созрел для недоразумений и эскалации. Сегодня напряженность настолько глубока и взрывоопасна, что китайским и индийским войскам запрещено размещать оружие вдоль границы. Еще одним фактором, который может увеличить вероятность войны, является отсутствие у двух стран каких-либо обычных механизмов сдерживания, договоров и каналов связикоторые могли бы помочь деэскалации кризиса, как «горячая линия» между Москвой и Вашингтоном предотвращала просчеты во время холодной войны.
Корейский полуостров. Здесь обострение напрямую зависит в частности от китайского плана относительно Тайваня. В случае решения вернуть остров под юрисдикцию КНР, и американское невмешательство, Южная Корея и Япония могут начать разрабатывать собственное ядерное оружие. Недавние опросы общественного мнения в Южной Корее показывают, что 70% населения страны поддерживают разработку собственного ядерного арсенала — эти цифры и политическое давление, несомненно, возросли бы, если бы население сомневалось, что США поддержат страну в войне. Впрочем, американские эксперты сомневаются, что это вероятность войны между двумя частями корейского полуострова велика. Ким Чен Ын не находится в изоляции и даже встречается с Трампом и в этих условиях конфликт ему не нужен, полагают авторы материала.














