Зарубежный опыт применения BNPL в бизнесе
Ежегодно, начиная с момента начала пандемии в 2021 году, мировой рынок BNPL-сервисов демонстрировал уверенный рост, достигая среднегодового темпа в 21,7%. Очевидно, что распространение и развитие этого инструмента еще не достигло своего пика и эксперты прогнозируют увеличение сектора BNPL в мире почти вдвое к 2030 году (с 492,8 млрд долларов США в 2024 году до 911,8 млрд).

Причины, по которым BNPL достиг столь впечатляющего взрывного роста популярности в мире, разнятся от страны к стране. Так, в развивающихся регионах Африки и Юго-Восточной Азии оплата частями стала порой единственным доступным способом приобрести повседневные товары. Ограниченный доступ к традиционным кредитам вызывает там крайне высокий спрос на услуги рассрочки платежа.
В развитых странах Европы и Северной Америки услуги BNPL служат современным и удобным финансовым инструментом для управления бюджетом. Чаще всего у населения этих стран есть вся сумма для оплаты товара сразу, но покупатели предпочитают воспользоваться услугой рассрочки платежа, чтобы как можно дольше держать свои деньги на накопительных вкладах и инвестиционных счетах, продолжая получать проценты. В развитых регионах потребители чаще всего используют BNPL для приобретения дорогостоящих покупок (обычно техники и электроники) и товаров роскоши.
Что такое BNPL
BNPL (Buy Now, Pay Later), т.е. «Купи сейчас, плати потом», – это альтернативный способ оплаты, вид рассрочки, при котором клиент приобретает товары или услуги, оплачивая сразу не полную сумму, а только часть. Остаток платежа делится на несколько равных частей и распределяется по графику с выплатами раз в две недели или раз в месяц. Подробнее о том, что такое BNPL.
Современные BNPL-сервисы возникли в начале 2000-х, но наиболее широкое распространение в мире получили с началом пандемии в 2021 году: новая реальность вызвала фундаментальные изменения, выдвинув рынок электронной коммерции на первое место, а с ним и повышенный спрос на услуги рассрочки.
В чем выгода для продавцов
Продавцы по всему миру оценили выгоду BNPL-сервисов для бизнеса и все преимущества, которые реализуются вслед за подключением услуги. В первую очередь BNPL-провайдер снимает с магазина финансовые риски и выплачивает ему всю сумму за товар сразу. При этом комиссия, удерживаемая сервисом, компенсируется объемами продаж, растущими за счет более гибкой системы оплаты.
Дополнительно владельцы бизнеса отмечают, что сокращается число отказов от покупок: покупатели, сомневающиеся из-за высокой цены товара, соглашаются на покупку, если оплату можно разделить на несколько более доступных платежей. Вслед за этим к лояльным покупателям добавляются новые, из которых не менее 60% переходят в категорию постоянных, получив положительный опыт. А также, вырастает средний чек, т.к. теперь клиенты добавляют в корзину больше товаров, зная, что могут оплатить частями.
В чем выгода для покупателей
Что касается покупателей, то одним из ключевых факторов популярности BNPL-услуги стала доступность, особенно для молодого поколения без устоявшейся кредитной истории, вынужденного столкнуться с высокими ставками. По данным исследования PYMNTS, проведенного в 2024 году, почти 50% представителей поколения Z и 47% миллениалов хотя бы раз воспользовались услугами BNPL в течение года.
В отчете подчеркивается, что помимо низких барьеров для входа, пользователи высоко оценили гибкость и прозрачность сервиса, оперативность одобрения заявки и удобство процесса. Кроме того, BNPL-рассрочка часто не включает в себя процентов для покупателей. В тех же случаях, когда комиссия за услугу предусмотрена, она, как правило, ниже и прозаичнее, чем обычная процентная ставка по кредитам.
Что покупают с помощью BNPL-сервисов
Изначально BNPL-сервисы чаще всего использовались для покупки электроники, бытовой техники и модной одежды, но теперь они всё шире распространяются на отрасли услуг: туризм, образование и здравоохранение. Из неочевидных покупок в рассрочку популярными становятся татуировки, доставка еды, пластические операции, ветеринарные услуги и покупка абонементов в спортзал.
В России BNPL так же популярен при покупках электроники, техники и одежды, но помимо этого сервисы смогли поднять показатели в сфере хобби. Так, на 19% выросли продажи музыкальных инструментов, хотя магазины подняли цены на 12%, пишет «Коммерсант». Издание отмечает, что клиенты стали все чаще пользоваться инструментами BNPL.
По мнению экспертов, BNPL-услуги продолжат расти и распространяться по всему миру, и уже в ближайшие несколько лет укрепят за собой роль основного способа оплаты. Этому будет способствовать не только удобство сервиса, но и в целом развитие онлайн-торговли, ставшей после пандемии доминирующим каналом розничных продаж.













