Клерк Алиева потребовал от России признания вины за крушение азербайджанского самолёта
Помощник президента Азербайджана — заведующий отделом по вопросам внешней политики администрации президента Хикмет Гаджиев заявил, что Баку ждёт от Москвы признания ответственности за крушение самолёта AZAL вблизи Актау в Казахстане, при том, что расследование причин катастрофы по-прежнему не завершено.
«Эта ситуация в отношениях между Азербайджаном и Россией возникла после крушения самолета AZAL. Инцидент произошел на территории России, в воздушном пространстве России, и мы знаем, как это произошло. Это не секрет. Азербайджан как соседнее государство и государство-партнер ждет от России, что она возьмет на себя ответственность и обеспечит справедливость в этом вопросе», — сказал он в интервью немецкому изданию Berliner Zeitung.
До этого официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что Москва ждёт итогов следственных действий, которые идут по делу о крушении самолета AZAL.
«Идут следственные действия, идет разбирательство. Если Азербайджан примет такое решение — в данном случае это право Азербайджана, мы будем ожидать официальных вердиктов от всех разбирательств и следствий, которые идут», — сказал Песков.
Ранее телеграм-канал «WarGonzo» сообщил, что главреда «Базы» могли задержать за публикацию расшифровки переговоров пилотов разбившегося азербайджанского самолёта AZAL.
«Главного редактора Telegram-канала «Baza» Глеба Трифонова могли задержать из-за публикации расшифровки переговоров пилотов разбившегося в декабре 2024 года азербайджанского самолёта AZAL. В январе 2025 года «Baza» сообщила, что все решения: не садиться в Грозном, не лететь в Махачкалу, а затем следовать обратно в Баку — и в результате лететь в Актау — экипаж «Азербайджанских авиалиний» принимал самостоятельно. Более того, из опубликованных каналом записей стало понятно, что версия о столкновении с птицами, а также о взорвавшемся газовом баллоне на борту была озвучена именно экипажем самолёта. При этом пилот не стал объявлять ЧС. 19 июля 2025 года президент страны Ильхам Алиев, выступая на Шушинском медиафоруме в Степанакерт, заявил, что Азербайджан готовит документы для подачи иска в международные судебные инстанции против России в связи с этим крушением. Азербайджан намерен требовать у РФ признания вины и выплаты компенсации семьям пострадавших, а также возмещения убытков AZAL за потерю воздушного судна. Утром 22 июля в офис Telegram-канала «Baza» с обысками пришли полицейские. Глеба Трифонова забрали на допрос в рамках уголовного дела о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). По версии следствия, неустановленные сотрудники полиции передавали ему информацию ограниченного доступа, которая «затем публиковалась на одном из каналов Telegram». По версии WarGonzo, речь может идти именно об информации по AZAL. В связи с недавними заявлениями Алиева, можно предположить, что возбуждение дела «Базы» инициировали представители азербайджанских кланов, имеющие влияние на отдельных лиц в российских правоохранительных органах», — говорится паблике журналиста Семёна Пегова.
Летевший из Баку в Грозный самолет Embraer 190 компании «Азербайджанские авиалинии» потерпел крушение утром 25 декабря 2024 года недалеко от города Актау на западе Казахстана. На борту, по данным авиакомпании, находились 62 пассажира и пять членов экипажа. По данным казахстанского МЧС, выжили 29 человек; по информации посольства РФ, в их числе девять россиян. Всего на борту, согласно спискам, находились 16 российских граждан.
Министр цифрового развития и транспорта Азербайджана Рашад Набиев заявил, что самолет подвергся вмешательству извне. По его словам, пострадавшие пассажиры и выжившие бортпроводники сообщили, что услышали звук взрыва во время пролета над Грозным.
Президент России Владимир Путин принес президенту Азербайджана свои извинения в связи с тем, что трагический инцидент с азербайджанским самолетом произошел в воздушном пространстве РФ, сообщала пресс-служба Кремля.
Расследование причин крушения самолета пока не завершено. В феврале минтранс Казахстана опубликовал предварительный отчет о крушении самолета «Азербайджанских авиалиний» вблизи Актау. В документе говорится, что первоначальный осмотр сохранившихся фрагментов выявил множество сквозных и несквозных повреждений разной величины и формы в хвостовой части фюзеляжа, киля и стабилизатора, рулей высоты и направления. Что стало причиной их появления и кто ответственен за крушение самолета, в отчёте не сообщается. Авторы документа отмечают, что для определения характера и происхождения сквозных повреждений будут проведены соответствующие исследования и экспертизы. Окончательный отчет будет представлен до конца 2025 года, сообщил вице-министр транспорта Казахстана Талгат Ластаев.














