Почему знаменитый спор о платье был (почти) лишен смысла? Потому что цвет объективен, — утверждают философы, — несмотря на различия в нашем восприятии
Какого цвета было то знаменитое платье — сине-черного или бело-золотого? А ваша любимая кружка — она точно того же оттенка зеленого, каким ее видит ваш друг? Подобные вопросы не раз становились поводом для дружеских споров и интернет-баталий. Интуитивно кажется очевидным: цвет — штука сугубо личная, зависящая от глаз смотрящего, освещения и даже настроения.
Однако два философа, специализирующиеся на метафизике цвета, бросают вызов этому обыденному представлению. В своей работе они утверждают: цвет так же объективен, как длина стола или температура кипящей воды. Как такое возможно, если наш личный опыт говорит об обратном?
Иллюзия субъективности: Почему мы сомневаемся в объективности цвета?
Наши сомнения не беспочвенны. Ежедневно мы сталкиваемся с вариативностью цветового восприятия.
- Индивидуальные различия: Попросите десять человек указать на «идеально зеленый» цвет в палитре — и вы, скорее всего, получите десять разных ответов. Наши зрительные системы уникальны, как отпечатки пальцев. Разное количество и соотношение колбочек (светочувствительных клеток сетчатки) приводит к тому, что один и тот же физический стимул — свет определенной длины волны — порождает немного разные ощущения у разных людей.
- Влияние контекста: Серый квадрат на светлом фоне кажется темнее, чем точно такой же квадрат на темном фоне. Этот эффект, известный как симультанный контраст, демонстрирует, как окружение влияет на наше восприятие.
- Магия освещения: Посмотрите на спелое красное яблоко при обычном дневном свете, а затем под синей или зеленой лампой. Его цвет неузнаваемо изменится.
Неудивительно, что, сталкиваясь с такой изменчивостью, мы приходим к выводу: цвет — это не свойство самого объекта, а скорее результат взаимодействия света, объекта и нашего индивидуального восприятия. Кажется логичным, не так ли?
Объективность сквозь призму восприятия: Температура, Луна и цвета
Философы, однако, призывают нас не путать восприятие свойства с самим свойством. То, что вода кажется одному человеку прохладной, а другому — теплой, не отменяет того факта, что у нее есть конкретная, измеримая температура в градусах Цельсия. Эта температура объективна, она не зависит от наших ощущений.
Вспомните лунную иллюзию: Луна у горизонта кажется нам гораздо больше, чем когда она высоко в небе. Но ведь реальный размер Луны не меняется! Меняется лишь наше визуальное впечатление, вызванное работой мозга, сравнивающего Луну с объектами на земле.
Аналогично, утверждают авторы концепции, и с цветом. Тот факт, что яблоко кажется нам синим при определенном освещении, или что ваш зеленый немного «желтит» по сравнению с моим, не означает, что у объектов нет их «настоящего», объективного цвета. Вопрос лишь в том, как эту объективность определить и измерить, если наши глаза столь ненадежные свидетели?
Экзамен на объективность: Метод «бок о бок»
Ключ к разгадке, по мнению философов, лежит не в поиске некоего «идеального» наблюдателя или «стандартных» условий освещения. Попытка найти универсальный «эталонный» зеленый цвет обречена на провал из-за упомянутых индивидуальных различий. Вместо этого они предлагают сосредоточиться на сравнении.
Как определить, имеют ли два объекта одинаковый цвет? Нужно поместить их рядом, на один и тот же фон, и рассмотреть при разном освещении. Если ни один наблюдатель ни при каких условиях не сможет заметить разницу между ними — значит, их цвета объективно совпадают. Вспомните муки выбора краски для ремонта, когда нужно подобрать точный оттенок к уже окрашенной стене. Малейшее несовпадение становится заметным при смене угла зрения или источника света. Способность надежно определять такое совпадение или различие, даже если мы по-разному называем сам оттенок (для меня «бирюзовый», для вас «цвет морской волны»), и служит практическим доказательством объективности цвета.
Цвет как научный инструмент: Аргумент от незаменимости
Но одних философских рассуждений и бытовых примеров может быть недостаточно. Весомым аргументом в пользу объективности цвета становится его роль в науке. Здесь на помощь приходит так называемый «аргумент от незаменимости», популярный в философии науки. Его суть проста: если некая концепция или сущность является неотъемлемой частью наших лучших научных теорий и успешно используется для объяснения и предсказания явлений, то у нас есть все основания считать ее реальной и объективной. Мы не видим электроны, но физика не может без них обойтись, поэтому мы считаем их объективно существующими.
То же самое, по мнению авторов, касается и цвета:
- Колориметрия: Наука о цвете оперирует строгими законами, описывающими смешение пигментов, эффекты контраста, взаимодействие света с поверхностями. Эти законы позволяют точно предсказывать результаты и используются в самых разных областях — от полиграфии до создания дисплеев. Успешность этих предсказаний говорит о том, что цвет — это измеримая и предсказуемая характеристика реальности.
- Эволюционная биология: Цвет играет колоссальную роль в живой природе. Апосематизм (предупреждающая окраска ядовитых или несъедобных животных), мимикрия, камуфляж, привлечение партнеров — всё это примеры того, как объективные свойства окраски используются живыми организмами для выживания и размножения. Уникальный пример — рыбы-ласточки, использующие ультрафиолетовые узоры, видимые сородичам, но не хищникам. Это показывает, как природа эксплуатирует объективные различия в способности воспринимать разные (и вполне реальные) цветовые сигналы.
Если бы цвет был чистой иллюзией, субъективным феноменом нашего сознания, как он мог бы столь эффективно «работать» в физических законах и биологической эволюции?
За пределами радуги: Новый взгляд на привычное
Итак, хотя наш личный опыт постоянно нашептывает о субъективности цвета, аргументы философов и данные науки рисуют иную картину. Возможность сравнивать цвета «бок о бок» и находить точные совпадения, а также незаменимая роль цвета в научных моделях мира, заставляют признать: цвет обладает объективным статусом, сравнимым с длиной или температурой.
Да, ваш синий — это не совсем мой синий. Но это различие в восприятии объективно существующего свойства мира, а не доказательство того, что сам цвет — лишь игра воображения. Так что в следующий раз, выбирая краску или споря о цвете заката, помните: за калейдоскопом наших ощущений скрывается вполне реальная, объективная цветная реальность. Просто доступ к ней у каждого из нас немного свой.











