Трезвость - норма жизни

Почтовая марка СССР 1985 года «Трезвость — норма жизни»
Основные вехи
К концу 1970-х годов потребление спиртных напитков в Советском Союзе достигло рекордного уровня в
Усиление борьбы с пьянством планировали ещё при Брежневе. В мае 1982 года Андропов направил Брежневу записку о необходимости «усиления борьбы с пьянством». Была создана комиссия во главе с председателем Комиссии партийного контроля ЦК КПСС А. Я. Пельше, которая к осени того же года подготовила предложения: а) увеличить производство лёгкого алкоголя — пива и вин, б) расширить сеть кафе и пивных.
В результате с 1980 по 1984 год продажа крепких напитков прекратила расти и стала сокращаться (с 303 млн декалитров до 296 млн), а продажа вин и пива продолжала увеличиваться (соответственно с 500 млн до 508 млн и с 621 до 662).
Инициаторами антиалкогольной кампании выступили члены Политбюро ЦК КПСС Михаил Соломенцев и Егор Лигачёв, которые вслед за Юрием Андроповым полагали, что одной из причин проблем советской экономики является общий упадок морально-нравственных ценностей «строителей коммунизма» и халатное отношение к труду, в которых был повинен массовый алкоголизм.
7 мая 1985 года были приняты Постановление ЦК КПСС («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма») и Постановление Совета министров СССР № 410 («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения»), которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, причём предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест их продажи и времени продажи.
16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями. Соответствующие указы были приняты одновременно во всех союзных республиках. Сопровождалось лозунгом «Трезвость — норма жизни».
Произошло резкое сокращение производства алкогольных напитков: 1985 — 199 млн, 1986 — 121 млн, 1987 — 93 млн дал абсолютного алкоголя.
Государство впервые само отказалось от крупной внутренней статьи доходов казны: по разным оценкам, терялось от 15 до 30% бюджета. В стране сокращали производство, закрывали магазины, которые торговали алкоголем, ограничивалось время продажи. Несколько раз поднимались цены на водку: популярная водка, получившая в народе прозвище «Андроповка», которая стоила до начала кампании 4 р. 70 к., исчезла с прилавков, а с августа 1986 года самая дешёвая водка стоила 9 р. 10 к.
Усилилось преследование случаев производственного и бытового пьянства. За употребление спиртного на рабочем месте увольняли с работы и исключали из партии. Стали пропагандироваться безалкогольные свадьбы. Появились так называемые «зоны трезвости», в которых спиртное не продавалось. Были приняты жёсткие меры против распития спиртного в парках и скверах, а также в поездах дальнего следования.
Кампания сопровождалась активной пропагандой трезвости. В выполнение этой задачи втягивались в обязательном порядке профсоюзы, вся система образования и здравоохранения, все общественные организации.
В частности, стали распространяться статьи великого советского и русского хирурга, учёного, педагога, академика АМН СССР Фёдора Углова (1904–2008) о вреде и недопустимости потребления алкоголя ни при каких обстоятельствах и о том, что пьянство исторически не свойственно русскому народу.
Ещё до Великой Отечественной войны Фёдор Григорьевич начал борьбу за трезвость в стране: читал лекции, писал статьи, письма в ЦК и правительство. Убеждённый сторонник трезвости, Углов активно выступал за искоренение привычек к употреблению алкоголя и табака, рассказывал читателю о действии спиртного и табачного дыма на важнейшие внутренние органы — мозг, сердце, лёгкие, органы ЖКТ, подкрепляя свои тезисы многочисленными примерами собственной врачебной практики. Углов был бессменным председателем Союза борьбы за народную трезвость, основанного в конце 1988 года. Табак и алкоголь Углов причислял к «разрешённым наркотикам».
Угловым написаны очень сильные книги: «В плену иллюзий», «Самоубийцы», «Ломехузы», «Капкан для России», «Человеку мало века», «Правда и ложь о разрешённых наркотиках».

Плюсы и минусы
Антиалкогольная кампания имела две стороны. Первая была негативная. Советский Союз в этот период находился на стадии разложения (в первую очередь это касалось номенклатуры). Подобные социальные эксперименты стоит проводить в более спокойные времена и не в режиме аврала.
Спокойные, последовательные и системные меры по оздоровлению и отрезвлению общества необходимы. Однако в позднем СССР эта реформа стала одним из факторов дестабилизации, разрушения. Значительная часть населения была недовольна, неумелые, возможно, где-то и провокационные действия властей усилили «перестроечные» настроения. Из-за нехватки товаров народного потребления, в частности, табака и алкоголя, часть населения входила в пограничное психическое состояние и было готово поддержать смуту-революцию.
Вместо системных и последовательных мер, сочетающих длительную воспитательную работу и комплекс запретов, упор делался на штрафы, запреты и запугивание. Началась кампанейщина, когда исполнители старались, чтобы была красивая отчетность. По радио и ТВ шла неумелая пропаганда.
Уменьшили продажу водки на 20–30%, количество магазинов, которые продавали водку, сократили в 10 раз. Этим вызвали появление огромных очередей, которые специально снимали и показывали по телевизору, подхлестывая панические настроения. Это привело к тому, что стали активно распускаться слухи, что будто бы люди стали больше заниматься самогоноварением и употреблять самогон и суррогаты; якобы появились перебои с сахаром, так как из него стали гнать суррогаты; что стали вырубать виноградники (хотя это были плановые мероприятия по вырубке старых кустарников); что огромные очереди позорят страну и т. д.
На самом деле статистика показывала, что никакого роста потребления сахара в эти годы не произошло, что самогон стали гнать меньше, уменьшилось число отравлений суррогатами. Бюджет за пятилетку действительно потерял 39 миллиардов рублей. Однако учёными доказано, что каждый рубль, полученный за алкоголь, несёт 4–5 рублей убытка (производственный травматизм, аварии на дорогах, бытовые преступления, поджоги, траты на медицинскую помощь и мн. другое), поэтому эта потеря была многократно оправдана.
Поэтому провал антиалкогольной кампании больше связан не с объективными факторами. Мол, на Руси всегда пили и будут пить. А с субъективными.
Кампания была плохо организована, сознательно саботировалась определенными силами, ориентированными на развал СССР (включая т. н. «алкогольную мафию»). В результате позитивная реформа стала одной из информационных предпосылок, с помощью которых создавался общий фон хаоса и развала.
С другой стороны, даже несколько лет, пока длилась антиалкогольная кампания, дали положительный опыт, который необходимо воспроизвести в будущем.
Трезвость народа – это светлое, справедливое общество
Отрезвление народа – это важнейший шаг по построению в русской цивилизации справедливого общества, общества созидания, знания и служения. Алкоголизация народа ведёт к его деградации, поддерживая паразитические группы, которые наживаются на несчастье людей.
Антиалкогольная кампания показала ряд положительных показателей, причем всего за несколько лет. Улучшились демографические показатели. В 1987 г. дал самый высокий показатель рождаемости за 25 лет. Снизилась общая смертность: в 1985-1987 гг. умирало в год на 200 тыс. человек меньше, чем в 1984 году. Смертность населения в трудоспособном возрасте сократилась на 20%, а смертность трудоспособных мужчин (основных потребителей алкоголя) – на 37%. Увеличилась средняя продолжительность жизни, особенно у мужчин: с 62,4 в 1984 году до 65 лет в 1986 году.
Уменьшилось число травм, катастроф и пожаров, убытки от которых исчислялись десятками миллионов рублей. Значительно сократилась бытовая преступность (её основная причина — алкоголь), уменьшилось количество психических расстройств. Снизилось количество прогулов, что дало положительный экономический эффект, выросли сбережения в сберкассах.
Произошел рост продажи продуктов питания, включая безалкогольные напитки и минеральные воды. Можно перечислять и дальше.
В целом, отрезвление общества дает многогранный положительный эффект, затрагивающий духовно-нравственную, культурную, интеллектуальную, психическую, физическую и экономическую области.
Страшная социальная болезнь
Почему алкоголизация массово развивалась в Российской империи, в раннем и позднем СССР и Российской Федерации? Это болезнь общества, связанная с тем, что люди в массе своей на уровне подсознания понимают, что страна и народ идут не туда. Что мы в тупике, что происходит деградация державы и народа.
Как говорил ковбой Билли Кинг (актер Николай Караченцев) из гениального фильма «Человек с бульвара Капуцинов»: «Да что там говорить, все мы — дерьмо, и плаваем в дерьме!»
Человек отвечает на эту ситуацию тем, что либо приспосабливается с помощью каких-то суррогатов (алкоголь, табак, более серьёзные наркотики, лекарства, подавляющие психику, виртуальной, цифровой реальности – игромания, разврат и пр.), либо уходит в протест.
В частности, в криминальную субкультуру. Из того же фильма «Человек с бульвара Капуцинов» Чёрный Джек (актёр Михаил Борский) говорит: «Когда я отправил на тот свет свою первую дюжину, моя матушка сказала мне: «Джек, если ты в чём-то и виноват, то только в том, что не встретил на своём пути хорошего человека!»»
Неудивительно, что определённые социальные группы (
Мощные силы были задействованы (особенно ТВ), чтобы люди целыми семьями радостно смотрели фильмы вроде «С легким паром!» (который сделали культовым и новогодним), где показан пьянчуга, который напился до потери сознания и куролесит. Подобные стереотипы с положительным оттенком наше ТВ закладывает с самого детства.
Хотя ещё опыт «сухого закона» 1914–1925 гг. стал одной из самых удивительных и замалчиваемых страниц истории России. Публицист М. Меньшиков отмечал «чудесное преображение народной жизни», крайний упадок преступности (на 70 и местами на 90%!). Сообщалось о почти полном исчезновении хулиганства.
Результаты законодательного запрета торговли алкоголем были тщательно изучены ещё в Российской империи: А. Мендельсон. Итоги принудительной трезвости. М., 1916 г.; А. Введенский. Опыт принудительной трезвости. М., 1915 г.; Д. Воронов. Жизнь деревни в дни трезвости. М., 1916 г., и др. Научные и строго задокументированные труды показывали, что результатом запрета явилось почти полное прекращение потребления алкоголя, что привело к благотворным последствиям и прежде всего к росту производительности труда.
В книге А. Мендельсона «Итоги принудительной трезвости» отмечалось, что сотни миллионов рублей, которые раньше пропивались людьми, попали в сберегательные кассы, возросла покупательная возможность людей и чрезвычайно увеличилась продуктивность труда заводских рабочих. Влияние трезвости очень быстро сказалось на производстве. Уже через год после введения «сухого закона» общая производительность труда увеличилась в среднем на 9%, а в металлургической промышленности — на 13%. Число прогулов сократилось в среднем на 27%, а в металлургической, то есть тогда в самой «пьяной» сфере производства, — на 43%.
По данным исследователей, сразу же резко сократилось количество случаев острого опьянения, так же как и количество хронических пьяниц, отравлений суррогатами, психических больных, количество и тяжесть преступлений. В целом общество очень быстро отвыкало от алкоголя. Не было, как угрожали враги «сухого закона», ни гибели пьяниц, ни винных бунтов. Подавляющее большинство людей легко и свободно прекратило употреблять алкоголь. Только 2–3% заядлых пьяниц с трудом отвыкали от вина. Более 80% опрошенных считали, что «сухой закон» надо сохранить не только во время войны, но и навсегда. Положительный эффект отрезвления общества был налицо.
Таким образом, если избавиться от мифов, запущенных «алкогольной мафией», очевидно, что сознательная трезвость — это одна из основ нормального будущего русского общества, Русского мира.
В условиях вымирания русского суперэтноса она позволит повысить рождаемость, даст жизнь поколениям здоровых людей.
России нужна новая антиалкогольная кампания, в которой упор будет сделан на воспитательных и образовательных мерах. Карательные меры, с конфискацией имущества, против представителей «алкогольной мафии».
Опубликовано: Мировое обозрение Источник